Комплект оценочных материалов для проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования ОДБ. 07 Биология
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональный лицей №2»
комплект оценочных материалов
для проведения промежуточной аттестации
при реализации образовательной программы
среднего (полного) общего образования
ОДБ. 07 Биология
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессиям НПО:110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;190631.01 «Автомеханик» ;
270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»;
270802.09 «Мастер общестроительных работ»;
150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
ОДП. 12 Биология
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 240700.01 «Лаборант- аналитик»;
ОДБ. 06 Естествознание
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 260807.01 «Повар, кондитер»
Республика Адыгея
г.Майкоп, ст.Ханская
2013
Разработчики:
ГБОУ НПО «ПЛ №2», зам по УМР
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБОУ НПО «ПЛ №2», преподаватель Садова М.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Директор ГБОУ НПО «ПЛ №2» ___________________________ В.Х. Делок
М.П.
«Рассмотрено и одобрено»
на заседании МК
_________________ цикла
протокол №____от «___» _________2013г.
председатель МК
__________ / /
КОМ утверждены
на заседании Методического совета ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №2»
протокол № от « » 2013г.
зам. председателя
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения
2.Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
3.Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
4. Комплект для проведения дифференцированного зачета (экзаменационных ( контрольных ) материалов)
4.1.Рейтинг план контроля освоения дисциплины
4.2.Критерии оценивания заданий
4.3.Задания для проведения дифференцированного зачета
4.3.1.Самостоятельная работа
4.3.2.Практическая работа
4.3.3.Устный опрос.
5. Пакет экзаменатора
5.1.Тип задания (теоретическое, практическое), номер задания и ключ к ответу .
5.2. Критерии оценки результатов.
5.3.Условия выполнения заданий
5.3.1. Язык.
5.3.2.Место поведения.
5.3.3.Оборудование.
5.3.4.Время выполнения задания
5.3.5.Требования охраны труда
5.3.6.Литература для экзаменующихся
5.3.7.Дополнительная литература для экзаменатора
6.Оценочная ведомость по дисциплине
стр.
1.Общие положения
Комплект оценочных материалов для проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования ОДБ. 07 Биология в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессиям НПО:110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;190631.01 «Автомеханик» ; 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»;150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
ОДП. 12 Биология в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 240700.01 «Лаборант- аналитик»;
ОДБ. 06 Естествознание в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 260807.01 «Повар, кондитер»
проводятся за счет учебного времени, выделяемого в учебном плане на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины на втором курсе,
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО :
270802.09 «Мастер общестроительных работ»
проводятся за счет учебного времени, выделяемого в учебном плане на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины на третьем курсе.
1.2.Формы проведения итогового контроля (в соответствии с учебным планом)
В форме дифференцированного зачета.
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать (З):
З1 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
З2 строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
З3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
З4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
З5 биологическую терминологию и символику;
уметь (У):
У1 объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
У2 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
У3 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
У4 сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
У5 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
У6 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
У7 находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (И):
И1 для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
И2 оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
И3 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний
Виды аттестации
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
З1основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Устный ответ
Дифференцированный зачет в форме самостоятельной работе
З2строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
Работа со схемами и таблицами
Дифференцированный
зачет в форме самостоятельной работе
З3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
Устный ответ
Дифференцированный
зачет в форме самостоятельной работе
З4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Рефераты
Дифференцированный
зачет в форме самостоятельной работе
З5биологическую терминологию и символику;
Самостоятельная работа
Дифференцированный
зачет в форме самостоятельной работе
У1объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Практическая работа;
устный ответ
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
У2 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Устный ответ;
самостоятельная работа;
контрольная работа
Дифференцированный зачет в форме
практической работе
У3 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Практическая работа
Дифференцированный зачет в форме устного опроса
У4 сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Практическая работа;
устный ответ
Дифференцированный зачет в форме
практической работе
У5 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Самостоятельная работа;
зачёт
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
У6 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Практическая работа
Дифференцированный зачет в форме
практической работе
У7 находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Самостоятельная работа;
устный ответ;
домашняя работа
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
И1 для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Кейс-метод
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
И2 оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Устный ответ; практическое выполнение
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
И3 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Диспут; самоанализ
Дифференцированный зачет в форме
устного опроса
4. Комплект экзаменационных ( контрольных ) материалов
4.1.Рейтинг план контроля освоения дисциплины
№
п/п
Наименование темы
Параметры
Количество баллов
1
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Блок-схема № 1 «Клетка – элементарная единица жизни»
0-5
2
РАЗМНОЖЕНИЕ
Блок-схема № 2 «Основа размножения – деление клетки»
0-5
3
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Блок-схема № 3 « Движущие силы эволюции»
0-5
4
ГЕНЕТИКА
Блок-схема № 4 «Генотип – целостная система»
0-5
5
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ
Блок -схема № 5 «Единство биологических закономерностей для всей живой природы»
0-5
6
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Блок – схема № 6 «Возникновение и развитие жизни на Земле по теории академика Опарина»
0-5
7
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Блок-схема № 7 «Антропогенез»
0-5
8
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Блок-схема № 8 «Взаимодействие живых организмов со средой обитания»
0-5
Посещение практических занятий
45
Поощрительные баллы
Участие в олимпиаде, конференциях, тематических неделях.
10
Самостоятельная работа
5
Итого
100
4.2.Критерии оценивания заданий
5 баллов ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
4 балла ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
3 балла ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
2 балла ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
1 балл ставится, если обучающийся выполнил не более 1/3 всей работы.
0 балл ставится, если обучающийся совсем не выполнил ни одного задания.
Обучающийся, имеющий рейтинг от 88 до 100 баллов получает оценку «отлично».
Обучающийся, имеющий рейтинг от 74 до 87 балла получает оценку «хорошо».
Обучающиеся, имеющие рейтинг от 60 до 73 баллов получает оценку «удовлетворительно».
Обучающиеся, имеющие рейтинг до 60 баллов получает оценку «неудовлетворительно».
4.3. Задания для проведения дифференцированного зачета
4.1.Самостоятельная работа по всему курсу «Биология» в четырех вариантах.
