Составила : Гимадиева Д.Р.
Буинск
2014
План урока:
1.Представление ученика - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.
2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.
«Этюд» Л.Шитте –работа над темпом, нюансами .Играть ровно.
Новые упражнения для развития правой руки.№7,№8,№10.
3.Повторение выученных ранее произведений.(Играть артистично)
Физкультминутка.
4. Работа над новым произведением «Мишка с куклой танцуют полечку» Музыка М.Качурбиной.
Ход урока.1. Гамма До мажор играть в терцию. Длительности-четверти и восьмые.
Играть с нюансовыми изменениями. Арпеджио аккорды.
Добиться ровного исполнения ,уделить особое внимание посадке ,положение рук ученика.
2. “Этюд” Л. Шитте.- исполнение сначала в медленном темпе, играть ровно.Текст, аппликатура, динамика. Уделяем внимание знакам альтерации.
3. Повторение выученных пьес. «Птичка», «Сәгать»
Уделить внимание артистичности исполнения.
Физкультминутка.
Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.
Нужно вовремя формировать правильные навыков игры на баяне у учащихся,проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.
Анализ причин напряжённой игры на инструменте:
а) положение инструмента;
б) положение рук, кисти, пальцев;
в) работа над музыкальным произведением;
г) работа игрового аппарата;
д) отсутствие навыка игры перед слушателями.
Воспитание артистических качеств.
Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями и левый – более короткий, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди.
Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.
Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти ,пальцев .Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры. Очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого произведения. При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.
Работая над артистичным исполнением пьес нужно соблюдать главное условие – психологический настрой -«Моя игра мне нравится»
Ученика нужно выпускать чаще на сцену . Для его нервной системы это – здоровый тренаж. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. После выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной работы
3) Работа над новым произведением – “Мишка с куклой танцуют полечку” М.Качурбиной
Прослушивание пьесы.
Анализ пьесы проводим в форме беседы,без игры на инструменте. Кто автор,для чего написана пьеса, для кого.Выявить выразительные средства исполнения. Применяем метод- слышу,вижу,ощущаю.
Работаем над нотным материалом. Начинаем работу с зрительного охвата нотного текста.
- Темп, размер, технические средства выразительности, терции. Узнаем у ученика, что для него ново, незнакомо в этой пьесе. Теперь глядя на ноты проигрываем правую руку, ведем громкий счет. При проигрывании уделяем внимание аппликатуре.Самым трудным для ученика является техническое овладение произведением, поэтому играем медленно, обращая внимание на музыкальные предложения и фразы.
В конце делаю анализ урока. Корректно делаю ребенку замечания, хвалю за старательность.
Домашнее задание:
-работать над ровным исполнением гаммы, правильной аппликатурой.
-работать упорно и много над правильным исполением мажорной гаммы, арпеджио, аккорды.
Артистично исполнять пьесы. Продолжить работу над музыкальным оформлением произведений,грамотным исполнением текста.
-знать музыкальные термины.