Концепция духовно-нравственного развития личности


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как одно из ключевых направлений ФГОС второго поколения Валиева Зульфия Халитовна,старший преподаватель кафедры педагогики ИРО РБ450005, РБ, г. Уфа, ул. Мингажева, 120, тел. (347)228-80-51(2-35)E-mail: pedagogiro@yandex.ru * * * Основная цель российского образования Новаяцельобразования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи,общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологийво все сферы жизни Проблемы РоссииСтратегия2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России * * * Проблемы России Неэффективная экономикаПолусоветская социальная сфераНеокрепшая демократияНегативная демографическая ситуацияНестабильный Кавказ * * * Стратегия 2020 Новые задачи образованияОбразование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людейДостижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренцииИзменение социальной структуры общества в пользу среднего классаУкрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан * * * Человек ХХI века Ориентированность на знания и использование новых технологий.Активное стремление расширить жизненный горизонт.Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.Активное финансовое поведение.Здоровый и безопасный образ жизни.Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. * * * Основы школьного стандарта Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт общегообразования Научная основа Идеологическая и методологическаяоснова Концепциядуховно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядросодержания общего образованияи системно-деятельностный подход Стратегия2020 * КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ – это методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕН-НОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ * Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно‑нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно‑нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально‑педагогические условия и принципы духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся. * нация национальное государство национальное самосознание (идентичность) формирование национальной идентичности Патриотизм гражданское общество многообразие культур и народов межэтнический мир и согласие социализация развитие воспитание национальный воспитательный идеал базовые национальные ценности духовно-нравственное развитие личности духовно-нравственное воспитание личности гражданина России * Национальный воспитательный идеал В средневековой Руси - в религии, в образе Иисуса Христа;В XVIII в. Россия - воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству»;В советский период - вера в коммунизм и служение коммунистической партии; В 90‑е гг. ХХ в. в России - свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. * Национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации * Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьниковФормирование у обучающихся:Личностной культурыСемейной культурыСоциальной культуры * Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно‑нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» * Основным субъектом, реализующим цели духовно‑нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения * Духовно‑нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно‑регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества. * Базовые национальные ценности патриотизм; социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество * Патриотизм любовь к России к своему народу к своей малой родинеслужение Отечеству * Социальная солидарность свобода личная и национальнаядоверие к людям, институтам государства и гражданского обществасправедливость, милосердие, честь, достоинство * Гражданственность служение Отечествуправовое государствогражданское обществозакон и правопорядокполикультурный мирсвобода совести и вероисповедания * Семья любовь и верность здоровьедостатокпочитание родителейзабота о старших и младшихзабота о продолжении семьи * Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровьефизическое здоровье человеказдоровый образ жизни * Труд и творчество любовь к трудутворчество и созиданиецелеустремленность и настойчивость * Наука ценность знаниястремление к истиненаучная картина мира * Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога * Искусство и литература красота гармониядуховный мир человеканравственный выборсмысл жизниэстетическое развитиеэтическое развитие * Природа эволюцияродная землязаповедная природапланета Земляэкологическое сознание * Человечество мир во всем миремногообразие культур и народовпрогресс человечествамеждународное сотрудничество * Базовые национальные ценности российского общества Определяют:идеологию содержания образования.основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан Россиисодержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации * Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни