Родительское собрание «Роль родителей в профилактике вредных зависимостей» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амурская школа»
Родительское собрание
в 9 классе на тему:
«Роль родителей в профилактике вредных зависимостей»
Классный руководитель, учитель биологии: Асанова Л.М.
2015 г.
«От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает.
Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации»
А. Рыбаков.
В ходе собрания родители смогут
* рассмотреть понятие «психоактивные вещества»;
* проанализировать условия среды общения своего ребёнка;
* получить советы и рекомендации, как определить по внешнему виду употребление психоактивных веществ;
* как правильно разговаривать с подростком при подозрении его в употреблении психоактивных веществ.
Основные понятия
психоактивные вещества
профилактика
Структура собрания
Этапы
Формы и методы
Ожидаемые результаты
1 этап
Мотивация
Вводное слово педагога.
Постановка проблемы собрания.
2 этап
Работа с понятиями
Мозговой штурм.
Обсуждение ответов родителей на вопрос «Что такое психоактивные вещества?»
Родители знакомятся с определениями и осмысливают их.
3 этап
Обсуждение основной проблемы
Как определить, что ребенок начал употреблять наркотические яды. Как вести себя взрослому при подозрении на то, что ребенок употребляет наркотические яды.
Родители узнают результаты возникающие проблемы зависимости несовершеннолетних при употреблении ПАВ.
Настораживающие признаки зависимости от наркотических ядов. Куда обратиться родителям, когда случилась беда.
4 этап
Подведение итогов
Беседа. Анкетирование
Родители делают выводы по теме.
5 этап
Рефлексия
Высказывания родителей о ходе собрания.
Впечатления родителей о прошедшем собрании.
Задают интересующие вопросы.
Ход собрания.
1 этап: Мотивация
В романе А. Рыбакова «Тяжелый песок» есть фраза: «От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает. Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации».
Наша задача сегодня – сохранить наших детей, нашу Россию.
Да, сегодня существует много проблем, связанных с употреблением несовершеннолетними ПАВ. И, к сожалению, часто это становится для молодежи нормой жизни.
Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений, а за последние пять лет общее количество изъятых наркотиков выросло с 12 до 85 тонн.
По данным социологических опросов, 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики; около одного процента употребляют их регулярно. Это официальные сведения.
«Все, чем может помочь один человек другому,- это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы»
Эрих Фром
американский психолог
«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!»
Как думаете, когда были сказаны эти слова? Ворчание-сетование на молодёжь донеслось до нас из v века до нашей эры, из уст самого Сократа.
Легенда о
«Путник , идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощьНо он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги
«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Горькие цифры
85% подростков, ежедневно выкуривающих буквально 2-3 сигареты, скорее всего в будущем превратятся в регулярных курильщиков.
70% курящих подростков не стали бы курить, если бы у них был бы шанс начать всё заново.
60% подростков мечтают бросить курить, но не находят в себе сил.
Начав курить в 14 лет, к 18 годам человек превращается в закоренелого курильщика:
в школе курит каждый 8- подросток,
в институтах каждый 5-ый студент ,
80-90% всех курильщиков начинают курить в период до 20лет, и это весьма печально
2 этап: Работа с понятиями.
Мозговой штурм.
Родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
Что такое ПАВ?
Что подразумевает под собой понятие ПРОФИЛАКТИКА?
Педагогом делается вывод: задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.
3 этап: Обсуждение основной проблемы.
Помните!
Климат собственной семьи в вашей власти.
Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить его и сделать благоприятным.Благоприятным не вообще, а для своего ребёнка,для такого, какой он есть, даже если он далёк от идеала и совсем не похож на вас.
Профилактика зависимого поведения
Зависимое поведение традиционно изучалось в рамках медицинского подхода, медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена. Понятие «зависимость» также заимствовано из медицины. По определению Всемирной организации здравоохранения зависимость есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физиологическая зависимость от эффекта вещества».
Синдром зависимости определяется как «сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество».
Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности и др. К ПАВ, кроме наркотиков, алкоголя, некоторых токсических веществ, относят и никотин. Никотин и алкоголь относятся к легальным ПАВ. Употребление «слабых» ПАВ, таких как табак, нельзя сводить к чисто фармакологическому эффекту. Они формируют привыкание к определенному образу жизни, являясь «втягивающим» наркотиком.
Основные симптомы зависимости:
самообман или отрицание своей зависимости как защита личности;
повышение толерантности как постоянное увеличение дозы;
абстиненция (страдание при отсутствии предмета зависимости);
нарушение воли как нарушение осознания цели, принятия решения вследствие самообмана;
нарушение внимания.
