Технология интеграции физики с предметами естественно.сокр


Технология интеграции физики с предметами гуманитарного и естественно - научного циклов
Шидалина Сара КунакбаевнаНазарбаев Интеллектуальная Школа химико-биологического направлении города Атырау
Республика Казахстан
Ключевые слова: Интеграция, межпредметная связь, исследования, творчество, логика, целостная картина мироздания.
Integration, interdisciplinary communication, research, creativity, logic, the whole picture of the universe.
Интеграция, пәнаралық байланыс, ғылыми зерттеу, шығармашылық, логика, Әлемнің толық бейнесі.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы связи физики с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла. Межпредметные связи, которые содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов и в жизненных ситуациях, умению наблюдать, оценивать, создавать что-то свое авторское, формирует умения работы с дополнительной литературой, применять знания для объяснения явлений наблюдаемых в природе, в окружающей жизни и самое главное вдохновляет учащихся к новым открытиям и воспитывает у них чувство патриотизма.
Аңдатпа: Мақалада физика пәнінің жаратылыстану, тарихи, гуманитарлық цикл пәндерімен байланысы қарастырылады. Пәнаралық байланыс оқушылардың табиғи құбылыстар туралы тұжырымдамасын қалыптастыруға ықпал етеді, және әртүрлі нәрселерді зерделеуге, сонымен қатар өмірлік жағдайларда өз білімдерін пайдалануға көмек етеді, бақылау және бағалау дағдыларың қалыптастырады, өз авторлық жұмыс жасауын, қосымша әдебиеттермен жұмыс істеу қабілетін қалыптастырады, өз білімдерін қолдануға мүмкіндік береді, пәнаралық байланыс арқылы табиғат құбылыстарын және өмірлік жағдайларын түсіндіруде өз білімін қолдануға ықпалын тигізеді, және ең бастысы, оқушыларды жаңа ашылуларға шабыттандырады және патриотизм сезімін тәрбиелейді.
Annotation: The article deals with the relation of physics and natural science, historical, humanitarian cycle disciplines. Interdisciplinary communication that contribute to the formation of students' whole conception of natural phenomena, and help them to use their knowledge in the study of various subjects and situations, the ability to observe, evaluate, create something of their own copyright, forms the ability to work with additional literature, to apply knowledge to explanation of the phenomena observed in nature in the surrounding life and most importantly inspire students to new discoveries and to foster their sense of patriotism.


