Аннотация к рабочей программе по физической культуре с 5-9 классы
Аннотация к рабочей программе по физической культуре 5-9 класс
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и на основе программы физического воспитания учащихся 5 - 9 классов В.И. Ляха (М: Просвещение, 2014) в объеме 105 часов (35 учебных недель)
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В 5 классе эта цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в 5 классе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников 5 класса, учебный предмет «Физическая культура» в своём предметном содержании направлен на:
реализацию принципа вариативности;
реализацию принципа достаточности и сообразности;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному;
расширение межпредметных связей;
усиление оздоровительного эффекта.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. М: Просвещение, 2013.
Рабочая праграмма по физической культуре учащихся 5 – 9 классов. Автор В.И.Лях. М: Просвещение, 2014.
Внеурочная деятельность. Футбол. Авторы Г.А.Колодницкий,
В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.: Просвещение, 2011.
4. Внеурочная деятельность. Легкая атлетика. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного процесса Основные формы организации образовательного процесса в 5 классе по
предмету «Физическая культура»:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
спортивные соревнования и праздники;
занятия в спортивных секциях и кружках;
· самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Уроки физической культуры – основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Уроки подразделяются на три типа:
1. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных
занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе « Физическое совершенствование».
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
целом каждый из уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урока-игры, соревнования.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Лыжные гонки», «Спортивные игры». Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы в 5 классе отводится – 105 часа, из расчёта 3 часа в неделю (35 учебных недель). Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса
Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельностью предмет включает в себя три основных учебных раздела:
Раздел «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности) включат в себя следующие темы:
«История физической культуры и её развитие в современном обществе»;
«Базовые понятия физической культуры»
«Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности включает в себя следующие темы:
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
«Оценка эффективности занятий физической культурой»
Раздел «Физическое совершенствование» включает в себя следующие темы:
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»
«Прикладно ориентированные упражнения»
· «Упражнения общеразвивающей направленности».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в 5 классе оцениваются по трём базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоении умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:
технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
технология дифференцированного обучения и воспитания;
технология рефлексивного обучения и воспитания;
технология проблемного обучения и воспитания.
Средства обучения:
аудиовизуальные (музыка, презентация);
наглядные пособия (таблицы, плакаты);
тренажёры и спортивное оборудование (мячи, обручи, скакалки, и др.).
Содержание учебного предмета 5 класс
Знания о физической культуре История физической культуры.
олимпийские игры древности.
возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
история зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
физическая культура в современном обществе.
организация и проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологическое требование).
Физическая культура (основные понятия).
физическое развитие человека.
физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
всестороннее и гармоничное физическое развитие.
адаптивная физическая культура.
спортивная подготовка.
здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека.
допинг. Концепция честного спорта.
профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
режим дня, его основное содержание и правила планирования.
закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
подготовка к занятиям физической культурой.
выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
планирование занятий физической культурой.
проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
самонаблюдение и самоконтроль.
оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность.
оздоровительные форы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики.
организующие команды и приёмы.
акробатические упражнения и комбинации.
опорные прыжки.
упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Лёгкая атлетика.
беговые упражнения.
прыжковые упражнения.
метание малого мяча.
Лыжные гонки.
передвижение на лыжах.
подъёмы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
баскетбол. Игра по правилам.
футбол. Игра по правилам.
Прикладно ориентированная физическая деятельность.
прикладно ориентированная физическая подготовка.
Физическая подготовка.
упражнения для развития основных физических качеств.
Гимнастика с основами акробатики.
развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика.
развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки.
развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол.
развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол.
развитие быстроты, силы, выносливости.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Знания о физической культуре Выпускник 5 класса научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник 5 класса научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укрепления здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Физическое совершенствовании Выпускник 5 класса научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможно последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К
мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Формы и средства контроля
Учебные нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса
Контрольные нормативы: проверка учебных нормативов проводится в течении всего учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
№
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
3
4
5
3
4
5
1
Бег 30м
6,5
6,0
5,7
6,6
6,2
5,9
2
Бег 60м
11,3
10,5
10,2
11,5
11,0
10,3
3
Челночный бег 4х9м
11,3
10,7
10,2
11,7
11,0
10,5
4
Бег 500м, мин
2,65
2,50
2,15
3,00
2,65
2,50
5
Бег 1000м, мин
5,30
5,00
4,30
6,00
5,30
5,00
6
Бег 2000м.
без учёта времени
7
Прыжки в длину с места
135
155
170
130
150
160
8
Прыжки на скакалке, 15сек
30
32
34
34
36
38
9
Подтягивания в висе (раз)
3
5
7
8
10
14
10
Сгибание рук в упоре лежа
7
12
17
3
8
12
11
Наклон вперед (см)
3
5
9
6
9
12
12
Поднимание туловища (1мин.)
20
30
35
15
20
30
Тестовые нормативы: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и на основе программы физического воспитания учащихся 5 - 9 классов В.И. Ляха (М: Просвещение, 2014) в объеме 105 часов (35 учебных недель) из расчета 3 часа в неделю.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В 6 классе эта цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в 6 классе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной
организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников 6 класса, учебный предмет «Физическая культура» в своём предметном содержании направлен на:
реализацию принципа вариативности;
реализацию принципа достаточности и сообразности;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному;
расширение межпредметных связей;
усиление оздоровительного эффекта.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. М: Просвещение, 2013.
2. Рабочая праграмма по физической культуре учащихся 5 – 9 классов. Автор В.И.Лях. М: Просвещение, 2014.