Зависимость считается заболеванием, если:
1) вследствие часто повторяющегося приема натурального или синтетического ПАВ у человека возникает состояние периодической или хронической интоксикации, представляющей вред и опасность для них самих или их окружающих;
2) у человека наблюдается почти или совершенно непреодолимое влечение к этому ПАВ (психическая зависимость);
3) человек не в состоянии самостоятельно отказаться от приема ПАВ, или психически и органически настолько зависит от него, что внезапное прекращение приема вызывает физически тяжелое и психически непереносимое состояние (физическая зависимость или абстиненция).
Зависимость от ПАВ – болезненный поведенческий паттерн. Он связан с невозможностью обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие и имеет следующие особенности:
основан на неадекватной самооценке и потере самоуважения;
на некоторое время притупляет ощущение дискомфорта, страха, боли;
искажает действительность и создает иллюзию заботы о человеке;
вредит физически, психологически, эмоционально;
ограничивает личные, профессиональные и социальные возможности;
вызывает «синдром хорошего самочувствия», который маскирует подлинные эмоции;
поддерживает разобщенность с другими людьми.
Термин аddictus, которым называют человека подчиняющегося, осужденного, связанного долгами, изначально употреблялся в юриспруденции. Метафорически аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая требует от человека тотального повиновения. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение (А.Ф. Усков, 2000).
В 80-х годах XX века в научной литературе появился термин «аддиктивное поведение» (W. Muller, 1984; M. Landry, 1987), под которым понималось злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того, как от них сформируется зависимость.
В разговорном английском слово addiction (пагубная привычка, страсть) может быть отнесено практически к любому веществу, занятию или взаимодействию. Теперь говорят, что у людей «есть аддикция» к пище, курению, азартным играм, покупкам, работе, игре.
аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Развитие аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости.
Аддиктивное поведение следует отличать от обычного увлечения. Характерные признаки аддиктивного поведения в этом смысле – это:
1) наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами;
2) наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»);
3) возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.).
4) возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.
Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение. Отличить употребление вещества или деятельности от злоупотребления можно, опираясь на два критерия – соматического и социального. Когда человек злоупотребляет чем-либо, у него возникают проблемы с собственным здоровьем и/или проблемы во взаимодействии с окружающими (конфликты с родителями, коллегами).
Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как социальные, социально-психологические, психологические и биологические.
Значимыми социальными факторами являются:
нестабильность общества,
доступность ПАВ,
отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций,
контрастность уровней жизни,
интенсивность и плотность миграции,
мода,
степень грозящей ответственности,
влияние группы.
К социально-психологическим факторам относятся:
высокий уровень коллективной и массовой тревоги,
разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами,
романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании,
отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.
Среди психологических факторов следует выделить такие как:
незрелость личностной идентификации,
слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу,
низкая переносимость психологических стрессов,
высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов,
привлекательность возникающих ощущений и переживаний,
выработка гедонических установок,
отсутствие социальных интересов,
стремление к самоутверждению.
1. Организация социальной среды.
Повысить эффективность профилактических мероприятий возможно и необходимо. Для этого важно помнить, что основными сферами жизнедеятельности школьника являются семья, образовательные учреждения и микросоциальное окружение. Не секрет, что в настоящее время психопрофилактическая работа проводится главным образом в учреждениях образования. Недостатком такой работы является, в первую очередь, то, что сформированные установки, приобретенные умения не находят подкрепления в семье и микросоциуме подростка. Таким образом, необходимым представляется кооперация усилий всех структур, связанных с воспитанием и обучением школьников. Главная задача профилактики – формирование у школьника типа поведения, отвергающего применение психоактивных веществ для изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения должно осуществляться в масштабах всего общества, например через создание негативного общественного мнения по отношению к аддиктивному поведению. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Важным фактором профилактической работы являются и методы воспитания школьника в семье. Выявлено, что наиболее продуктивным методом, позволяющим формировать личность школьника, свободного от аддиктивного поведения, является метод самоэффективности родителей, включающий информационный аспект, личный опыт поведения, вербальное убеждение и эмоциональное равновесие. А. Бандура считает, что самоэффективные родители – люди, умеющие трезво оценивать свои способности и выстраивать конструктивное поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации.
2. Информирование.
Профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Начало реализации профилактической работы должно предварять экспериментирование. Работа с подростковой субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где школьники проводят свой досуг и общаются. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.
