Методическая статья Применение ИКТ на внеклассных занятиях в школе-интернате I и II вида.
Великий ученый – географ Н.Н. Баранский говорил: «Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».
Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс порой невозможно воспринять на слух и представить в своем воображении. Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся тоже лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Именно информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию.
Информационно-коммуникационные технологии - это средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и развития личности школьника. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным, способствует развитию личности школьников и обеспечивает качественное образование.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал можно представить ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю:
на уроке изучение нового материала;
для обобщения и систематизации заданий;
при выполнении практических работ, творческих заданий;
при контроле знаний и умений;
в исследовательской и проектной деятельности;
во внеурочной и внеклассной работе.
Самым главным источником географических знаний является карта. Интерактивные карты дают возможность изменения содержания карты, изменять слои окраски, наносить или убирать свои надписи.
Некоторые географические процессы школьнику очень трудно представить. Например, формирование и движение циклона, движение Земли вокруг Солнца и смена сезонов года, образование теплого и холодного фронтов. Активные элементы и анимация помогают в формировании понимания динамического изменения процесса.
Программа по географии содержит ряд практических работ. Некоторые работы требуют описания объекта по плану. Например, «Составление характеристики страны», «Характеристика реки» в 7 классе, «Сравнительная характеристика Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин» в 8 классе, «Характеристика местного предприятия», «Характеристика транспортной магистрали» в 9 классе. Выполнение таких практических работ с применением ИКТ дает возможность не только мотивировать ученика на более полное и расширенное изучение объекта, но и формирование творческого подхода к выполнению работы. Создается зрительный образ объекта, который наряду со словесным описанием более прочно закрепляется в памяти ученика, дает возможность понять, сравнить, установить черты отличия между объектами.
Часто в своей практике я применяю технологию учебных проектов, которая как нельзя лучше сочетается ИКТ. Например, по теме «Города Центральной России» (9 класс) проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, фотографий, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирают информацию в сети Интернет и прессе. Продуктом этого проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении материала в других классах, при изучении других тем.
Многие ученики вполне свободно владеют приемами работы с различными программами, поэтому презентации не являются единственным видом оформления своей работы. Это могут быть флеш анимации, видеофильмы, созданные в программе MovieMaker, нарезка из видео сюжетов.
В восьмом классе проводим конкурс на лучшее создание визитной карточки заповедников страны. Формы трансляции результатов самые различные. Это может быть презентация, буклет, видео ряд достопримечательностей, карта путешественника. Выполнять такие работы ученики могут индивидуально, в группах, в парах.
На уроках географии широко использую краеведческий материал. Совместно с учениками мы создаем электронную базу для уроков краеведения. Ученики формируют умения работы с цифровыми фотоаппаратами, совершенствуют навыки по преобразованию фотоснимков и видео сюжетов, готовых к трансляции в классе и в сети Интернет.
Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
В 5 классе происходит формирование общих, метапредметных навыков поиска информации. Информационно-коммуникационные технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными.
При изучении обширной темы «Путешествие по планете Земля» ученики во время уроков составляют презентации, подбирают ряд фотографий, находят необходимую информацию. С каждым разом на выполнение задания они тратят все меньше времени, так как уже достаточно хорошо знакомы с адресами поиска информации, самостоятельно выбирают формы презентации учебного материала. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.
Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой.
По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете географии собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который разработали ученики.
Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.