Доклад Классный руководитель как основной носитель поддержки учащихся


КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ОСНОВНОЙ НОСИТЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ НИХ ПРОБЛЕМ
Н.Ф.Терешкина Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания.
Помощь личности в разностороннем развитии, формировании базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации – так говорится о целях воспитания в педагогической литературе и Законе Российской Федерации «Об образовании». Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций такого состояния детей и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должными и действительным, что и требует педагогических действий. Говорят, классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Тем более, что большая часть родителей возвела данное педагогическое лицо в этот высокий ранг. Как правило, классный руководитель – это человек, стоящий во главе класса, обладающий полномочиями распорядительства, контроля, оценки деятельности коллектива, осуществляющий представительство класса ему вверенного.
Главными задачами в деятельности современного классного руководителя являются обеспечение индивидуального развития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав. Эта помощь становится реальной тогда, когда классный руководитель имеет четкие позиции по отношению к тому, какого человека он хочет помочь сформировать из себя ученику, ясное представление о том, что из себя представляют его подопечные и когда у него установились близкие доверительные отношения с ребятами.
Безусловно, взрослому крайне трудно органически влиться в детскую среду. Но приблизиться к ней он может, и довольно значительно. Это возможно тогда, когда у классного руководителя устанавливаются с ребятами отношения взаимного доверия и дружбы. В результате появляется возможность для общения с ними, поскольку у ребят есть настоятельная потребность во взрослом друге и общения с ним. В таком случае педагог получает возможность изучать скрытые от внешнего наблюдения процессы, проходящие в классе. Он может привлечь самих учащихся к решению стоящих перед ними задач.
Педагогическая поддержка – сложный элемент деятельности классного руководителя. Под ней подразумевается система педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность каждого ребенка в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для развития его духовных и физических сил.
Прямая педагогическая защита – это система мер, осуществляемых педагогом путем открытого вмешательства в трудную или опасную для ребенка ситуацию, когда создается угроза его жизни, здоровью или психическому состоянию, когда очевидна необходимость немедленной защиты его прав и достоинства.
Превентивная педагогическая защита – это использование таких способов работы, при которых педагог решает ситуацию без прямого вмешательства в нее. Это привлечения родителей в значимую деятельность класса, просвещение в правовых вопросах, участие в различных мероприятиях с целью создания психологически комфортной обстановки.
Исходя из вышесказанного, классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности каждого ученика. Осуществляет работу по развитию сплоченного коллектива. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
Таким образом, классный руководитель организует процесс воспитания всех детей и конкретно каждого из них. Воспитание и поддержка учащегося – стержень , вокруг которого строится вся воспитательная деятельность, где акцент ставится на помощь в самоорганизации детей. Неблагоприятные факторы, воздействующие на них, требуют от современного классного руководителя продумывать и систему социального закаливания, так необходимо каждому ребенку, чтобы жить и работать, стать счастливым и благополучным в наше непростое время.
Важно помнить - личность воспитывает личность.