Профилактическая работа должна избегать тактики прямого запугивания, с помощью которой школьников стараются отвратить от употребления психоактивных веществ. Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся с взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и эффект когнитивного диссонанса. К примеру, профилактика табачной аддикции традиционно опирается на информацию о страшных последствиях курения, таких как рак легких, эмфизема, инфаркт. Да, это так. Но возвращаясь из школы домой, школьник сталкивается с курящим родителем, который молод, здоров (пока еще), социально активен, полон жизненных сил. Возникает диссонанс между полученной в школе информацией теоретического характера и наглядным практическим примером, представленным значимым взрослым. Ответ на вопрос: чье воздействие в данном случае окажется более значимым – очевиден. Кроме того, известно, что подростковый возраст характеризуется суженной временной перспективой, вот почему информация о возможных далеких последствиях курения не производит должного впечатления на них. Вообще информирование само по себе не снижает уровень аддикций. В некоторых же случаях, проведенное или слишком рано, или поздно, напротив, стимулирует усиление интереса к ним. Информируя школьников, необходимо оказывать адресную помощь, то есть проводить работу только со школьниками группы риска, имеющими склонность к формированию аддиктивного поведения.
Школьникам следует сообщать все факты с максимальной честностью. Профилактика должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Сведения, предъявленные осторожно и честно, дадут больший эффект, чем однобокая устрашающая информация, особенно если в дальнейшем школьники столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами.
Далее родителям предлагается перечень настораживающих признаков, при проявлении которых необходимо бить тревогу и которые говорят о том, ребенок начал употреблять наркотические яды:
бледность кожи
расширенные или суженные зрачки
покрасневшие или мутные глаза
замедленная речь
плохая координация движений
свернутые в трубочку бумажки
уходы из дома, прогулы в школе
невозможность сосредоточиться
бессонница
частая и резкая смена настроения
нарастающая лживость
Родителям даются рекомендации, что делать если возникли подозрения:
Не отрицайте ваши подозрения.
Не паникуйте.
Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока вы не справитесь с вашими чувствами.
Если ребенок не склонен обсуждать с вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о ваших опасениях и переживаниях. Предложите помощь.
Важно, чтобы вы сами были образцом для подражания.
Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.
4 этап. Подведение итогов.
Для проведения итоговой работы педагог предлагает родителям анкеты «Интернет зависимость» или «Раннее выявление родителями зависимости у подростка».
5 этап: Рефлексия.
В конце собрания родителям предоставляется возможность высказать свои впечатления от прошедшего собрания, полученной информации, задать интересующие вопросы.
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА
ВОПРОСЫ
БАЛЛЫ
1. Обнаружили ли Вы у ребенка:
1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.
50
2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.
50
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям.
50
4. Частую, непредсказуемую смену настроения.
50
5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.
50
6. Частые простудные заболевания.
50
7. Потерю аппетита, похудание.
50
8. Частое выпрашивание у Вас или родственников денег.
50
9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.
50
10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.
50
11. Скрытность, уединенность, задумчивость, длительноепрослушивание магнитофонных записей.
50
12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностяхповедения.
50
13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.
50
14. Нарастающее безразличие к окружающему, потерюэнтузиазма.
100
15. Резкое снижение успеваемости.
100
16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы напредплечьях.
100
17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюсянеобъяснимой энергией.
100
18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.
100
19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в сменеодежды и т.п.
100
20. Нарастающую лживость.
100
21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.
200
22. Значительные суммы денег без известного источникадохода.
300
23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша отодежды.
300
24. Потерю памяти на события, происходившие в периодопьянения.
300
25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды,марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.
300
26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травыи т.п., особенно если их скрывают.
300
27. Состояние опьянения без запаха спиртного.
300
28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке,следы от уколов
300
2. Слышали ли Вы от ребенка:
1. Высказывания о бессмысленности жизни.
50
2. Разговоры о наркотиках.
100
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.
200
3. Сталкивались ли Вы со следующим:
1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.
100
2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т.д.
100
4. Слышали ли Вы от ребенка:
1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.п.
100
2. Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения.
100
3. Совершение кражи.
100
4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.
300
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного).
100
Если вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость. Для окончательного разрешения сомнений рекомендуются следующие действия:
1) попытаться вызвать подростка на откровенный разговор (лучше это сделать тому человеку, с которым у подростка имеются доверительные отношения);
2) в домашних условиях или лабораторно пройти тестирование на наркотики;
3) срочно обратиться к специалистам (желательно в специализированные центры по профилактике и лечению наркозависимости или к подростковому наркологу, семейному психологу, подростковому психологу, психотерапевту);
4) переключиться на режим оказания помощи подростку со сформированной зависимостью.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15