Применение приемов рефлексии на разных этапах уроков по ФГОС
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов
Этап организационного момента и целеполаганияобеспечивает побуждение учащихся к деятельности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
С чего вы начнёте?
На этапе актуализации ЗУН учащихся Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах?
На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. - Что дала вам работа в парах?
- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?
- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?
«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
Классификация Этап урока Задачи Приемы Вопросы
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
в начале урока установления эмоционального контакта с группой Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Заставил задуматься…
Навел на размышления…
Могу похвалить своих одноклассников…
в конце деятельности. Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы Рефлексия деятельности на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость» У меня получилось…
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
в конце урока оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) Рефлексия содержания учебного материала Этап изучения учебного материала выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
Материал урока был мне…