Внеурочная деятельность по литературе. Разработка проекта Светский бал, посвященный творчеству А. Пушкина


Внеурочная деятельность по литературе для 8-11 классов
Проект «Светский бал»
1. Название проекта: «Светский бал», посвященный творчеству А. Пушкина.
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература, музыка, ИЗО, риторика, бальные танцы.
3. Тип проекта: творческий, межпредметный, групповой, долгосрочный (2-3 месяца: в зависимости от танцевальной подготовки учащихся).
4. Цель проекта: формирование духовно развитой личности, развитие творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности.
5. Задачи проекта:
• совершенствовать умение самостоятельно формулировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию, работать с текстом;
• обобщить знания учащихся по творчеству А. Пушкина;
• дать представление о бале как об общественном событии в жизни России 18-19 веков.
6. Руководитель проекта: (учитель-предметник)
7. Возраст участников проекта: учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.
8. Аннотация проекта. Данный творческий проект ориентирован на создание вечера-бала. В течение его подготовки учащиеся знакомятся с «законами» проведения бала. Каждый класс должен выбрать произведение А. Пушкина, которое будет представлять в виде небольшой инсценировки. Чтобы успешно выступить в литературном конкурсе, участники должны хорошо знать творчество А. Пушкина. Дети учатся танцевать полонез, мазурку (польку), вальс. В ходе вечера будет и художественный конкурс. Естественно, что все участники бала должны позаботиться о своем костюме (это исследовательский аспект подготовки: самостоятельно найти эскизы одежды, которую носили люди данной эпохи).
9. Предполагаемый продукт проекта: вечер-бал с приглашенными гостями: родителями, учениками, учителями.
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации.
• Чтение произведений А. Пушкина.
• Выбор произведения для представления на вечере.
• Работа в группах с соответствующим распределением обязанностей: написание сценария инсценировки, выбор артистов, изготовление костюмов, декораций. (Здесь руководителю проекта может помочь классный руководитель или другой учитель, родитель.)
• Создание сценария вечера (руководитель проекта или творческая группа). Исследовательская работа: поиск музыкальных произведений данной эпохи. Выбор ведущих.
• Подготовка к проведению вечера: оформление зала, места для гостей, афиша, пригласительные, музыкальное сопровождение.
• Вечер-бал. (Обязательно назначить распорядителя бала)
• Рефлексия. (Можно объявить следующие номинации: «Лучшее представление литературного произведения», «Самой романтичной паре», «Лучшее исполнение вальса», «Знатоку творчества А. Пушкина» и т.д.)
11. Необходимое оборудование, ресурсы: проектор, компьютер, оформление зала, декорации, места для гостей.
Сценарий литературного вечера,
посвященного творчеству А.С. Пушкина,
«Светский бал»
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
(Е. Баратынский «Бал»)
- Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады вас приветствовать на нашем вечере, посвященном творчеству А. Пушкина. Великий поэт писал в романе «Евгений Онегин» (который мы сегодня будем неоднократно цитировать):
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума…
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
Наш вечер пройдет в форме бала. Что такое бал? Бал (от фр. Bal, итал. Ballo, нем. Ball – танцевать) – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определенном порядке.**Интернет. Сайт «Live Internet»
Бал – совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Для юной девушки, которую только начали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет много танцевать, и тогда все узнают, какая она красивая и грациозная.
Её привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…
(А. Пушкин. «Евгений Онегин»)
К балу тщательно готовятся – ведь это целый спектакль, который разыгрывается по строгим правилам, но допускает массу непредсказуемых вариантов.
…Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушён
Ревнивый шепот модных жен.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб.
Бал открывался полонезом. Это был не танец, а нечто вроде процессии-представления. Кавалер подавал руку даме, и они чинно шествовали по залу под огнем тысячи глаз.
- Давайте же и мы, наконец, познакомимся с нашими необычными гостями – героями произведений великого поэта.
/под звуки полонеза в зал заходят пары в костюмах/
Очень часто на бал приглашали артистов, которые удивляли гостей своими талантами. Наши участники тоже приготовили нам подарок. Они разыграют небольшие сцены из произведений
А. Пушкина, а мы должны будем отгадать эти произведения и имена героев.
/участники показывают свои инсценировки:
• «Капитанская дочка»
• «Дубровский»
• «Метель»
• «Барышня-крестьянка»
• «Евгений Онегин»
• «Пиковая дама» /
- После полонеза звучал вальс, который, в сущности, был народным танцем. Строгие нравы стареющих особ не одобряли вальс. Как было записано в Правилах для благородных танцев, «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
- Мы приглашаем участников бала на вальс!
/П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»/ - Главный танец бала – мазурка. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора. Это был танец-балет.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
В этом отрывке из романа Пушкин говорит о том, что манера танцевать мазурку с грохотом, когда одевали шпоры и пряжки на сапоги в 1820 году сменилась другой манерой: молодой человек, разочарованный денди, скользит по паркету как бы нехотя, выражая полное презрение к танцу – он «отдает долг обществу».
- Итак, мазурка, господа!
/Шопен. «Мазурка №16»/ Во время танца шла соответствующая его характеру беседа. Во время мазурки – легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные признания:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…
- Наши молодые люди тоже решили сделать «нежные признания», но… во всеуслышание. Предоставим им слово.
/Конкурс «Признание в любви» стихами А. Пушкина/
А вот признание в любви, которое сделал А. Пушкин Анне Керн.
/звучит романс Ф. Глинки на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»/ - Бал – это не только танцы, это общение, это светская беседа. Считалось, что общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе (из правил светской беседы). Давайте и мы с вами поговорим о чем-нибудь, например, о литературе.
/Литературный конкурс. Участникам предлагаются вопросы на знание произведений Пушкина (в зависимости возраста участников)/ В прошлом веке молодые барышни заводили альбомы, где записывали понравившиеся стихи, собирали зарисовки. Очень часто их предлагали молодым людям в надежде, что те оставят там не только рисунок, но и пару строк: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня». (А. Пушкин «Евгений Онегин»)
/Конкурс для молодых людей: оставить в альбоме рисунок или «пару слов» для своей дамы./ Бал завершался котильоном. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса.
Котильон – это танец-игра. Существовали различные шутливые формы приглашения на котильон. Например, отгадать загадку, какой-либо предмет, имя задуманного человека. Танец этот длился бесконечно:
…и бесконечный котильон
Её томил, как тяжкий сон.
Да, тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму:
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс…
Бал длится до утра. Такие роскошные праздники были разорительны. В романе Пушкина отец Онегина «давал три бала ежегодно // И промотался наконец».
- Наш вечер подошел к концу. Спасибо всем!
/звучит Марш из балета П. Чайковского «Щелкунчик»/