Доклад на тему Работа с орфографическим словарем в начальных классах.

Новикова И.С.
МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»
учитель начальных классов
Работа с орфографическим словарем в начальных классах.
Одна из первостепенных задач, которую решает учитель начальных классов, является обогащение словарного запаса младшего школьника. Ребенок приходит в первый класс с определенным багажом знаний и умений. И задача учителя провести планомерную работу по расширению и уточнению словаря учащихся, та как словарный запас современного школьника зачастую употребляется им самим полусознательно, некстати. Ребенок не всегда знает значение и правильное написание употребляемых им слов. Поэтому в начальном курсе грамматике большое значение придается словарно-орфографической работе. На протяжении этой работы дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Одной из главных задач является научить ребенка писать эти слова без ошибок. Недостаточно, чтобы учащиеся познакомились с грамматическим значением слова. Необходимо добиться, чтобы эти знания закрепились, чтобы выработались умения применять полученные знания о слове на практике.
Словарная работа на уроках русского языка начинается на этапе обучения грамоте, когда школьник еще не может ни читать, ни писать. На этом этапе происходит прием «запоминания слов с непроверяемыми орфограммами», которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся. Без проверочные написания- это самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как правописание непроверяемых слов следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» пишет: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ»(16, с.4)
Поэтому, руководствуясь этим фактором, на этапе обучения грамоте, я использую метод зрительного запоминания. Для этого при знакомстве с орфографическим словарем дети узнают, как строится словарь и каждая его страница. Учащимся предлагается самим стать авторами своих словариков. По мере изучения букв «Азбуки» учащиеся наглядно знакомятся со словарными словами. Дети сами составляют свой словарик, в котором слова, как и во всех словарях, разбиты по алфавиту. Конечно, учащиеся еще не знают букв, поэтому тут необходима помощь родителей. Дети, совместно с родителями делят тетрадь на разделы, и каждый раздел называют буквой алфавита. Каждая страница раздела буквы разбивается на графы: словарное слово, рисунок, родственные слова.
По мере изучения букв, учащиеся знакомятся со словарными словами (например: слово капуста) и в соответствующей графе «Рисунок» словаря рисуют капусту, а в графе «Словарное слово» делают слого-буквенный анализ этого слова. Далее на этапе изучения русского языка учащиеся первого класса, следуя дидактическому принципу «от простого к сложному», возвращаются к этому слову и в графе «Словарное слово» дописывают правильное его написание (с орфографическим проговариванием) и подчеркивают орфограммы.
Важно, чтобы записывание слов происходило с отчетливым орфографическим проговариванием, так как это способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того, чтобы в дальнейшем письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что достигается «орфографическим» его прочтением. Именно это прочтение сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.
В дальнейшем, при изучении русского языка в последующих классах начального обучения, учащиеся неоднократно будут возвращаться к уже знакомым словарным словам. Детям предлагается мнемонический прием работы со словарным словом, который облегчает запоминание внешнего облика «трудных» слов путем образования ассоциаций. Например, при работе с уже знакомым словом капуста, в разделе «Родственные слова» своего словарика, детям предлагается записать однокоренные слова (капустный). А также метод этимологического анализа, который помогает выяснить исторический морфемный состав слова. Как замечал Н.М.Шанский: этимологический анализ выявляет «лингвистические «метрики» слова, указывающие время и место появления его на свет, его «родных и родителей», его первоначальную форму и значение». (34, с.236)
Таким образом, этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. Так, например, возвращаемся к работе со словом капуста. Детям предлагается отгадать загадку:
Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
Слово-отгадку учащиеся должны найти в своем словарике. Учитель, в свою очередь, объясняет этимологическое значение этого слова: название заимствовано от латинского языка, «caput» - голова. Далее учащимся предлагается найти родственные слова (капитан- главный начальник). Дети в раздел «Родственные слова» записывают слово капитан.
Так учащиеся на протяжении всего начального обучения все время возвращаются к работе со словарными словами, тем самым закрепляют свои знания. Таким образом, словарно-орфографическая работа с использованием этимологического приема способствует формированию у школьников умения замечать новые слова, объяснять их значение и правописание с опорой на их значение. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления, активации познавательных интересов.
Конечно, словарная работа на уроках русского языка на этом не ограничивается. Есть много и других методов, используемых на уроках, таких как словарные диктанты, группировка и запись слов по орфографическим признакам и другие. В учебниках русского языка содержится большое количество разнообразных упражнений для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Но умение работать с орфографическим словарем для первоклассников необходимо для дальнейшего обучения младших школьников русскому языку.
Таким образом, использование самодельного словарика, автором которого является сам ребенок, способствует развитию логического мышления, памяти, закреплению полученных школьником знаний об этимологии слов. Учит ребенка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слов выводить из его происхождения), закрепляет знания о правописании словарных слов.


15