Задания части А.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Биология – это наука, которая изучает
жизнь во всех ее проявлениях
строение объектов живой и неживой природы
взаимодействия объектов живой и неживой природы
рациональные пути использования природных ресурсов
А2. Неорганические вещества клетки
углеводы и жиры
нуклеиновые кислоты и углеводы
углеводы, белки и жиры
вода и минеральные соли
А3. Создателями клеточной теории являются:
Дарвин и Уоллес
Мендель и Морган
Гук и Левенгук
Шлейден и Шванн
А4. Хлоропласты можно увидеть в клетках
бактерий
амебы
листа клена
гриба бледной поганки
А5. Внутренняя полужидкая среда клетки - это
Нуклеоплазма
Цитоскелет
Вакуоль
Цитоплазма
А6. Какой органоид принимает участие в делении клетки
Цитоскелет
Клеточный центр
Аппарат Гольджи
Вакуоль
А7. Органоиды движения простейших организмов:
жгутики
выросты
трубочки
центриоли
А8. Каковы функции ядра:
хранение и передача наследственной информации
запас веществ
энергетическая
переваривание веществ
А9. Органоид, выполняющий роль барьера и препятствующий растеканию клетки
цитоплазма
эндоплазматическая сеть
плазматическая мембрана
аппарат Гольджи
А10. Органоид, в котором хранится более 90% ДНК
ядрышко
лизосомы
аппарат Гольджи
ядро
А11. «Энергетические станции» клетки
рибосомы
пластиды
клеточный центр
митохондрии
А12. Органоиды, необходимые клетке для синтеза белка
рибосомы
лизосомы
хлоропласты
цитоплазма
А13. Органоиды клетки, способные переваривать внутриклеточные структуры, а иногда и всю клетку
лизосомы
митохондрии
жгутики
пластиды
А14. Кто открыл вирусы?
Тимирязев
Ивановский
Виноградский
Пастер
А15. Неклеточные формы жизни, являющиеся внутриклеточными паразитами, - это
грибы
вирусы
бактерии
одноклеточные растения
А16. Размножение это процесс:
увеличения числа клеток
развитие организмов в процессе эволюции
воспроизведения себе подобных
изменение особи с момента рождения до ее смерти
А17. Митоз способ деления эукариотических клеток, при котором:
дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской клетки
образуется зигота
образуются половые клетки
из диплоидной клетки образуются гаплоидные клетки
А18. Половые клетки называют
спорами
гаметами
зиготами
семенами
А19.Мужские половые клетки называют
яйцеклетками
семенами
сперматозоидами
спорами
А20. Заключительная фаза деления клетки называется
интерфаза
метафаза
анафаза
телофаза
А21. Способ бесполого размножения
партеногенез
почкование
гермафродитизм
все ответы верны
А22. Процесс слияния половых клеток это
оплодотворение
копуляция
коньюгация
фрагментация
А23. Ряд следующих друг за другом делений – это
митоз, мейоз
полиэмбриония
дробление
оплодотворение
А24. Яйцеклетка в отличие от сперматозоида
более крупная
подвижна
имеет диплоидный набор хромосом
все ответы верны
А25. Набор хромосом в гаметах является:
гаплоидным
диплоидным
триплоидным
тетраплоидным
А26. Эволюция – это
индивидуальное развитие особи
необратимое историческое развитие живой природы
постэмбриональное развитие организма
все ответы верны
А27. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, называется
биологическим видом
популяцией
классом
группой
А28. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию: 1) физиологическому
2) географическому3) историческому
4) экологическому
А29. Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции – это 1) ароморфозы 2) рудименты 3) идиоадаптации 4) верного ответа нет
А30. Искусственный отбор – это
отбор, который осуществляет человек
отбор, суть которого сводится к способности выжить
отбор, который ведет вожак стаи
сортировка больных и здоровых особей
А31. Наиболее остро борьба за существование происходит между
особями одного вида
особями одного рода
популяциями разных видов
популяциями и условиями среды
А32. Великий английский биолог, создатель теории эволюции биологических видов:
1) Н.И.Вавилов2) Ч.Дарвин3) Карл Бэр4) Г.Мендель
А33.Что такое ген?
1) участок молекулы РНК
2) участок молекулы ДНК
3) участок молекулы АТФ
4) внешний признак организма
А34. Фенотип особи – это:
1) совокупность всех признаков и свойств организма
2) совокупность всех признаков популяции
3) совокупность признаков вида
4) совокупность признаков рода
А35. Чешский ученый - генетик
1) Ч. Дарвин
2) Г. Мендель
3) Н. Вавилов
4) Аристотель
А36. Гибридологический метод основан на
1) скрещивании особей, отличающихся друг от друга по одной паре признаков
2) изучении родословных
3) изучении хромосомных наборов
4) изучении признаков у близнецов
А37. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки, называется
изменчивостью
наследственностью
постоянством
дивергенцией
А38. Метод исследования генетики человека, суть которого заключается в изучении хромосом
цитогенетический
популяционный
близнецовый
биохимический
А39. Выдающийся селекционер, выделивший 8 центров происхождения культурных растений
Н.И.Вавилов
Ч.Дарвин
Аристотель
Г.Мендель
А40. Антропогенез – это
исторический процесс эволюционного становления человека
процесс роста и развития человека
процесс появления живых организмов на планете Земля
различия и сходства между животными и человеком
А41. Каким свойством не обладали коацерваты –
1) обменом веществ
2) ростом
3) размножением
4) разложением
А42. Утверждает, что жизнь на Земле создана неким сверхъестественным существом, Богом:
1) теория абиогенеза
2) теория биогенеза
3) теория панспермии
4) теория креационизма
А43. Для людей этой расы характерна светлая кожа, светло-русые или темно-русые волосы, нетолстые губы, широко открытые глаза, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин
монголоидная
европеоидная
негроидная
австролоидная
А44. Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания, называется
генетика
биология
экология
физиология
А45. Антропогенные факторы – это
всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга
все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов
факторы неживой природы
факторы живой и неживой природы
А46. Все то, что окружает живое существо в природе, называют
местообитанием
экологической нишей
средой обитания
миграцией
А47. Организмы, способные фиксировать световую энергию и использовать в питании простые неорганические вещества, называются
продуцентами (автотрофами)
консументами
редуцентами
верного ответа нет
А48. Из перечисленных организмов к продуцентам относятся:
клевер луговой
корова
шмель
человек
А49. Примером отношений типа «нахлебничество» могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
1) песец и белый медведь
2) тигр и косуля
3) собака и семена репейника
4) клевер и шмель
А50. Биосфера – это
оболочка Земли, населенная живыми организмами
газовая оболочка Земли
воздушная оболочка Земли
водная оболочка Земли
Задания части В.
