Разработка урока Публицистический стиль. Заметка как газетный жанр (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово»
Публицистический стиль Заметка – газетный жанр
Сценарий урока русского языка в 8 классе
Емелина Т.Ю. учитель русского языка и литературы
2015
Публицистический стиль Заметка – газетный жанр
Цель: углубить знания о публицистическом стиле и газетных жанрах; формировать умение создавать тексты публицистического стиля; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к родине, её героическому прошлому. Оформление: историческая карта боевых действий начала Великой Отечественной войны; запись терминов газет и газетных жанров; рубрика, статья, очерк, заметка, интервью, репортаж, актуальность, злободневность; планшет со словарными словами по теме; номера газет на каждой парте; магнитофон. (тема урока совмещена с проведением сжатого изложения «Поднятая в атаку»).
Ход урока I этап Оргмомент
(подготовка к уроку, знакомство с гостями, объявление темы урока и его целей)
II этап Повторение пройденного
Беседа о назначении публицистического стиля, его особенностями Запись на доске и в тетрадях: публицист публицистика публицистический стиль – от латинского «публикус» – общественный публика – народ, люди 3) определение лексического значения каждого из трех вышеназванных однокоренных понятий. Публицист – писатель создающий произведения на общественно – политические темы. Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика занимается вопросами, важными для всего общества (т.е. общественно – политическими) в данное время (т.е. актуальными, злободневными). Назначение публицистического стиля – воздействие на читателя и слушателя. Обобщение: Что означает название стиля? Каково значение слова «злободневный»? (от фразеологизма «злоба дня» - то что привлекает внимание, занимает всех в данное время) Основное назначение публицистического стиля.
III этап Газета и газетные корреспонденции
(отличаются конкретностью, злободневностью и достоверностью фактов) Работа с ранее записанными на доске словами Слова какой части речи? Что объединяет эти слова? (стилистическая принадлежность) Назвать синонимы, определить их значение Назвать слова, обозначающие название газетных жанров Название имеющее прямое отношение к диалогу? (интервью) Слово, имеющее самое широкое понятие? (рубрика (лат) – заглавие закона (написание красной строкой) Рубер – красный – раздел, подразделение чего-либо, графа По толкованию узнать заметку.
IV этап Практическая работа с газетными номерами
Беседа по вопросам: Какие публикации в газетных номерах привлекли ваше внимание? Почему? Определите жанр этих публикаций Самый малый, на ваш взгляд, жанр? Приведите примеры заметок из ваших газетных номеров. (зачитывается 1-2 заметки) Определяем признаки заметки О событиях какой давности идет речь? Сколько фактов освещается в заметке? Что узнаем о героях заметки? Какие виды предложения чаще употребляется в заметке (простые) Лексика заметки Эмоциональность Определить наличие авторской оценки Характер заголовка?
Вывод: заметка – малый газетный жанр, освещающий недавно произошедшие факты. Отличается лаконичностью, сжатостью, минимальным присутствием эмоционально окрашенной лексики, простотой синтаксиса, авторское отношение и оценку можно определить.
V этап Свойства заметки – краткость
Свойства заметки – краткость , сжатость изложения – делают её одним из популярных газетных жанров наравне с интервью, репортажем. Огромное значение придавалось заметке и во фронтовой печати. Итак: 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается:
· Историческая справка о первых днях Великой Отечественной войне и крепости Бресте с первых дней войны и стар и млад поднялись на защиту своей родины. Имена героев, погибших на фронтах, золотыми буквами вписаны в Книгу Памяти. Есть среди них и имена героев-кузбассовцев. Это Вера Волошина и Юрий Двужильный. (Ученик выступает с кратким рассказом о книге, посвященной этим героям) рядом с отцами, плечом к плечу, поднялись на борьбу с фашистами и дети. Мальчики и девочки, ваши сверстники. (мелодекламация стих Ю. Дружининой «Дети Аджимушкая», «Лакромоза» Моцарта) Чтение текста «Поднятая в атаку»
VI этап Мы – военные корреспонденты
Возвращаясь в редакцию, вы услышали рассказ о том, как девочка, спасшая раненого бойца и его винтовку в первые дни войны, вместе со взрослыми была поднята в атаку вместе со взрослыми на борьбу с врагом. Редактор фронтовой газеты согласился напечатать вашу корреспонденцию, но сказал, что в полном объеме напечатать этот материал не сможет, так как номер уже сверстан, и осталось только несколько строк – объем небольшой заметки. Ваша задача: сжать материал до размера газетной заметки. Обратите внимание на слова в планшете (ветеран, миллион, отечественный, фашистский, свастика)
VII этап Работа в группах над сжатым изложением
Как озаглавить Что является основным? Что можно выпустить
2) Заслушивание готовых вариантов газетных заметок и их анализ с точки зрения требований, предъявляемых к заметке.
Итог урока Что узнали нового на уроке? Чем запомнился урок? Домашнее задание Написать заметку «Это надо живым» в стенгазету под рубрикой «Вести с урока».