РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ТЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ
Разработка
методического объединения педагогов дополнительного образования детей МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района
Тема «Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка»
Цель:
-повышение уровня компетентности педагогов дополнительного образования детей центра в вопросах применения современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса через умение использовать на занятиях кружков различные современные педагогические технологии.
План проведения:
1 Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка
Доклад: Пышкина В.И. – методист центра
2 Разработка моделей занятий кружков с использованием современных педагогических технологий
Педагоги дополнительного образования
3 Обмен опытом
Темы выступлений:
Использование методов проектов на занятиях кружка «Биология с основами исследовательской работы»
Использование современных информационных и коммуникативных технологий в образовании
Дидактическая игра как важное педагогическое средство активизации процесса обучения в учебном коллективе экологического агиттеатра
Использование здороьесберегающих технологий на занятиях туристско-краеведческого кружка
Подведение итогов
Доклад «Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка»
Пышкина В.И.- методист центр
« Если учитель не научился анализировать
факты и сознавать педагогические явления,
то повторяющиеся из года в год дела
кажутся ему скучными, однообразными,
он теряет интерес к собственному труду
Сущность педагогического опыта
заключается в том, что перед учителем каждый год открывается
что-то новое, и в стремлении постигнуть
новое раскрываются его творческие силы»
В.А. Сухомлинский
Современным ученикам нужен современный подход. Учитель должен идти в ногу со временем, чтобы донести свои знания до учащихся, поэтому использование технологий в преподавательской практике просто необходимо в наше время.
Технологии могут применяться как для обучения, так и для воспитания.
Можно ли использовать традиционные методы обучения ?
Да, можно. НО традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.
Каждый педагог должен выработать свою систему методик, приёмов и способов обучения. То есть каждый формирует «свою» технологию, и следует им по неписаным правилам своего опыта преподавания.
Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Или как перенести в условия внешкольного образования «чужую» технологию обучения?
Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня
*Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
*Успешность применения современных технологий зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Причины выбора инновационных технологий
Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс.
Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному кружку
Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и детей друг к другу.
Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Современные образовательные технологии
№
Название технологий
1.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1.1.
Педагогика сотрудничества
1.2.
Гуманно-личностная технология
2
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
2.1
Технология индивидуализации и дифференциации обучения
2.2
Технология программного обучения
2.3
Групповые технологии.
2.4
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
2.5
Технология с использованием опорных схем при комментируемом управлении
3
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
3.1
Игровые технологии
3.2.
Проблемное обучение
3.3
Проектно-исследовательские
4.
Технология развивающего обучения
4.1.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
4.2.
Технология саморазвивающего обучения
5
Здоровьесберегающие технологии
Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др.
Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали применяться и в практике дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятие с группой детей – групповой технологией), (применение игровой деятельности - игровой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно научиться внедрению новшеств в образовательный процесс. Благодаря этому порой один педагог не сможет сделать то, что под силу коллективу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать современную реальную методическую помощь.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс, должен знать:
- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);
- теоретическое обоснование планируемых результатов:
- этапы освоения новой технологии;
- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;
методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.
концептуальную основу той технологии, которую будет реализовать педагог.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью.
Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творческий подход к делу.
Педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
- проводить и анализировать учебные занятия, построенные новой технологии;
- научить детей новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Для этого необходимо создать педагогическую среду, влияющие на разные аспекты и стороны развития личности:
- создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту;
-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. ;
- создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
Мастер осознает особое пространство, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме:
- Здесь нет места скуке, пассивности и страха ожидания наказания
-Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: правило, закон, или - выведенное самостоятельно понятие.
- Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Рассмотрим модель одного из занятий кружка, где можно применить различные педагогические технологии
Тип занятия: комбинированный
Этап занятий
Варианты использования образовательных технологий
Метод и приёмы
Актуализация
опорных
знаний
Игровые технологии
Создание игровой ситуации.
Педагогика сотрудничества
Совместная деятельность.
Эвристическая беседа.
Здоровьесберегающая технология
Психофизическая тренировка (настрой на занятие).
Алгоритмическая разминка.
Сообщение темы
и целей
занятия
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
Работа в группах, парах.
Эвристическая беседа.
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)
Работа по
теме
занятия
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая, парная работа.
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Компетентностно-ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК
. Разноуровневые задания.
Развивающее обучение
Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Игровые технологии
Игровая ситуация.
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации.
Физминутка
Здоровьесберегающая технология
Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.
Индивидуальная (самостоя-тельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разноуровневые задания.
Информационно-коммуникативные технологии
Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.
Подведение итогов
занятий
Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре.
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Здоровьесберегающая
Тренинг «Я смогЧто получилось?»
Обмен опытом:
Выступление педагогов дополнительного образования детей по следующей тематике:
1. Использование методов проектов на занятиях кружка «Биология с основами исследовательской работы
2. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в образовании
3. Дидактическая игра как важное педагогическое средство активизации процесса обучения в учебном коллективе экологического агиттеатра
4. Использование здороьесберегающих технологий на занятиях туристско-краеведческого кружка
Подведение итогов
Подготовила Пышкина В.И., методист
МОУ ДОД « Эколого-биологический центр»
Джанкойского района
15