«Физика и лирика» – очень красивое и правильное высказывание, которое определяет вечную связь точной науки с литературой, и не только, ведь физика является основой техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории, экологии и во многом другом. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, естествознания, экологии, истории, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися, лирическими и театрализованными. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задания, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла. Цель - ввести в урок элементы занимательности и познавательные моменты, повысить интерес к изучению физики и увеличить кругозор школьников, привлечь к поиску и побудить учащихся к чтению дополнительной литературы.
Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир, окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей Применение примеров и задач, практических и исследовательских работ с элементами истории, географии, биологии, экологии на уроках и во внеурочное время поможет лучшему усвоению учебного материала. Привлечение этого материала служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работы с дополнительной литературой, формирует умения применять знания для объяснения явлений наблюдаемых в природе, в окружающей жизни и самое главное вдохновляет учащихся к новым открытиям и воспитывает у них чувство патриотизма.
Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Например, на уроке «Взаимосвязь казахской культуры с физикой» учащиеся 9-го класса продемонстрировали связь физики с казахскими национальными традициями и праздником пробуждения природы «Наурыз». В физике и астрономии 21 марта день весеннего равноденствия. День - сакральный для многих народов и религий мира. Это дата равновесия света и тьмы, после которой свет берет верх, и природа быстро пробуждается от зимнего сна. В казахской культуре это праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. День весеннего равноденствия - знаменательная ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов[1]. На уроке были показаны слайды, презентации, где представлены национальные традиции, игры, национальные блюда, одежда и военные аксессуары батыров. Прозвучали народные песни, ребята проявили большую активность, патриотизм, индивидуальность и хорошие знания о связи физики с народными традициями. Учащиеся рассказали о народных промыслах и традициях, существовавших в Казахстане на протяжении веков, как они связаны с основами физики и её законами. Подготовленная выставка представляла особую ценность тем, что гости и учащиеся могли увидеть прекрасные образцы прикладного искусства и традиционные виды женских ювелирных украшений, позволяющих понять сакральный смысл орнамента, насладиться красотой узоров, гармонией цвета и связать технологию изготовления таких украшений в прошлом и современном мире. Увидеть физику во всем и в меняющихся природных явлениях, и в быту. Такие мероприятия формируют у учащихся патриотизм, миролюбие, углубление и расширение знаний по предмету и представление детей о величии нашей Родины. Закрепляет знания учащихся, способствует практическому применению полученных сведений в жизни. Воспитывает чувство гордости за свою страну, свой народ.
Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики играет составление и решение задач, тематических загадок и ребусов. Эти задания должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологии, географии, истории. экологии. Например, для учащихся 7 и 8 классов я предлагаю загадки тематического характера.
Что за дерево такое
с ветками играет,
то находится в покое,
то их задирает
(электрический султан)
Железный оперный певец
на деревянной сцене спец
(камертон)
Тепло хранится долго в нем
об этом знает каждый
воздушной шубой греет он
не обожгись однажды
(термос)
В прозрачный цилиндр
водички нальем,
объемчик измерим,
а как назовем?
(мензурка)
Затем предложить им самим попытаться составить подобные задания, где прослеживается связь понимания физической сути явления или прибора с литературными оборотами.
Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку. Конечно, целесообразней излагать этот материал с использованием компьютерных технологий, видеотехники, плакатов и иллюстраций, географических и исторических карт, таблиц и наглядных пособий. Этот материал является чрезвычайно благодатным для мобилизации внимания учащихся. Для многих учеников эти примеры могут послужить средством привития интереса к физике. Привлечение фрагментов с элементами биологии, географии, истории, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета[2]. Решение интегрированных задач, составление загадок и творческих обобщений и выводов, поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику. Например, для учащихся старших классов я предлагаю составлять в лаконичной стихотворной форме обобщения о физических законах или открытиях. К примеру, после изучения раздела «Квантовая физика» составлены последовательные тематические выводы:

Дитя Столетова дало эффект
признаться, надо громкий,
название его фотоэффект
здесь свет не терпит ломки

Понятье кванта Планк явил
фотон несет энергию как факс
и слово дуализм он открыл
частицу как волну представил Макс
У Беккереля свой закон
лучи есть альфа, бета, гамма
радиоактивностью зовется он
естественна его программа
Супруги Жолио-Кюри
полоний с радием открыли
элементы эти в руки не бери,
чтобы лучи, как стрелы не вонзили
У Нильса Бора есть своя
теория водородоподобная
и музыкальность высшую он показал,
но дальше лития теорию не доказал
Джон Томсон обнаружил электрон
его параметры измерил циклотрон
и хоть ошибся Джон немножко
но все же пионером оказался он

Ошибку Томсона исправил Резерфорд
его модель красива и стройна
частица альфа чувствует комфорт,
но классикам не нравится она
Реакция цепная обязана Ферми
Энрико постарался взять контроль,
уран в реакторе бушуй, громи
тяжелых элементов-ты король!

