Статья Использование игровых технологий для развития творческих способностей детей на занятиях творческого объединения Волшебный крючок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»

Использование игровых технологий для развития творческих способностей детей на занятиях творческого объединения «Волшебный крючок»

Педагог дополнительного образования: Климко Екатерина Владимировна

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Перед педагогами дополнительного образования детей стоит важная задача – совершенствовать образовательный процесс таким образом, чтобы на занятиях творческого объединения каждый учащийся работал головой и руками активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для развития творческих способностей.
Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради учения.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
«В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.»
Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она потому, что от части есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни: в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».
Разработчики дидактических игр для детей делают акцент на том, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.
Вследствие этого перед педагогом системы ДОД стоит проблема разработки содержания игр и определения их места в системе других видов деятельности детей на занятиях, а также разработки методики проведения дидактических игр с учетом целей занятия и уровня подготовки обучающихся в учреждениях ДОД.
Любой человек абсолютно уникален – внешность, характер, предрасположенность к всевозможным навыкам и способностям он получает еще в утробе матери. Когда ребенок рождается, задача родителей помочь ему приспособится к жизни. В воспитании ребенка активно используется игра как средство взаимодействия с ним, общения на его языке, а также развития его навыков и способностей с максимальной эффективностью. Любая, правильно организованная игра, готовит ребенка к взрослой жизни, расширяет кругозор, и создает модель взаимодействия людей между собой, с предметами и животными. А развивающие игры для детей помогают в освоении необходимых навыков, способностей, черт характера, которые реализуют личность в полной мере. Личностный рост и ее формирование проявляется в развитии логики, внимательности, концентрации внимания, тренировке усидчивости, а порой нестандартного мышления и творческих способностей.

Форм и методов выявления творческих способностей много, приведу некоторые из них:

На первом году обучения учащиеся творческого объединения проходят тему: Вязание по кругу. В рамках этой темы проходит игра «Мастерская Деда Мороза». Ребята делятся на две команды. Выбираются помощники Деда Мороза, которые помогают и подсказывают остальным «гномам», как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке.
В результате учащиеся развивают способность заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт – т.е. происходит развитие творческого мышления
Ролевая (деловая) игра «Я - педагог» С большим удовольствием учащиеся творческого объединения «Волшебный крючок» изображают педагога – объясняют, помогают, проверяют выполненную работу. В объединении всегда очередь на роль педагога. Поверьте, очень полезно порою посмотреть на себя со стороны. Бывает, я что-то меняю в своем поведении или манере разговора после такого «спектакля».
Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Игра путешествие в мир Русской народной культуы
Эта игра проводиться к Пасхе
Цель игры-путешествия: Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).Итог: выполнение творческих изделий.
В результате формируется творческое мышление, познавательная активность, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Физкультминутка
Предметы ожили в нашей квартире.
Предложите ребёнку пофантазировать на тему, какой был бы характер, например, у утюга, если тот ожил. Кстати, альтернативная идея: можете на досуге нарисовать несколько пар глаз и ртов, которые можно будет в процессе игры приклеить скотчем к оживляемым предметам. Не забудьте перед игрой подогнать их по размерам оживляемых предметов. Предлагаются следующие предметы: Крючок размер 1,5 мм, 3 мм, 5 мм, ножницы, утюг, крахмал, булавка и тд
Результат: Развитие вербального – творческого мышления

Декоративная пауза
Игра путешествие в «Лоскутленд» гид по городу - Лоскутик
Знакомство с лоскутным шитьем. Делятся на две команды.
Задание на эстафету(включить утюг отпарить тряпочку, отрезать нитку и вставить в иголку , пришить пуговицу, сделать петельку)
Второе задание разделить цвета на теплые и холодные.
Одна команда – теплые цвета вторая холодные
Эскизирование прихваток в лоскутной технике
Выставка эскизов
Изготовление творческих работ по собственным эскизам

В результате – развивается логическое мышление, инициативы, активности, самостоятельности, самореализации, самоуправление, самовоспитание


Диагностическая – игра «Волшебный сундучок»
Для этого нужно, на маленьких бумажках, каждому нарисовать условное обозначение и положить их в сундук (количество записок от каждого не ограниченно). Затем мы хорошо перемешиваем и каждый ребенок достает три записочки с условными обозначениями. Теперь надо составить узор используя только эти обозначения.(бонус – воздушная петля). Когда схемы будут составлены – их кладут в сундук – перемешиваем и теперь, что ребенок вытянет то он и будет вязать. После того как будут связаны образцы, мы оцениваем полученный результат. Выбираем самый лучший – это и будет наш победитель и не один, а два – тот кто придумал схему и тот кто ее воплотил в жизнь
В результате: выявляются дети с креативным мышлением, умеющие не только индивидуально работать, но и умеющие применить свои знания умения и навыки, используя свое воображение и интуицию.
Подведем итог
Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.  Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.
В заключении хочется отметить, что использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования детей положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на ребенка, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции.