Доклад: «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Доклад на тему: «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка вызывает в воображении слушателя какие-либо зрительные образы, а иногда – даже определённые картины. А всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.С.Сергеевой связь этих двух искусств прослеживается на протяжении всего изучения курса. А в 5 классе ей посвящен целый раздел. Задачей данной темы является выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Приступая к изучению этого раздела в 5 классе, можно использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир». На уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Школьники знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – все это способствует и более полному восприятию музыки.
Изучение темы «Музыка и изобразительное искусство» (II полугодие, 5 класс) основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?», «Почему архитектуру называют застывшей музыкой?» и т.п.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («Синтез искусств в храме»), народного творчества (например, синкретизм, нераздельность напева, слова, движения, инструментального сопровождения, среды бытования музыкального фольклора).
В результате изучения данной темы учащиеся должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. они могут мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Развитие этих чувств и является основой творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал.
Работа по данной теме направлена на формирование у учащихся ведущих умений:
вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку;
выявлять сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств);
эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Наряду с этим, сохраняя преемственность с учебно-методическим комплектом для начальной школы, раздел расширяет интонационно-жанровые, и образно-стилевые представления (предпочтения) учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых (редких) для практики музыкального образования и воспитания содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего (классика в обработке, сочинения Шнитке, Кикты, Чюрлёниса), а также произведений изобразительного искусства (Микеланджело, Борисова-Мусатова, Бурлюка и др.)

Задачи и цели уроков в 5 и 6 классах:
развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи, углубление знаний о выразительных возможностях музыки;
сопоставление образов музыки с образами изобразительного искусства;
выявление средств выразительности и изобразительности разных видов искусства.

В 6 классе («Мир образов») основными задачами уроков становятся обеспечение нового уровня осмысления учащимися триединства «композитор-исполнитель-слушатель», общности различных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство); знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанными с обрядами и обычаями в фольклоре и творчестве композиторов.
Изучение материала, который предложен в учебниках, требует вариативного подхода. В зависимости от того, с какой музыкой знакомились учащиеся в предыдущие годы, учитель выбирает материал, работа с которым потребует или тщательного изучения, или будет носить лишь ознакомительный характер.
В результате происходит расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность, внеурочную работу, досуговую деятельность и т.д.