Статья Овладение умением приобретать знания из различных источников, развитие информационной культуры на примере уроков физики


МКОУ ПУГАЧЁВСКАЯ СОШ
АННИНСКОГО РАЙОНА
Выступление на РМО учителей физики
«Овладение умением приобретать знания из различных источников.
Развитие информационной культуры»
Учитель физики
Ладенкова Ирина Владимировна
Пугачи 2016 г.
Одна из задач воспитания и обучения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой профессиональной деятельности, выработка навыков самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке информации, подготовка обучающихся к непрерывному образованию и самообразованию. Поэтому необходимо формирование рациональных методов и приёмов учебной работы с учащимися, таких как умение добывать знания из различных источников, развитие информационной культуры.
В своём выступлении я попытаюсь охарактеризовать формы работы, используемые в этом направлении. Необходимость обращения к различным источникам информации у учащихся возникает, прежде всего, при выполнении различных видов самостоятельной работы. В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы, которые по дидактической цели можно разделить на следующие группы:
1. Работы, основная цель которых — приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников т.е. развитие информационной культуры (Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами, наблюдения, работа с раздаточным материалом, опыты на уроке и в домашних условиях, анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы, работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой и т. д.).
2. Работы, основная цель которых — совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике (Решения задач различного характера, доказательство справедливости формул и т. д.).
3. Работы, основная цель которых — формирование у обучающихся умений и навыков практического характера (Решение и составление различных задач и вопросов, рецензирование ответов других учеников и оценка их деятельности на уроке и т. д.).
4. Работы, основная цель которых — развитие творческих способностей обучающихся.
Самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной литературой
Учебник — это краткий свод научных сведений. Он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфам, система задач и упражнений, предметно-именной указатель, описания лабораторных работ.
Учебник должен быть использован на уроках для усвоения нового материала, что способствует активизации обучающихся в процессе обучения.
Это может быть осуществлено в следующих случаях:
1. Работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта.
Например, при изучении вынужденных колебаний ставится опыт для наблюдения резонанса маятников и внимание обучающихся обращается на то, что данное явление возникает, когда маятники имеют одинаковую частоту. Как же его объяснить? Дается задание: найти объяснение в книге. После самостоятельной работы в беседе подчеркивается сущность резонанса, закрепляется его оформление, а затем вычерчивается на доске резонансная кривая.
2. Можно начать изучение темы с самостоятельной работы с учебником. Это возможно в том случае, если ученики имеют запас знаний, необходимых для правильного понимания нового материала.
Например, на уроке, посвященном изучению процесса кипения, вначале вспоминаем основные положения молекулярно-кинетической теории, явления испарения, охлаждения при испарении, наличия давления насыщенного пара и т.д. затем после постановки новой темы предлагается прочитать параграф “Кипение”. В это время преподаватель пишет на доске вопросы:
Чем объяснить появление пузырьков внутри жидкости вначале нагревания?
В чем причина поднятия пузырьков?
Объясните увеличение объема пузырьков.
Объяснение различие в изменении объема поднимающихся пузырьков в начале нагревания и после того, как жидкость прогрелась.
Что называется кипением?
При какой температуре происходит кипение?
Как изменяется температура кипения жидкости с изменением давления? Почему?
По учебнику готовят ответы на эти вопросы, после чего проводится беседа, в которой разбирается процесс кипения с молекулярно-кинетической точки зрения. Ставится опыт с кипячением воды в колбе. Обращается внимание на возникновение и стремительное поднятие пузырьков, проверяется постоянство температуры при кипении жидкости, снижение температуры кипения при уменьшении давления (с той же колбой), кипение раствора поваренной соли.
Такая методика создает прочное усвоение материала, так как самостоятельная работа сочетается с их активной мыслительной деятельностью, направляемой педагогом.
3. Большое значение имеет привитие умений не только находить формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения его текста.
Например, при изучении в 7 классе механического движения формулировка разбивается на три части: 1) изменение положения тела 2) относительно других тел 3) с течением времени. Каждая часть определения обсуждается, подкрепляется примерами из учебника и из жизни, затем определение собирается воедино.
Как показывает опыт, при таком сочетании демонстрации, слова преподавателя и использования учебника, ученики не только усваивают содержание определения, но и запоминают его формулировку.
4. Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке, когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По указаниям и направляющим вопросам ученики быстро просматривают текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте, быстро находят нужное. Полезно собрать материал в обобщающую таблицу.