Практическое задание.
В1. У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступают кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина правша, отец которой был левшой.
Каковы возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака?
Вариант 2
Задания части А.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Наука о строении организма, а также его отдельных систем и органов
анатомия
медицина
психология
генетика
А2. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам
белки
жиры
нуклеиновые кислоты
углеводы
А3. Какую из функций не выполняет плазматическая мембрана?
транспорт веществ
защиту клетки
взаимодействие с другими клетками
синтез белка
А4. Органоид, хранящий всю генетическую информацию о клетке
цитоплазма
рибосомы
клеточный центр
ядро
А5. Впервые, благодаря оптическим инструментам, обнаружил одноклеточные организмы в капле дождевой воды
Р.Гук
Т.Шванн
Аристотель
Г.Мендель
А6. Митохондрии в клетке выполняют функцию
1) энергетическую
2) хранения и передачи наследственной информации
3)транспорта органических и неорганических веществ
4) выделительную
А7. Полужидкое вещество, заполняющее всю клетку, в котором расположены органоиды и ядро:
кариоплазма
плазма
цитоплазма
целлюлоза
А8. Органоид – место образования лизосом
вакуоль
аппарат Гольджи
цитоплазма
ЭПС
А9. Благодаря каким органоидам, мембрана ЭПС становится шероховатой?
лизосомам
митохондриям
рибосомам
пластидам
А10. Этот органоид состоит из двух центриолей
лизосома
митохондрия
клеточный центр
ядро
А11. Органоиды, присущие только растительным клеткам
цитоплазма
митохондрии
жгутики
пластиды
А12. Плазматическая мембрана состоит из молекул
липидов
липидов, белков и углеводов
липидов и белков
белков
А13. Главная отличительная черта эукариот от прокариот
наличие митохондрии
наличие ядра
наличие аппарата Гольжди
наличие клеточного центра
А14. Неизлечимая болезнь, вызываемая вирусом и передающаяся от человека к человеку половым путем:
гайморит.
тиф.
СПИД.
грипп
А15. Организмы, проявляющие признаки живого существа, лишь проникая в клетки и использующие для своих нужд ее структуры и энергию
прокариты
эукариоты
вирусы
одноклеточные
А16. Оплодотворение это процесс, в результате которого:
происходит слияние мужской и женской гамет
образуется зигота
образуется диплоидная клетка
развиваются гаметы
А17. Онтогенез процесс:
исторического развития организмов
деления клеток
индивидуального развития организма
эмбрионального развития
А18. Процесс образования половых клеток называется
онтогенез
эмбриогенез
партеногенез
гаметогенез
А19. Женские половые клетки называют
яйцеклетками,
яичниками
сперматозоидами
плацентой
А20. Период между двумя делениями клетки ....
профаза
метафаза
анафаза
интерфаза
А21. Особый вид бесполого размножения, при котором зародыш вскоре после образования делится на несколько частей (однояйцевые близнецы у человека)
партеногенез
почкование
полиэмбриония
фрагментация
А22. Наличие у одного организма двух половых систем это
полиэмбриония
гермафродитизм
шизогония
почкование
А23. Яйцеклетка в отличие от зиготы
более крупная
подвижна
содержит гаплоидный набор хромосом
неподвижна
А24. Яйцеклетка формируется в ..............
семенниках
яичниках
зиготе
спорах
А25. В сперматозоиде человека содержится ....... хромосомы
46
20
23
всегда разное количество
А26.Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:
наследственность
изменчивость
естественный отбор
борьба за существование
А27. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, называется
биологическим видом
популяцией
классом
группой
А28. Сходство внешнего и внутреннего строения организмов, относится к критерию:1) историческому
2) географическому3) морфологическому
4) экологическому
А29. Наиболее остро борьба за существование протекает между:
1) особями разных видов
2) особями одного вида3) живыми организмами и факторами среды
4) все ответы верны
А30. Отбор особей с нужными человеку хозяйственными признаками для последующего разведения называется
естественный
искусственный
отбор сильных особей
отбор здоровых особей
А31. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:1) в постоянных и изменяющихся условиях среды2) только в постоянных условиях среды3) в постоянно меняющихся условиях среды4) в экстремальных условиях среды
А32. Совокупность генов всех особей в популяции – это:
1) генотип
2) кариотип
3) ген
4) генофонд
А33. В каком ряду написаны формулы особей только гомозиготными признаками
1) Аа; ВВ; Вв
2) АА; Вв; ВВ
3) АА; ВВ; вв
4) Аа; ВВ; вв
А34. Основоположник науки генетики
Ч.Дарвин
Г.Мендель
Р.Гук
Н.Вавилов
А35. Гены, ответственные за проявление одного признака называются
рецессивными
гомозиготными
аллельными
доминантными
А36. Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется
гетерозиготным
дигибридным
мутантным
гомозиготным
А37. Метод исследования генетики человека, суть которого заключается в составлении родословных
цитогенетический
популяционный
близнецовый
генеалогический
А38. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений
1) И. В. Мичурин
2) Н. В. Цицин
3) И. И. Вавилов
4) Аристотель
А39. Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается
1) селекция 2) генетика 3) физиология 4) цитология
А40.Назовите социальный фактор антропогенеза:
1) общественный образ жизни 2) развитие речи 3) развитие мышления 4) все ответы верны
А41. Только для человека характерно
1) истинное прямохождение
2) выкармливание детенышей молоком
3) внутриутробное развитие
4) верного ответа нет
А42. Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном:
1) Л. Пастер
2) Ф.Реди
3) В. Гельмонт
4) Спалланцани
А43. Для людей этой расы характерна желтый и желто-коричневый цвет кожи, темные жесткие и прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, плоский и широкий нос, редкая растительность на лице
монголоидная
европеоидная
негроидная
австролоидная
А44. Все то, что окружает живое существо в природе, называют
экологические факторы
среда обитания
среда жизни
местообитание
А45. Абиотические факторы – это
всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга
все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов
факторы неживой природы
факторы живой и неживой природы
А46. Сообщество живых существ вместе с физической средой обитания , функционирующее как единое целое, называют
биоценоз
биогеоценоз
экосистема
структура сообщества
А47. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются
гетеротрофами
автотрофами
клетками
верного ответа нет
А48. Из перечисленных организмов к продуцентам относятся:
человек
овца
ель голубая
верного ответа нет
А49. Примером отношений типа «хищничество» могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
1) песец и белый медведь
2) тигр и косуля
3) собака и семена репейника
4) клевер и шмель
А50. Учение о биосфере было создано .
