Доклад Осуществление контроля на уроках математики в коррекционной школе
«Осуществление контроля на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»
Выполнила Шелякина А.В.
.
Контроль постоянно сопровождает процесс обучения математики. Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения знаний учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях, навыках и вовремя их устранить Проверка знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке математики. В отдельные уроки включаются небольшие письменные проверочные работы, на которые отводится 10-15 минут, но проводятся и специальные уроки самостоятельных и контрольных работ, на которые отводится большая часть урока.
На уроках математики чаще всего используют три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительная проверка (контроль) знаний учащихся проводится в начале учебного года или перед изучением новой темы, с тем, чтобы выявить, на какие задания, опыт учащихся можно опереться при изложении нового материала, какие знания надо воспроизвести.
Текущая проверка проводится перед первоначальным закреплением знаний, с тем чтобы выявить, правильно ли поняли учащиеся новый материал, и не закрепить ошибки в памяти учащихся. Текущая проверка выявляет, можно ли двигаться дальше в изучении темы или необходимо задержаться, провести дополнительное разъяснение. Небольшие самостоятельные письменные работы проводятся учителем ежедневно, может быть организованы несколько раз в течение одного урока.
Итоговый контроль позволяет проверить знания учащихся посте изучения темы раздела. Такие уроки обычно проводятся после изучения темы или раздела, в конце четверти и года. Цель таких уроков - выявление результатов обучения. Это удобный и быстрый способ контроля знаний, умений, навыков учащихся при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ (О количестве контрольных работ в классе и для надомников)
Эти уроки включают следующие, почти всегда одинаковые этапы:
Организация учащихся на урок.
Сообщение цели урока
Ознакомление с содержанием контрольной работы, порядком её выполнения.
Самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися
Учитель должен чётко прочитать все здания, выявить, все ли слова задачи понятны учащимся. Дети, которые пользуются дидактическим материалом (палочками, счётами) надо разрешить и на контрольной работе пользоваться этими пособиями. Контрольная работа должна выполняться учащимися самостоятельно, без всякой помощи учителя.
Содержание контрольной работы может быть различным. Оно зависит от темы, по которой пишется работа, требований программы по данному разделу, цели её написания. Контрольные работы, как правило, включают задачи, примеры, задания на проверку знаний нумерации, свойств геометрических фигур, измерительных и чертёжных навыков. Контрольные работы за четверть или за год содержат, как правило, задачу и 10-12 примеров.
Контрольная работа должна быть посильна учащимся, именно поэтому в ней обязательно предусматривается несколько вариантов: для учащихся, которые усваивают программу в полном объёме, на достаточном уровне, по результатам индивидуальных достижений. Контрольная работа для учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе, составляется в соответствии с этой программой. Содержание контрольной работы каждого варианта должно быть не очень трудной, но и не очень лёгкой т.е основная часть заданий – посильна для каждой группы детей, но может содержать и сложные задания (даже у детей III группы)
Контрольная работа составляется не только на основе дифференцированного подхода, но и с учётом индивидуальных особенностей ученика. Степень трудности определяется не только сложностью задания, но и индивидуальными возможностями учащихся. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Школьники получают задания с учётом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы (о распределении вариантов с учётом возможностей учащихся, а не по месту расположения).
Контрольная работа повремени должна быть рассчитана не на весь урок, а примерно, на 35 минут, После выполнения работы у учащихся должно остаться время на её проверку. Каждая работа должна быть тщательно проверена, оценки выставлены в журнал.
При оценке письменных работ учитываются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ по математике грубыми ошибками следует считать
- неверное выполнение вычислений, вследствие неточного применения правил
- неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, приведение посторонних или потеря необходимых числовых данных, неумение правильно выполнять измерения или построение геометрических фигур).
Негрубые ошибки – это ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных ( искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса или ответа задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшие неточности в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки кроме слов широко используемых на уроках ( названия компонентов, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок
Оценка «4» ставится, если 2-3 негрубые ошибки
Оценка «3» ставится, если решена одна из двух составных задач, даже с негрубыми ошибками и большая часть других заданий
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к выполнению задач, не выполнил другие задания
При оценке заданий без задач:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок
Оценка «4» ставится, если 1-2 негрубые ошибки
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые .
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
После написания контрольной работы учитель тщательно анализирует допущенные в ней ошибки. Анализ даёт картину усвоения знаний по теме или разделу, выявляет общие затруднения, ошибки, характерные для всех учащихся, а также индивидуальны трудности отдельных учащихся.
При качественном анализе контрольной работы учитель должен показать ошибки, трудности и их причины у каждого ученика класса, т.е. какие вычислительные приёмы, виды заданий оказались трудны для большинства учащихся класса или отдельных ребят, какие характерные ошибки встречались при решении задачи ( неточность формулировки вопросов или ответа, несоответствие вопроса и действия, случайный выбор действия и т. д.), Качественный анализ контрольной работы позволяет правильно спланировать работу над ошибками, которая проходит на следующем после контрольной работы уроке. (В последующий урок возможно включение работы над ошибками как одним из этапов урока). Сначала решаются задачи, в которых было допущено больше всего ошибок, затем примеры и задания, в которых были допущены ошибки. К доске вызываются, как правило, ученики, допустившие в контрольной работе ошибки. Если ученики вновь допускают ошибки, то учитель проводит дополнительные разъяснения, даёт этим ученикам индивидуальную работу, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, т. е. осуществляет коррекцию знаний, умений и навыков.
Контрольные работы включают следующие этапы урока :
1.Организация учащихся на урок.
2.Сообщение цели урока
3.Ознакомление с содержанием контрольной работы, порядком её выполнения.
4.Самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися
Оценка письменных работ по математике
При оценке письменных работ учитываются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ по математике грубыми ошибками следует считать
- неверное выполнение вычислений, вследствие неточного применения правил
- неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, приведение посторонних или потеря необходимых числовых данных, неумение правильно выполнять измерения или построение геометрических фигур).
Негрубые ошибки – это ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных ( искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса или ответа задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшие неточности в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки кроме слов широко используемых на уроках ( названия компонентов, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок
Оценка «4» ставится, если 2-3 негрубые ошибки
Оценка «3» ставится, если решена одна из двух составных задач, даже с негрубыми ошибками и большая часть других заданий
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к выполнению задач, не выполнил другие задания
При оценке заданий без задач:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок
Оценка «4» ставится, если 1-2 негрубые ошибки
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые .
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий
Литература: Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.Просвещение. 1989 г.
Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1991.- №2. – с. 23-26.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса в начальной школе // Начальная школа, 1994, №1. – с.8-16.
Леонтьев А.А. Выготский Л.С. и его труды. – М.: Просвещение, 1990, –158 с.