Внеурочная деятельность. Футбол. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.: Просвещение, 2011.
Внеурочная деятельность. Легкая атлетика. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного процесса Основные формы организации образовательного процесса в 6 классе по
предмету «Физическая культура»:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
спортивные соревнования и праздники;
занятия в спортивных секциях и кружках;
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Уроки физической культуры – основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Уроки подразделяются на три типа:
1. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных
занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе « Физическое совершенствование».
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью
используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В целом каждый из уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урока-игры, соревнования.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Лыжные гонки», «Спортивные игры». Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы в 6 классе отводится – 105 часа, из расчёта 3 часа в неделю (35 учебных недель). Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса
Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельностью предмет включает в себя три основных учебных раздела:
Раздел «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности) включат в себя следующие темы:
«История физической культуры и её развитие в современном обществе»;
«Базовые понятия физической культуры»
«Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности включает в себя следующие темы:
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
«Оценка эффективности занятий физической культурой»
Раздел «Физическое совершенствование» включает в себя следующие темы:
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»
«Прикладно ориентированные упражнения»
«Упражнения общеразвивающей направленности».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в 6 классе оцениваются по трём базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоении умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:
технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
технология дифференцированного обучения и воспитания;
технология рефлексивного обучения и воспитания;
технология проблемного обучения и воспитания.
Средства обучения:
аудиовизуальные (музыка, презентация);
наглядные пособия (таблицы, плакаты);
тренажёры и спортивное оборудование (мячи, обручи, скакалки, и др.).
Содержание учебного предмета 6 класс
Знания о физической культуре История физической культуры.
олимпийские игры древности.
возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
история зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
физическая культура в современном обществе.
организация и проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологическое требование).
Физическая культура (основные понятия).
физическое развитие человека.
физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
всестороннее и гармоничное физическое развитие.
адаптивная физическая культура.
спортивная подготовка.
здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека.
допинг. Концепция честного спорта.
профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
режим дня, его основное содержание и правила планирования.
закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
подготовка к занятиям физической культурой.
выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
планирование занятий физической культурой.
проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
самонаблюдение и самоконтроль.
оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность.
оздоровительные форы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
· индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики.
организующие команды и приёмы.
акробатические упражнения и комбинации.
опорные прыжки.
упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Лёгкая атлетика.
беговые упражнения.
прыжковые упражнения.
метание малого мяча.
Лыжные гонки.
передвижение на лыжах.
подъёмы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
баскетбол. Игра по правилам.
футбол. Игра по правилам.
Прикладно ориентированная физическая деятельность.
прикладно ориентированная физическая подготовка.
Физическая подготовка.
упражнения для развития основных физических качеств.
Гимнастика с основами акробатики.
развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика.
развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки.
развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол.
развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол.
развитие быстроты, силы, выносливости.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Знания о физической культуре Выпускник 6 класса научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник 6 класса научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укрепления здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Физическое совершенствовании
Выпускник 6 класса научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах свользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможно последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Формы и средства контроля
Учебные нормативы по физической культуре для учащихся 6 класса
Контрольные нормативы: проверка учебных нормативов проводится в течении всего учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
№
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
3
4
5
3
4
5
1
Бег 30м.
6,2
5,8
5,5
6,5
6,1
5,8
2
Бег 60м.
11,1
10,2
9,8
11,3
10,7
10,0
3
Челночный бег 4х9м.
11,5
10,5
10,0
11,5
10,7
10,3
4
Бег 500м, мин
2,65
2,50
2,15
2,80
2,55
2,22
5
Бег 1000м, мин
5,15
4,45
4,20
6,00
5,30
5,00
6
Бег 2000м, мин
без учёта времени
7
Прыжки в длину с места
145
165
175
140
155
165
8
Прыжки на скакалке,20сек
42
44
46
44
46
48
9
Подтягивания в висе
4
6
8
8
10
14
10
Сгибание рук в упоре лежа
10
15
20
5
10
15
11
Наклон вперед
3
6
10
8
11
14
12
Поднимание туловища (1мин.)
25
35
40
20
30
35
Тестовые нормативы: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)
7 класс
Рабочая программа для учащихся 7 классов спланировано на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях,
кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2011) из расчёта трёх часов в неделю на 105 учебных часов. Программа разработана в соответствие с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и региональными нормативными документами. Программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения. Содержание тематического планирования при трех учебных занятиях в неделю направлено на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и ориентировано на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Вариативная часть программного материала спланирована на основе подвижных, народных и спортивных игр. Учащиеся на уроках физической культуры осваивают программный материал с включением в каждую учебную четверть использование народных, подвижных и спортивных игр. Каждый 3 урок проводится в форме игры или соревнования. На уроках физической культуры в 7 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Особенностью тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и соревновательно -игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала. Каждый 3 урок проводится в форме игры или соревнования. На уроках физической культуры в 7 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены:
обучение основам базовых видов двигательных действий;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаря, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время.
Учебный курс представлен учебно-методическим комплектом: программа учебник, методическое пособие, дидактические материалы, составленные авторской группой: В.И. Лях и М.Я. Виленский и др. Линия учебно-методических комплектов под редакцией В.И. Лях и М.Я.Виленского способствуют в первую очередь обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам, развитию двигательных способностей. Учебники написаны в соответствии с
«Комплексной программой физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся проходят аттестацию по окончании четверти. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности в зависимости от возраста и пола. По прохождении разделов программы проводится контрольный урок. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗНАТЬ:
основы истории развития физической культуры в России
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития физических качеств,
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью
УМЕТЬ:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;