Ж.Б.Ламарком
Луи Пастером
В.И.Вернадским
А.И.Опариным
Задание части В.
Практическое задание.
Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой.
1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1 ?
2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготная?
3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1 ?
Вариант 3.
Задания части А.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Уровень организации живой природы, представленный клетками
органо-тканевой
биосферный
популяционно-видовой
клеточный
А2. Самые важные органические компоненты клетки
вода
углеводы
липиды
белки
А3. Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот?
прокариоты не способны к автотрофному питанию
прокариоты не способны к гетеротрофному питанию
у прокариот нет ядра
у прокариот есть ядро
А4. Играет важную роль в клеточном делении, образует полюсы деления клетки
ядро
эндоплазматическая сеть
клеточный центр
митохондрии
А5. Какие органоиды есть только в растительных клетках?
митохондрии
лизосомы
хлоропласты
рибосомы
А6. Цитоплазма выполняет функции
обеспечивает тургор
у„ 15
·
·
·
·
·
·
·D
·
·„ °„
·&
·,
·„
·&
·+
·„ °„
·
·
·
·
·
·
·
·„
·„
·&
·.
·
·
·
·
·„
·„
·
·
·
·
·D
·
·„ °„
·&
·-
·„
·
·„
·&
·0
·
·
·
·
·„
·&
·/
·
·
·
·
·„
·„
·&
·s
·
·
·
·
·
·A
·
·„
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·1
·
·
·
·
·„
·
·„ °*
·„
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·4
·
·
·
·
·„
·
·„ °*
·„
·
·&
·7
·„
·
·„ °„
·&
·=
·„
·
·„ °*
·„ °„
·
·
·
·
·D
·
·„
·
·
·
·
·
·
·„
·
·„
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·{
·
·
·
·A
·„
·&
·D
·
·
·„
·„
·&
·|
·
·
·
·A
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·A
·„ °„
·&
·G
·„
·&
·F
·„ °„
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·„
·„
·
·
·
·
·D
·
·частвует в удалении веществ
выполняет защитную функцию
место нахождения органоидов клетки
А7. Что расположено на поверхности гранулярной ЭПС:
1) вакуоли
2) лизосомы
3) рибосомы
4) пластиды
А8. Органоид, который хранит и передает наследственную информацию
1) ядрышко
2) лизосомы
3) аппарат Гольджи
4) ядро
А9. Чем больше этих органоидов в клетках, тем выносливее спортсмен
1) ядрышек
2) лизосом
3) рибосом
4) митохондрий
А10. Органоид, который придает привлекательный вид для насекомых лепесткам цветов:
1) пластиды
2) рибосомы
3) лизосомы
4) митохондрии
А11. Органоид, способный разрушать белки, НК, липиды и другие органические вещества, поступившие в клетку
1) митохондрия
2) ядро
3) лизосома
4) хлоропласт
А12. Функциями плазматической мембраны являются:
1) барьерная, связь с окружающей средой и между клетками, защитная
2) внутриклеточное переваривание и транспорт веществ
3) энергетическая и функция обмена веществ
4) перемещение органоидов, веществ и включений
А13. Органоид, представляющий собой сетчатый аппарат, открытый итальянским гистологом
1) комплекс Гольджи
2) ЭПС
3) клеточный центр
4) ядро
А14. Циклоз – это
1) движение ядра
2) движение рибосом
3) движение цитоплазмы
4) движение всех органоидов клетки
А15. Органоиды, обеспечивающие движение некоторым клеткам
1) жгутики и реснички
2) пластиды
3) лизосомы
4) вакуоли
А16. Жизненный цикл клетки, это
жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, или гибели
жизнь клетки от момента ее появления и до исчезновения
жизнь клетки на протяжении нескольких дней
жизнь клетки на протяжении 10 лет
А17. Мейоз – это:
1) процесс деления соматических клеток
2) особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках становится гаплоидным
3) процесс образования зиготы
4) процесс образования диплоидной клетки
А18. Индивидуальное развитие особи от рождения до гибели – это
онтогенез
гаметогенез
эмбриогенез
постэмбриональное развитие
А19. Для рыб характерно ..................оплодотворение
внутреннее
внешнее
двойное
оплодотворение происходит и тем и другим путем
А20. Способ бесполого размножения
партеногенез
деление клетки
гермафродитизм
все ответы верны
А21. Партеногенез это:
одна из форм полового размножения
способ вегетативного размножения
процесс образования зиготы
процесс формирования органов
А22. Зигота – это
оплодотворенная яйцеклетка
зрелая яйцеклетка
женская половая железа
мужская половая клетка
А23. Процесс слияния женских и мужских гамет – это
гаметогенез
оплодотворение
овогенез
конъюгация
А24. Набор хромосом в гаметах является:
гаплоидным
диплоидным
триплоидным
тетраплоидным
А25. Сперматозоиды формируются в ..................
семенниках
яичниках
зиготе
спорах
А26. Создатель основ современной теории эволюции
Ч.Дарвин
Ж.Б.Ламарк
Аристотель
Демокрид
А27. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, называется
биологическим видом
популяцией
классом
группой
А28. Общность предков, единая история возникновения и развития вида относят к критерию:1) физиологическому
2) историческому3) морфологическому
4) экологическомуА29. Борьба между тигром и кабаном, является типичным примером .
1) внутривидовой борьбы
2) межвидовой борьбы
3) борьбы с неблагоприятными внешними условиями
4) все ответы верны
А30. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:1) в постоянных и изменяющихся условиях среды2) только в постоянных условиях среды3) в постоянно меняющихся условиях среды4) в экстремальных условиях среды
А31. Защитная окраска животных, приспособление некоторых рыб к жизни у дна, приспособление к полету у некоторых видов млекопитающих - является примером
1) параллелизма
2) дивергенции
3) борьбы с неблагоприятными внешними условиями
4) адаптации
А32. Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции – это
1) ароморфозы 2) рудименты3) идиоадаптации 4) верного ответа нет
А33. Генетика – это наука .
