Опыт обучения программистов


Опыт ПЦК 230105: организация «практической работы» студентов- программистов
Общеизвестный факт: 2 года развития ИТ технологий = 100 годам развития других технических отраслей). Исходя из этого и принимая во внимание, что специальность «1735 - ПРОГРАММРОВАНИЕ для быстродействующих ЭВМ » открылась в Челябинском политехническом техникуме в 1971 году, можно утверждать, что философски опыту обучения программистов в этом году -4200 лет. Солидный надо сказать возраст!!!!!!
При поступлении на эту специальность нас (я сама была абитуриенткой ЧПТ на эту специальность в 1980 году) ожидал конкурс – ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО! А потом было 2 года 9 месяцев учебы, студенческих посиделок, конкурсов, вечеров отдыха, стройотрядов и ежегодной работы в колхозе с проживанием на базе озера Кум-куль... Диплом нам вручал директор ЧПТ Александр Степанович Синицын 2 марта 1983. тут я с А.С.Пушкиным не согласна – «.. мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...». Учиться было тяжело, но уже на третьем курсе можно было поработать в период технологической практики на производстве в качестве оператора ЭВМ на просторах всего Советского Союза!!!! Мы были «штучным товаром» - во всем Уральском регионе было только три техникума, которые готовили программистов (Челябинск, Пермь и Свердловск). Советской стране были нужны грамотные кадры! Уже на период производственной практики наших студентов запрашивали промышленные предприятия Москвы, Ленинграда, Таллина, Кустаная, Рудного, Фрунзе, Краснодара. Причем каждое из предприятий было готово присылать «именные заявки» на распределение выпускников после защиты диплома, если студенту понравилось тут работать. Я проходила производственную практику в городе Муроме Владимирской области (оборонный приборостроительный завод в поселке Вербовском). Распределиться на работу после вручения диплома можно было тоже по всей стране, на распределение приезжали представители НИИ, «оборонки», каждый был рад принять в свой коллектив СПЕЦИАЛИСТА. Я поучила путевку в жизнь в агентство космических исследований города Свердловска.
С распадом Советского Союза пришли «иные времена» и в образование, студенты стали уже самостоятельно искать места для прохождения производственной практики, отмерло и понятие «распределение при получении диплома»... Но по-прежнему многие наши выпускники «НА КОНЕ»! Хотя были времена, когда все учебные заведения получили аккредитацию на подготовку таких специалистов и по этой специальности стало уж очень много выпускников...
В чем же успех? Почему наши студенты могут выгодно отличаться от своих «коллег»? А иногда при подборе кадров для предприятия наши выпускники более востребованы, чем выпускники ВУЗов? Например, наш выпускник Смелянский Данил, был назначен приказом по предприятию руководителем группы за неделю до того, как защитил диплом. Андрея Малышева пригласили на предприятие, где проходил производственную и преддипломную практики, коммерческим директором.
Я как бывший студент и нынешний преподаватель могу высказать свое мнение. Все задания на лабораторные работы и занятия учебной практикой в стенах ЧПТ, на ПК информационного вычислительного центра были четко связаны с материалом дисциплин, которые студент изучает в данный момент. Еще до выхода Первого Государственного стандарта, в разработке которого принимала участие бывший директор ЧПТ Дубровина Л., вызванная для этой работы в Москву. Могу сказать, что за основу примерных программ многих дисциплин были взяты наши рабочие программы. При разработке учебного плана четко выверялось последовательность преподавания дисциплин, смысловое содержание (так называемые межпредметные или междисциплинарные связи). И здесь идейным вдохновителем всегда была Лидия Эмануловна. Городняя, которая несколько лет назад ушла на заслуженный отдых. За связь с кафедрой ЭВМ ЮУрГУ отвечала председатель ПЦК К.Н.Ершова. Преподаватели Цыганкова Л.П. и Маркова Л.Г. нарабатывали «научный багаж» отдельных дисциплин, некоторые наработки используются до сих пор!!!! С 1996 года на работу в ЧПТ приходит молодежь после ВУЗов ( Сурменко Е.В., Мотовилова Н.В), люди поработавшие на производстве ( Рученькина Л.А, Устьянцева Н.В., Родионова М.В.), после окончания ЧПТ здесь остается Кащеева А.А. Опыт «предков» тщательно изучается, прорабатывается. оформляется и продолжает использоваться. Молодые преподаватели используют компьютерную верстку и дизайн для оформления дидактических и методических материалов. В учебный процесс внедряется изучение программы 1С (у истоков – В.М.Иус, далее Устьянцева Н.В. и Кащеева А.А.). Дипломные проекты по использованию и программированию в 1С всегда заслуживали высокой оценки председателя Государственной аттестационной комиссии Елены Семеновны Ярош (доцент кафедры ЭВМ ЮУрГТК).
