Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни.
Данная программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей обучающихся в младших классах в соответствии с определением Стандарта.
Это комплексная программа по формированию их знаний, установок, норм поведения и личностных ориентиров, обеспечивающих укрепление и сохранение физического и психологического здоровья, как одного из главных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, умению достигать планируемые результаты освоения основной образовательной программы школы начального общего образования.
Наиболее эффективным путем достижения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является организация взрослых и направляемая (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье), а так же самостоятельная работа ребенка, способствующая активным и успешным усвоением программы и социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое место в образовательном учреждении и состояние здоровья, знать способы рациональной организации режима дня, умение использовать знания в двигательной активности ребенка, правильного питания и правил личной гигиены.
Программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни на пороге начального общего образования сформирована с учетом жизненных факторов, оказывающих существенно главное влияние на состояние здоровья детей:
•Неблагоприятные экономические, социальные и экологические условия;
•Имеющие место фактора риска в образовательном учреждении, которые могут приводить к ухудшению здоровья детей на протяжении всего обучения в образовательном учреждении;
•Активно формируемые в младшем школьном возрасте обширные школьные комплексы знаний по здоровому образу жизни, правил и норм поведения, привычек, а так же установок на будущее поведение;
•Учитывать особенности отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровью, которое существенно отличается от взрослых, это связано только с отсутствием опыта у ребенка и восприятием состояния болезни, как к ограничению свободы (необходимость лежать в постели, принятию лекарства и болезненные уколы). Ребенок не способен анализировать последствия своего отношения к здоровью, что приводит , в свою очередь, не принятие ребенком деятельности, связанной с укреплением его здоровья и дальнейшей профилактики.
Однако не только знание основ культуры и безопасного поведения здорового образа жизни обеспечивает и главное гарантирует их использование в жизни ребенка, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни, как в семье, так и в образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания и формирования культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики данного возраста, опираться на зону их ближайшего развития, все это необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровье сберегающей организации все внутренней жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно- оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из главных компонентов формирования безопасного поведения и культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (или с законными представителями ребенка) по совместной работе с детьми и разработке самой программы.
Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а так же организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Задачи программы:
•Сформировать представление о позитивный и негативных факторах, влияющих на здоровье, о эмоциях, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
•Сформировать представление об основных компонентах культуры здорового образа жизни;
•Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
•Сформировать представление о рациональном использовании режима дня, время для учебы и отдыха, двигательной физической активности, научить ребенка составлять и анализировать, и контролировать свой режим дня;
•Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
•Дать представления с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (инфекционные заболевания, снижение двигательной активности, пере утомляемости и т.д.), о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психо-активных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
•Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
•Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (умения релаксировать);
•Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у детей культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап- планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
•Организация режима дня детей, их нагрузки, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
•Организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
•Выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся младших школьников.
Второй этап- организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
Просветительско- воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
•Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
•Включение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
•Проведения дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
•Создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей ребенка), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями ребенка), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей ребенка) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
•Проведение лекций на заданную тему, семинаров, круглых столов и т.д.;
•Приобретение для педагогов, специалистов и родителей ( законных представителей ребенка) необходимой научно-методической литературы;
•Привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей ребенка) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Системная работа на уровне начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных разделов:
1-создание здоровье-сберегающей инфраструктуры;
2-рациональная организация учебной и вне учебной деятельности обучающихся;
3-эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы;
4-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями ребенка);
5-способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению здоровья.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
•Соответствие состояния и содержания образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
•Иметь необходимое оснащение помещений для питания учеников, а также для хранения и приготовления пищи;
•Организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
•Иметь оснащенные кабинеты, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и соответствующим для укрепления здоровья инвентарем;
•Иметь помещение для медицинского персонала;
•Наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с учениками (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Контроль и ответственность за реализацию этого раздела возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Хорошая организация учебной и вне учебной деятельности учеников, направлена на повышение эффективности учебного процесса, и существенное снижение напряжения и утомления, создание условий для снятия эмоциональной перегрузки, нормативного чередования труда и отдыха, включает:•Обязательное соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебной и вне учебной нагрузки (контроль за выполнением домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учеников на всех этапах обучения;
•Использование методов и методик обучения, согласно возрастным возможностям и психологическим особенностям учеников (главное использование методик, прошедших апробацию);
•При введении любых инноваций только под контролем специалистов;
•Соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе гаджетов , компьютеров и аудиовизуальных средств;
•Работа по индивидуальным программам начально общего образования (учет индивидуальных особенностей развития);
•Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого раздела зависит от деятельности каждого педагога.
Организация физкультурно- оздоровительной работы, направленная на обеспечение организации двигательного режима учеников, нормального физического развития и подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья учеников и формирование культуры здоровья, включает:
•Эффективную работу с учениками всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.д.);
•Организацию занятий по лечебной физкультуре;
•Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования;
•Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной перегрузке и повышению двигательной активности;
•Организацию спортивных секций и созданию условий для их эффективного функционирования;
•Регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.).
Реализация этого раздела зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а так же всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
•Внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс;
•Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д.;
•Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей ребенка), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирования здорового образа жизни предусматривают разные форма организации занятий:
•Проведение часов здоровья;
•Факультативные занятия по формированию культуры здорового образа жизни;
•Занятия в кружках;
•Проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.д.;
•Организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями ребенка) включает:
•Консультации, семинары, лекции, конкурсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительного и отрицательного влияющим на здоровье детей и т.д.;
•Приобретение для родителей (законных представителей ребенка) необходимой научно- методической литературы;
•Организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей ребенка) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.д.
Состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребенок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с анализа построения и реализации здоровье сберегающего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. А также включает просветительскую и мотивационную работу, ориентированную на здоровый образ жизни ребенка в школе.