1) о строении человека
2) о поведении человека
3) о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов
4) о жизни
А34. Формула гетерозиготной особи
1) аа
2) АА
3) Аа
4) ВВ
А35. Совокупность генов популяции называется:
1) генотипом
2) геномом
3) генофондом
4) фенотипом
А36. Как обозначаются гибриды разных поколений (ряд)
1) А; В; С;
2) Р; а; в;
3) F1 F2 F3
4) а; b;c
А37. Организм, содержащий два разных аллельных гена, называется
гетерозиготным
дигибридным
мутантным
гомозиготным
А38. Метод исследования генетики человека, суть которого заключается в определении частоты встречаемости генов и генотипов в популяции
цитогенетический
популяционный
близнецовый
биохимический
А39. Наука, занимающаяся выведением новых и изучением старых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
биология
генетика
селекция
ботаника
А40.Назовите биологический фактор антропогенеза:
1) общественный образ жизни 2) развитие речи 3) развитие мышления 4) естественный отбор
А41. Какие признаки человека наследуются –
1) цвет глаз
2) питание
3) речь
4) коллективный труд
А42. Гипотезу зарождения жизни на Земле в ходе химической эволюции, первым опубликовал в 1924 году:
1) А.Опарин
2) Аристотель
3) Хуго де Фриз
4) Л. Пастер
А43. Итальянский ученый, нанесший сокрушительный удар по теории самопроизвольного зарождения
А.Опарин
Ф.Реди
Аристотель
Гиппократ
А44. Как называются факторы неживой природы (солнечный свет, температура, влажность, свойства почвы, соленость и т.д.)
биотические
абиотические
антропогенные
все ответы верны
А45. Экология – это наука, изучающая
взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания
внутреннее строение организмов
законы жизни
закономерности наследственности и изменчивости живых организмов
А46. Исторически сложившаяся совокупность живых организмов и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности, называется
биоценозом
биогеоценозом
сообществом
биотопом
А47. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются
консументами и редуцентами
продуцентами
клетками
верного ответа нет
А48. Из перечисленных организмов к консументам относятся:
грибы
бактерии
травоядные животные
верного ответа нет
А49. Примером отношений типа «паразитизм» могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
1) песец и белый медведь
2) аскарида и человек
3) собака и семена репейника
4) клевер и шмель
А50. По В.И.Вернадскому компонентами биосферы являются ....
живые, биогенные и биокосные вещества
только живые вещества
только биогенные вещества
верного ответа нет
Задание части В.
Практическое задание.
Скрещивались черная крольчиха с гладким мехом и серый мохнатый кролик (доминантные признаки), мать которого была черной, а отец имел гладкий мех. Какое потомство можно ожидать от этого скрещивания?
Вариант 4.
Задания части А.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Можно утверждать, что объект является живым организмом, если он
имеет клеточное строение и представляет собой саморегулирующую «открытую систему»
обладает обменом веществ и энергии, растет, развивается, размножается
способен реагировать на изменения факторов окружающей среды, обладает наследственностью и изменчивостью, приспособлен к определенной окружающей среде
имеет все перечисленные признаки одновременно
А2. Денатурация характерна только для этих органических компонентов клетки
углеводов
белков
липидов
нуклеиновых кислот
А3. Основная функция лизосом:
переваривание веществ
транспорт веществ
хранение ДНК
энергетическая
А4. Регулирует транспорт веществ в клетку и из нее, обладает избирательной проницаемостью
цитоплазма
ядро
плазматическая мембрана
аппарат Гольджи
А5. Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?
М. Шлейден
Р. Гук
Т. Шванн
Р. Вирхов
А6. Органоид клетки, на поверхности которого идет синтез углеводов, липидов и белков
аппарат Гольджи
эндоплазматическая сеть
ядро
митохондрия
А7. Каковы функции ядра:
хранение и передача наследственной информации
участие в делении клеток
участие в биосинтезе белка
синтез ДНК и РНК
А8. Шероховатая ЭПС покрыта
лизосомами
рибосомами
митохондриями
пластидами
А9. Прокариоты – это
клетки с оформленным ядром
клетки без цитоплазмы
безъядерные клетки
растительные клетки
А10. Органоиды, благодаря которым осуществляется фотосинтез
пластиды
комплекс Гольджи
ЭПС
Ядро
А11. Клеточной теории соответствует положение:
1) размножение клеток происходит путем их деления
2) хромосомы – материальные носители наследственности
3) все живые существа, кроме бактерий, имеют клеточное строение.
4) клетки всех живых существ и вирусы сходны по строению и функциям
А12. Какую из функций не выполняет плазматическая мембрана?
1) транспорт веществ
2) защиту клетки
3) взаимодействие с другими клетками
4) синтез белка
А13. От чего зависит число митохондрий в клетке?
1) от размеров клетки
2) от уровня развития клетки
3) от функциональной активности клетки
4) от всех указанных условий
А14. Вирусы отличаются от бактерий тем, что:
1) у вирусов нет ядра, а у бактерий оно есть
2)отсутствие белка
3)отсутствием нуклеиновых кислот
4) это неклеточные паразиты
А15. Главным структурным компонентом ядра является
1) хромосомы
2) лизосомы
3) рибосомы
4) нуклеоплазма
А16. Постэмбриональное развитие начинается
с выхода из яйца или рождения
с момента оплодотворения
с момента оплодотворения и до рождения организма
верного ответа нет
А17. Половое размножение организмов
происходит, как правило, при участии двух особей (мужской и женской)
всегда осуществляется при участии только одного организма
наиболее эффективно, так как всегда приводит к многократному увеличению количества особей
в природе встречается относительно редко
А18. Процесс образования половых клеток
онтогенез
гаметогенез
клонирование
оплодотворение
А19. Личиночный тип онтогенеза характерен для
земноводных
пресмыкающихся
насекомых
рептилий
А20. Способ бесполого размножения
партеногенез
вегетативное размножение
гермафродитизм
все ответы верны
А21. Мужскими половыми клетками являются:
семенники
мужские половые гормоны
сперматозоиды
яйцеклетки
А22. Зигота имеет всегда набор хромосом ....
одинарный
тройной
двойной
любой из выше перечисленных
А23. Споры у папоротника образуются:
на листьях
в коробочках
в шишках
в половых железах
А24. В яйцеклетке человека содержится ....... хромосомы
46
20
23
всегда разное количество
А25. Дочерний организм в большей степени отличается от родительских организмов при размножении:
1)вегетативном
2)спорами
3)половом
4)почковании
А26. Направляющим фактором эволюции является
естественный отбор
наследственная изменчивость
географическая изоляция
дрейф генов
А27. Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, называется
биологическим видом
популяцией
классом
группой
А28. Создатель эволюционной теории:
1) Ж.Бюффон
2) Ч.Дарвин
3) С.С. Четвериков
4) А.Н. Северцов
А29. Борьба между тигром и кабаном, является типичным примером .