Уже на уроках информатики на I курсе студенты разрабатывали логическое мышление при разработке алгоритмов и реализации их на ЯП Бейсик. На втором курсе дисциплины Основы алгоритмизации и программирования базировались на ЯП – Паскаль (структурированный язык для учебных целей). При изучении дисциплины практические задания были ориентированы на решение задач Численных методов, что давало возможность сравнить временные составляющие решения задач с использованием калькулятора и ПК. Причем обучающие лучше воспринимали такие понятия, как «точность вычислений», «отладка и тестирование задачи на ПК» и при этом высокоуровневый язык программирования Паскаль не требует времени на изучение интерфейса, свойств и методов классов, как например, Delphi.
Далее свое мастерство программирования студенты шлифуют при изучении дисциплины Технология разработки программных продуктов (ТРПП ). Остановимся на этом:
Для специальности 230105 «ПО ВТ и АС» в требованиях Государственного стандарта II поколения к знаниям и умениям выпускников в рамках дисциплины ТРПП по содержанию записано:
Проектирование ПП
Стиль программирования
Эффективность и оптимизация программ
Отладка, тестирование и сопровождение программ
Технология программирования;
Защита программ
Коллективная разработка программных средств.
Для реализации требований стандарта для специальности 230105 в рамках дисциплины ТРПП для получения практических навыков по указанным темам часы практических занятий согласно Учебному плану и рабочей программе распределены следующим образом:
III курс I семестр Лабораторные работы ( 12 учебных часов) – здесь студент приобретает первые практические навыки оформления технической документации по требованиям ЕСПД (единая система программной документации)
III курс II семестр Бригадная работа (первый полноценный программный проект с разработкой технической документации) с оформлением пояснительной записки (ПЗ) - 28 учебных часов
IV курс I семестр Курсовой проект 30 уч. часов (перспективная среда программирования, практический характер приложений, демонстрация навыков, полученных по всем изучаемым дисциплинам)
Часть студентов выбирают БИНАРНЫЕ проекты, поскольку они носят прикладной характер, предполагают большой объем работы по реализации проекта и изучение технической документации для демонстрации знаний, не предусмотренных государственным стандартом 2002г. (В связи с тем, что появились новые версии программных продуктов, нужно время для их освоения студентами и преподавателями (внедрение новых версий в учебный процесс) – студенты на этапе Курсового проекта создают Электронные пособия для дальнейшего внедрения в учебный процесс (примеры предыдущих лет: Электронные пособия по лаб. работам по ОАиП, по ППП и РЭУБД, практические работы, приведенные в учебнике Михеевой преведены усилиями студентов с версии 2003 MS Office yf 2007). Для разработки и внедрения в учебный процесс таких глобальных проектов уходит 2-3 года, поэтому при разработке КП успешно используется опыт предыдущих результатов проектирования. Эти особенности требуют для части пояснительных записок других временных характеристик ХРАНЕНИЯ.
По опыту прошлых лет были случаи, когда один студент работал над своей темой и на бригадной работе, и на курсовом и на дипломном проекте. (Сердюк Иван) Эта работа (АРМ классного руководителя) на разных уровнях реализации участвовала в различных российских конкурсах, при этом были разные результаты.... В Смоленске (бригадная работа) в заочном конкурсе не имела успеха, а на очных Российских конкурсах в Златоусте и Сатке (результаты КП ) заняла II и III места соответственно.
Мы считаем, что курсовые проекты практического характера позволяют «зажечь» студента и активировать интерес к выбранной специальности, облегчают процесс выполнения дипломного проекта на реальном предприятии.
Эффект решения сложных и реальных задач еще на стадии обучения в колледже дает свои плоды – они адаптированы для работы на реальном производстве. Качественные знания наших студентов отмечали преподаватели различных высших учебных заведений – наши выпускники котируются при их поступлении в ВУЗы для получения высшего образования на заочных или очно- заочных формах.
Преподаватель ЮУрГТК _______________________/ Н.В.Устьянцева/