Курчатов станцию возвел
и пусть всего пять мегаватт
во все края энергию довел
наш атом празднует парад!
Методика использования текстов, связанных с биологией, географией, экологией, историей может быть разнообразной. Если сообщение содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию. Например, при изучении темы “Простые механизмы” в 7-х классах можно привести следующие примеры использования простых механизмов. Ученые полагают, что первые колеса были созданы в Шумере примерно 5200 лет назад. До изобретения колеса тяжести по суше перемещали с помощью катков и рычагов. С развитием скотоводства начали использовать вьючных животных, появились бесколесные волокуши, ставшие прообразом саней. Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии; датируются они 4 тысячелетием до нашей эры[3].
Но более эффективным является решение физических задач на основе текстов, составленных на основе сообщений по биологии, географии, истории, экологии.
Вот примеры задач, которые предлагаются школьникам на уроках физики по теме: «Насыщающий и ненасыщающий пары. Испарение. Кипение»
В процессе перегонки температуру нефти постепенно повышают от 0 до 4000С. В какой последовательности при этом будет испаряться бензин, керосин, лигроин, кафта, соляр? (задачи, связанные с экологией) (ответы связываем с удельной теплотой парообразования) [4].
Можно по теме «Скорость. Равномерное движение» предложить ученикам творческое задание. Например, предлагается таблица, в которой указаны скорости движения в живой природе. Школьникам предлагается составить задачи по этим данным. Гепарды охотятся в одиночку. Они бегут за добычей со скоростью до 30 м/с, но довольно быстро устают. Если в течение минуты они не догоняют добычу, то прекращают погоню. Антилопа находится на расстоянии 100 м от гепарда и бежит со скоростью 72 км/ ч. Догонит ли ее гепард? Ответ: Если будет двигаться с максимальной скоростью, то догонит через 10 с.
Очень интересно можно строить уроки “Решение задач” с использованием интересных сообщений. Так ребятам предлагается занимательный факт, а они должны составить по нему задачу или вопрос. А затем предложить ответить на него своим одноклассникам. Например, некоторые сообщения по теме “Масса. Плотность” 7-й класс.
А) Какие единицы массы вы еще знаете? Сколько карат в 100 г?
Б) Алмаз массой 20 карат имеет объем 0,63 см. Определите среднюю плотность этого камня? Вас ничего не удивляет?
В) Сколько семян цератонии нужно взять, чтобы уравновесить брусочек серебра размерами 1*2*2 см3? Плотность серебра 10 500 кг/м3[5].

По предлагаемой методике можно проводить не только отдельные уроки, но и внеклассные занятия и мероприятия. Такие занятия положительно влияют на усвоение основного школьного курса физики, а также способствует развитию умений решать задачи творческого характера. Решение таких задач, творческие задания побуждают учащихся больше читать, самим находить интересные факты, а затем использовать их на уроке или на внеклассном занятии. Это развивает у учащихся критическое мышление, внимание, наблюдательность.
Факты и задачи, связанные с биологией, географией, экологией, помогут учителю физики разнообразить уроки и занятия, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, развить у школьников любовь к родной природе. Важной задачей на уроках физики становится ознакомление школьников с развитием современной науки, создание в представлении учащихся современной картины мира.
Задачи и физические загадки, практические и исследовательские работы по физике с элементами биологии, географии, экологии, могут использоваться учителем физики на уроках и во внеурочной деятельности, а также учащимися при подготовке к уроку, при написании доклада, для саморазвития и самоподготовки, для расширения кругозора, а также для творческой работы. школьники приучаются иллюстрировать законы физики примерами из смежных предметов[6]. Материалы могут быть использованы на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при даче нового материала, при закреплении нового материала; в качестве коротких сообщений по теме, занимательных задач, материала, развивающего характера, для составления вопросов и задач самими школьниками. Все ученики, активно принимающие участие в этой работе, поощряются.

Литература
1. Каирбеков Б. Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет Астана,
2012 г.
2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. Москва,
Просвещение, 1986 г.
3. Мезенцев В. Чудеса. Популярная энциклопедия в 2–х томах. Главная
редакция казахской советской энциклопедии. Алма-Ата, 1990 г.
4. Демкович В.П. Сборник вопросов и задач по физике. Государственное
учебно- педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР,
Москва 1963 г.
5.Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург,
Паритет, 1999
6. Семке А.И. Занимательные задачи по физике 7 класс. М.:НЦ ЭНАС. 2004 г.