1) внутривидовой борьбы
2) межвидовой борьбы
3) борьбы с неблагоприятными внешними условиями
4) все ответы верны
А30. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:1) в постоянных и изменяющихся условиях среды2) только в постоянных условиях среды3) в постоянно меняющихся условиях среды4) в экстремальных условиях среды
А31. Наименьшей единицей эволюции является:
1) род
2) тип
3) вид
4) класс
А32. В каком году отправился Ч.Дарвин в кругосветное путешествие на корабле «Бигль»
1) 19312) 1859 3) 1895 4) 1867
А33. Если родительские организмы отличаются друг от друга по одному признаку, скрещивание называется:
1) дигибридным
2) полигибридным
3) моногенным
4) моногибридным.
А34. Наука о наследственности
1) цитология
2) селекция
3) генетика
4) биология
А35. Генотип - это:
1) совокупность всех генов организма
2) совокупность всех генов популяции
3) гаплоидный набор хромосом
4) совокупность всех генов и признаков организма
А36. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства, называется
изменчивостью
наследственностью
постоянством
дивергенцией
А37. В каком ряду написаны формулы особей только с гетерозиготными признаками
1) Аа; Сс; Вв
2) АА; Вв; ВВ
3) АА; ВВ; вв
4) Аа; ВВ; вв
А38. Метод исследования генетики человека, методы которого позволяют определить место и характер мутации по изменениям в составе затронутых мутацией белков
цитогенетический
популяционный
близнецовый
биохимический
А39. Растение ставшее исследовательским материалом для Г.Менделя при открытии им законов наследственности?
пшеница
овес
горох
подсолнечник
А40. Солнечная система образовалась –
1) 5 млрд. лет назад
2) 3,5 млрд. лет назад
3) 40 тыс. лет назад
4) 20 тыс.лет назад
А41. Утверждает, что жизнь на Земле занесена из космоса:
1) теория абиогенеза
2) теория биогенеза
3) теория панспермии
4) теория креационизма
А42. Древнейшие высшие обезьяны
1) парапитеки
2) дриопитеки
3) австролопитеки
4) кроманьонцы
А43. Сгусток, образованный в концентрированном растворе органических веществ (белков, НК, липидов) называется
1) коацерватом
2) клеткой
3) многоклеточным организмом
4) верного ответа нет
А44. Экосистема – это
1) совокупность организмов одного вида, обитающих на определенной территории; 2) совокупность организмов разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; 3) совокупность организмов одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; 4) сообщество живых существ вместе с физической средой обитания, функционирующее как единое целое
А45. Биотические факторы – это
всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга
все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов
факторы неживой природы
факторы живой и неживой природы
А46. Организмы, способные фиксировать световую энергию и использовать в питании простые неорганические вещества, называются
автотрофами
гетеротрофами
клетками
верного ответа нет
А47. Из перечисленных организмов к редуцентам относятся:
хищники
травоядные животные
бактерии
человек
А48. Важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества, называются
природными ресурсами
материальными благами
популяцией
верного ответа нет
А49. Примером отношений типа «паразитизм» могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
1) волк и шакал
2) бычий цепень и человек
3) косуля и семена репейника
4) клевер и шмель
А50. Кто из перечисленных ученых, определил биосферу, как наружную оболочку Земли, область распространения жизни
Аристотель
Н.И.Вавилов
В.И.Вернадский
А.И.Опарин
Задание части В.
Практическое задание.
Темноволосая большеглазая женщина (доминантные признаки), гетерозиготная по обоим признакам, вступила в брак со светловолосым большеглазым мужчиной , мать которого имела маленькие глаза. Каковы возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака?
Проверяемые результаты теоретического обучения:
З1; З2; З3; З4; З5.
Проверяемые результаты практического обучения:
У1; У2; У3; У4; У5; У6; У7.
Раздаются листы с заданиями, которые необходимо выполнить письменно.
Критерии оценки к самостоятельной работе:
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка 1 балл.
За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
неудовлетворительно
4.3.Устный опрос.
Вопросы к устному опросу:
1. Оказание первой помощи при простудных заболеваниях
2. Меры профилактики отравлений.
3. Меры профилактики вирусных заболеваний.
4. Меры профилактики стрессов.
5. Правила поведения в природной среде.
6. Пагубное влияние алкоголизма на организм человека.
7. Преимущества и недостатки близкородственного разведения животных.
8. Пагубное влияние табакокурения на организм человека.
9. Способы выращивания и размножения домашних животных.
10. Первая помощь при отравлении.
11. Способы выращивания и размножения культурных растений на приусадебном участке.
12. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
13. Искусственное оплодотворение: за и против.
14. Клонирование. Гуманно ли это?
15. Нарушение осанки. Профилактика.
16. Нарушение зрения. Профилактики.
17. Экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
18. Влияние окружающей среды на развитие организмов.
19. Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков на эмбриональное развитие ребенка.
20. Последствия деятельности человека на изменения в биосфере.
21. Привести примеры приспособления организмов к условиям существования.
22. Привести доказательства происхождения человека от животных.
23. Перечислить отличия человека от животных.
24. Привести пример пищевой пастбищной пищевой цепи.
25. Привести пример детритной пищевой цепи.
Проверяемые результаты обучения:
И1; И2; И3.
У1; У2; У3; У4; У5; У6.
Критерии оценки к устному ответу :
оценка «5» ставится за все правильно выполненные задания
оценка «4» ставится за 4, 5 правильно выполненных любых заданий
оценка «3» ставится за 3 правильно выполненные любые задания
оценка «2» ставится за 2 и меньше выполненные любые задания
5. Пакет экзаменатора
5.1.Тип задания (теоретическое, практическое), номер задания и ключ к ответу.
Вариант 1.
Задания части А.
1
1)
2
4)
3
4)
4
3)
5
4)
6
2)
7
1)
8
1)
9
3)
10
4)
11
4)
12
1)
13
1)
14
2)
15
2)
16
3)
17
1)
18
2)
19
3)
20
4)
21
2)
22
1)
23
1)
24
1)
25
1)
26
2)
27
1)
28
1)
29
2)
30
1)
31
1)
32
2)
33
2)
34
1)
35
2)
36
1)
37
1)
38
1)
39
1)
40
1)
41
3)
42
4)
43
2)
44
3)
45
2)
46
3)
47
1)
48
1)
49
1)
50
1)
Задание части В.