Например, при изучении в 8 классе электрических явлений основные характеристики электрического тока сила, напряжение и сопротивление характеризуются по следующим направлениям: обозначение, формула, единицы измерения, прибор для измерения, подключение в цепь (чертёж), выражение через закон Ома. Если учащиеся самостоятельно составили такую таблицу, то и выучить её не составляет труда. Полезна она и при обобщающем повторении. При этом гораздо глубже осознаётся систематизация учебного материала. Домашнее задание на повторение по большей теме не будет таким трудным
5. Не всегда изложение преподавателя соответствует содержанию учебника. Когда учитель разъясняет учебный материал в другом плане или приходит к выводу иным путем, чем учебник, он должен сразу сообщить об этом на уроке и план записать на доске в процессе изложения содержания урока.
Задача состоит в том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое целое.
Самостоятельная работа с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности на уроке.
Выработка умений у учащихся по решению задач с использованием дополнительных источников.
Физика не возможна без решения задач. На ранней стадии обучения важное значение имеет формирование обобщенных умений решать задачи, выработка общего подхода к ним. Выражением такого общего подхода являются алгоритмы, например: алгоритм решения задач на второй закон динамики, на закон сохранения импульса, расчет электрических цепей. Применение алгоритмов в учебном процессе сокращает время обучения и позволяет увеличить число рассматриваемых “нестандартных” задач (требующих творческого подхода). При углублённом изучении физики более глубокое понимание физических процессов можно добиться посредством решения физических задач за пределами школьного учебника. Проработав дополнительные источники и изучив различные подходы к решению задач какой-то темы, у учащихся формируется свой самостоятельный подход к алгоритму решения, что очень важно. При изучении в 9 классе темы «Законы движения тела по вертикали» рекомендую учебник автора Кикоина и упражнение после него, которое содержит 10 задач. Решение этих задач принимаю зачётом.
Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей.
Использование дидактического материала
Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы обучающихся. Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание. Ответы на поставленные вопросы в некоторых случаях рекомендую найти в Интернете. Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют моделировать и демонстрировать физическое явление наглядно. В обязательном порядке рекомендую конкретные, проверенные сайты, где находится необходимая информация с учётом уровня развития ученика. Таким же образом можно организовать проведение лабораторной работы, для которой не достаточно оборудования в кабинете или оно морально устарело.
Внеурочная деятельность
Особое место в решении проблемы информационной культуры занимает организация внеурочной деятельности по физике. Здесь появляется возможность большей, чем на уроках, индивидуализации работы с учениками, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам, работы в темпе, соответствующем его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе учителя она обязательно является успешной для учащегося.
Для вовлечения в активную деятельность учащихся можно использовать различные формы внеурочной работы по физике; индивидуальные (чтение книг и журналов, подготовка рефератов, презентаций и сообщений, выполнение физических экспериментов в домашних условиях, изготовление приборов и моделей, участие в различных конкурсах, домашние творческие задания и т.д.), групповые (факультативное занятия. физический кружок, клуб юных физиков, школьное физическое общество и т.д.), массовые (физическая олимпиада,, неделя физики, физический вечер, научно- практическая конференция, выставка творческих работ, выпуск стенгазет, фестиваль физики, встречи с учеными, интересными людьми и т.д.).
В процессе преподавания физики в различных формах могут использоваться информационные технологии, в том числе и во внеурочной деятельности, что позволяет расширить возможности творчества как учителя, так и ученика, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что в итоге ведет к интенсификации процесса обучения.
Организация внеурочной деятельности учеников по физике с использованием компьютерных технологий может проводиться по разным направлениям.
В первую очередь, это задания, выполнение которых предполагает общение ученика с учителем посредством электронной почты. Такие задания представляют собой, как правило, подготовку сообщения на тематическую конференцию, проводимую в классе на уроке физики, или отчет о домашней лабораторной работе и др.
Учащиеся, по мере накопления опыта и прохождения определенных тем на уроках информатики, могут готовить доклады в виде коротких мультимедийных презентаций. На уроке они выступают с этими презентациями. Объясняя этот материал, учитель при этом дает необходимые объяснения и комментарии.
Надо отметить, что самостоятельный поиск в сети Интернет расширяет представления учеников о свойствах и возможностях глобальной сети.
Для учителя безусловная польза от таких презентаций заключается еще и в возможности более быстрого накопления иллюстративного материала, необходимого для создания новых разработок.
Но нужно придерживаться определенных правил:
Содержание внеурочных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны ученикам;
Один из самых верных путей повышения качества обучения физике – установление тесной связи между уроками и внеурочными занятиями;
Внеурочная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность;
Внеурочные задания, углубляя и расширяя знания учеников не должны отвлекать внимание от основного содержания учебной программы.
Кто как не мы, учителя, должны помочь детям не затеряться в потоке информации, выбрать важное и нужное для каждого ученика.