Дано:
А – праворукость
а – леворукость
В – карие глаза
в – голубые глаза
Найти: F 1 - ?
Решение:
Р
· х
·
Аавв АаВв
G Ав ав АВ Ав аВ ав
АВ
Ав
аВ
ав
Ав
ААВв
правша кареглазый
ААвв
правша
голубоглазый
АаВв
правша
кареглазый
Аавв
правша
голубоглазый
ав
АаВв
правша кареглазый
Аавв
правша
голубоглазый
ааВв
левша
кареглазый
аавв
левша
голубоглазый
Вариант 2.
Задания части А.
1
1)
2
3)
3
4)
4
4)
5
1)
6
1)
7
3)
8
2)
9
3)
10
3)
11
4)
12
3)
13
2)
14
3)
15
3)
16
1)
17
3)
18
4)
19
1)
20
4)
21
3)
22
2)
23
3)
24
2)
25
3)
26
3)
27
1)
28
3)
29
2)
30
2)
31
2)
32
1)
33
3)
34
2)
35
3)
36
4)
37
4)
38
3)
39
1)
40
4)
41
1)
42
1)
43
1)
44
2)
45
3)
46
3)
47
1)
48
3)
49
2)
50
3)
Задание части В.
Дано:
А – черная окраска шерсти
а – коричневая окраска шерсти
В – висячее ухо
в – стоячее ухо
Найти: F 1 - ? F 2 - ?
Решение:
Р
· х
·
ААВВ аавв
G АВ ав
F1 АаВв
Р
· х
·
Аа Вв АаВв
G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
ААВВ
черный окрас
висячее ухо
ААВв
черный окрас
висячее ухо
АаВВ
черный окрас
висячее ухо
АаВв
черный окрас
висячее ухо
Ав
ААВв
черный окрас
висячее ухо
ААвв
черный окрас
стоячее ухо
АаВв
черный окрас
висячее ухо
Аавв
черный окрас
стоячее ухо
ав
АаВв
черный окрас
висячее ухо
Аавв
черный окрас
стоячее ухо
ааВв
коричневый окрас
висячее ухо
аавв
коричневый окрас стоячее ухо
Вариант 3.
Задания части А.
1
4)
2
4)
3
3)
4
3)
5
3)
6
1)
7
3)
8
4)
9
4)
10
1)
11
3)
12
1)
13
1)
14
3)
15
1)
16
1)
17
2)
18
1)
19
2)
20
2)
21
1)
22
1)
23
2)
24
1)
25
1)
26
1)
27
1)
28
2)
29
2)
30
2)
31
4)
32
2)
33
3)
34
3)
35
1)
36
3)
37
1)
38
2)
39
3)
40
4)
41
1)
42
1)
43
2)
44
2)
45
1)
46
2)
47
1)
48
3)
49
2)
50
1)
Задание части В.
Дано:
А – серый
а – черный
В – мохнатый мех
в – гладкий мех
Найти: F 1 - ?
Решение:
Р
· х
·
аавв АаВв
G ав АВ Ав ав
АВ
Ав
ав
ав
АаВв
серый
мохнатый
Аавв
серый
гладкий
аавв
черный гладкий
Вариант 4.
Задания части А.
1
4)
2
2)
3
1)
4
3)
5
2)
6
2)
7
1)
8
2)
9
3)
10
1)
11
1)
12
4)
13
3)
14
1)
15
1)
16
1)
17
1)
18
2)
19
3)
20
2)
21
3)
22
3)
23
1)
24
3)
25
3)
26
1)
27
1)
28
2)
29
2)
30
2)
31
3)
32
1)
33
4)
34
3)
35
1)
36
2)
37
1)
38
4)
39
3)
40
1)
41
3)
42
1)
43
1)
44
4
45
1)
46
1)
47
3)
48
1)
49
2)
50
3)
Задание части В.
Дано:
А – темные волосы
а – светлые волосы
В – большие глаза
в – маленькие глаза
Найти: F 1 - ?
Решение:
Р
· х
·
АаВв ааВв
G АВ Ав ав аВ ав
аВ
ав
АВ
АаВВ
темные волосы
большие глаза
АаВв
темные волосы
большие глаза
Ав
АаВв
темные волосы
большие глаза
Аавв
темные волосы
маленькие глаза
ав
ааВв
светлые волосы
большие глаза
аавв
светлые волосы
маленькие глаза
5.2.Условия выполнения заданий
5.2.1.Дифференцированный зачет проводятся на русском языке
5.2.2. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии».
5.23.Оборудование учебного кабинета «Биология».
Коллекции:
Формы сохранности ископаемых растений и животных, развитие насекомых, агроценоз, вредители сада, вредители огорода, вредители леса, вредители важнейших сельскохозяйственных культур, примеры защитных приспособлений у насекомых, приспособительные изменения в конечностях насекомых, аналогичные органы защиты растений от травоядных животных, примеры защитных приспособлений у животных, приспособления к условиям существования, гомология плечевого и тазового пояса позвоночных, гомология задних конечностей, раковины моллюсков, набор микропрепаратов по общей биологии, палеонтологические находки.
Муляжи:
Набор овощей, набор плодов гибридных полиплоидных растений и исходные формы, дикая форма и культурные сорта картофеля, дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томата, позвоночные животные.
Аппликации:
Размножение сосны, растительные ткани, строение клетки.
Гербарии:
Гербарий по общей биологии, сельскохозяйственных растений, культурных растений.
Модели:Глаз человека, гортань в разрезе, мозг в разрезе сердце, скелет конечностей овцы, ухо, структура ДНК, скелет голубя, скелет костистой рыбы, скелет кролика, скелет лягушки, скелет человека на подставке, торс человека, цветок картофеля, цветок пшеницы, цветок яблони.
Магнитная доска.
Цифровые компоненты:
ЕГЭ по биологии, электронные уроки и тесты: организация жизни, растительный мир, функции и среда обитания животных организмов, жизнедеятельность животных, экология: общий курс.
5.3.4.Время выполнения задания мин./час (если оно нормируется) 90минут
5.3.5.Требования охраны труда:
1.Искусственное освещение в учебном кабинете составляет: на рабочих столах – 300 -500 лк; на доске – 500 лк.
2. Расстановку учебной мебели проводим с соблюдением угла видимости не менее 35%.
При продольной конфигурации учебного помещения столы обучающихся расставляем в два ряда перпендикулярно стене с оконными проемами для того, чтобы основной световой поток падал слева от обучающихся. Ширина проходов, начиная от стены со светопроемами, составляет для первого, второго рядов – 0,6 м. От последних столов до задней стены – не менее 0,65 м. Расстояние между первыми столами и доской составляет 2,4 -2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места от учебной доски 8,6 м.
5.3.6.Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.)
5.3.7.Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)
1. «Биология» 10-11 классы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
2. «Биология» Пособие для поступающих Н.М.Ключникова, С.К.Пятунина
3. «Биология» Подготовка к ГИА А.А.Кириленко, С.И.Колесников.
4. «Биология в таблицах и схемах» пособие для школьников и абитуриентов 2-е издание.
6.Оценочная ведомость по дисциплине
оценочная ведомость по ДИСЦИПЛИНЕ
_________БИОЛОГИЯ________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на ___2____ курсе по профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»
освоил(а) программу учебной дисциплины «Биология»
в объеме 108 часов, с « » 20 г. по « ». 20 г.
Результаты промежуточной аттестации
Форма дифференцированного зачета – накопительная
№ п/п
Форма контроля
Оценка
1.
Баллы рейтингового контроля освоения дисциплины
2.
Самостоятельная работа по курсу «Биология»
3.
Практическая работа
4.
Устный опрос
Итоговая оценка по предмету «Биология» ____________________________
балл (отметка) / вербальный аналог
Преподаватель дисциплины _____________________/Ф.И.О./
(Подписи членов экзаменационной комиссии)
Дата ___ __ _г.
6.Оценочная ведомость по дисциплине
оценочная ведомость по ДИСЦИПЛИНЕ
_________БИОЛОГИЯ________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на ___2____ курсе по профессии НПО 190631.01 «Лаборант-аналитик»
освоил(а) программу учебной дисциплины «Биология»
в объеме 178 часов, с « » 20 г. по « ». 20 г.
Результаты промежуточной аттестации
Форма дифференцированного зачета – накопительная
№ п/п
Форма контроля
Оценка
1.
Баллы рейтингового контроля освоения дисциплины
2.
Самостоятельная работа по курсу «Биология»
3.
Практическая работа
4.
Устный опрос
Итоговая оценка по предмету «Биология» ____________________________
балл (отметка) / вербальный аналог
Преподаватель дисциплины _____________________/Ф.И.О./
(Подписи членов экзаменационной комиссии)
Дата ___ __ _г.
6.Оценочная ведомость по дисциплине
оценочная ведомость по ДИСЦИПЛИНЕ
_________БИОЛОГИЯ________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на ___2____ курсе по профессии НПО 190631. «Тракторист-машинист с/х производства»
освоил(а) программу учебной дисциплины «Биология»
в объеме 108 часов, с « » 20 г. по « ». 20 г.
Результаты промежуточной аттестации
Форма дифференцированного зачета – накопительная
№ п/п
Форма контроля
Оценка
1.
Баллы рейтингового контроля освоения дисциплины
2.
Самостоятельная работа по курсу «Биология»
3.
Практическая работа
4.
Устный опрос
Итоговая оценка по предмету «Биология» ____________________________
балл (отметка) / вербальный аналог
Преподаватель дисциплины _____________________/Ф.И.О./
(Подписи членов экзаменационной комиссии)
Дата ___ __ _г.
6.Оценочная ведомость по дисциплине
оценочная ведомость по ДИСЦИПЛИНЕ
_________БИОЛОГИЯ________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на ___2____ курсе по профессии НПО 190631.01 «Сварщик»
освоил(а) программу учебной дисциплины «Биология»
в объеме 108 часов, с « » 20 г. по « ». 20 г.
Результаты промежуточной аттестации
Форма дифференцированного зачета – накопительная
№ п/п
Форма контроля
Оценка
1.
Баллы рейтингового контроля освоения дисциплины
2.
Самостоятельная работа по курсу «Биология»
3.
Практическая работа
4.
Устный опрос
Итоговая оценка по предмету «Биология» ____________________________
балл (отметка) / вербальный аналог
Преподаватель дисциплины _____________________/Ф.И.О./
(Подписи членов экзаменационной комиссии)
Дата ___ __ _г.
6.Оценочная ведомость по дисциплине
оценочная ведомость по ДИСЦИПЛИНЕ
_________БИОЛОГИЯ________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на ___3____ курсе по профессии НПО 190631.01 «Мастер общестроительных работ»
освоил(а) программу учебной дисциплины «Биология»
в объеме 108 часов, с « » 20 г. по « ». 20 г.
Результаты промежуточной аттестации
Форма дифференцированного зачета – накопительная
№ п/п
Форма контроля
Оценка
1.
Баллы рейтингового контроля освоения дисциплины
2.
Самостоятельная работа по курсу «Биология»
3.
Практическая работа
4.
Устный опрос
Итоговая оценка по предмету «Биология» ____________________________
балл (отметка) / вербальный аналог
Преподаватель дисциплины _____________________/Ф.И.О./
(Подписи членов экзаменационной комиссии)
Дата ___ __ _г.
13PAGE 15
13PAGE 14415
„ °0
·
·A°/
·„ °0
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·
·
·
·D
·
·„ °0
·
·м°0
·
·A°/
·„
·/
·
·
·
·v
·
·
·
·„ °0
·
·A°/
·„
·„ °*
·„ °/
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·
·
·
·
·
·„
·
·&
·N
·„ °*
·„
·
·&
·ѓ
·
·Ќ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·FJа
·
·
·вд
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·&
·T
·
·
·„
·
·
·
·
·
·„
·
·&
·S
·„ °*
·„
·
·&
·R
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ц„ °*
·
·м
·'
·
·
·
·
·„
·„
·&
·V
·
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ф„
·&
·X
·„ °„
·
·
·
·
·
·
·
·„
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ќ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„ 14
·
·
·
·
·D
·
·„
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·h
·
·
·
·
·„
·&
·g
·
·
·
·
·„
·&
·f
·
·
·
·
·„
·„ °„ °*
·„ °„
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·d
·„ °„ °/
·
·г
·„ °*
·„
·„ 13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·„ °„
·
·
·
·
·D
·
·„
·
·
·
·
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·к„ °„ 15
·
·
·
·
·
·
·D
·
·„
·&
·p
·
·
·
·A
·„
·&
·q
·
·
·
·м
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·^Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315