«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 26 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
ТЕМА:
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника».
( из опыта работы)
Руководитель проекта:
Заводнова Дюдмила Ивановна
музыкальный руководитель
Оглавление.
Актуальность проекта……………………………………………………..3
Цель, задачи проекта……………………………………………………...3
Участница проекта, срок реализации проекта, материально-техническое оснащение проекта………………………………………….4
Теоретическое обоснование проекта……………………………….….…5
Этапы реализации проекта…………………………………………….….7
Перспективный план работы………………………………………….…..8
Список используемой литературы…………………………………..…..13
Список приложений
Приложение 1Музыкально-дидактические игры на развитие певческого дыхания.
Приложение 2 Упражнения для развития певческого голоса.
Приложение 3Упражнения для развития артикуляционного аппарата
по методике В.В. Емельянова.
Приложение 4Упражнения на развитие звуковысотности и расширение певческого диапазона.
Приложение 5Упражнения на развитие песенного творчества.
Приложение 6Песни для разучивания.
Приложение 7Голосовые игры.
Приложение 8Упражнения на развитие вокально-певческих навыков.
Приложение 9CD диск с аудио приложениями.
Актуальность проекта.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
По мнению учёных, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника».
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренных детей: Евтенко Ксению, Бессонову Диану, Ерёмкину Ангелину, Позняк Дарину. направлен на ее личностное развитие и успешность. Девочки музыкально одарены: хороший слух, музыкальная память, чувство ритма, неплохие вокальные данные, но не хватает артистических способностей, не всегда чистая интонация, скованность во время пения. Анализируя музыкальные данные детей, был разработан индивидуальный образовательный проектдля каждой индивидуально.
Цель: создание системы работы для раскрепощения личности воспитанниц, направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.
Задачи:
формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
побуждать к творческой самореализации;
развивать эмоциональную сферу девочек.
Участницы проекта: Евтенко Ксюша, Бессонова Диана, Ерёмкина Ангелина, Позняк Дарина– воспитанницы старшей группы №9, МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г.Ейска.
Срок реализации проекта: сентябрь 2012г – май 2014г. (2 года).
Материально – техническое оснащение проекта:
- фортепиано,
- музыкальный центр,
- беспроводной микрофон,
- фотоаппарат,
- ноутбук,
- музыкальный зал,
- фонограммы детских песен,
- дидактические пособия,
- нотный материал.
Теоретическое обоснование проекта.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.
Для правильного подхода к ребёнку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить какая между ними связь и чем они отличаются.
Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно – образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа, это возраст проявление одаренности, первые шаги в мир профессионального искусства. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся наши родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Дому детского творчества, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.
Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребёнок, необходимо выяснить какие они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Меня интересовала сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.
Музыкальные способности можно разделить на две группы: технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).
Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования.
Принципы выявления одаренных детей:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
В своей работе за основу взята организация воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей.
Прежде всего, это создание условий:
Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Наличие богатой предметно – пространственной среды.
Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
Наличие системы в работе.
Этапы реализации проекта.
I этап «Подготовительный»: рассчитан на 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:
- изучение проблемы одарённости;
- выбор темы проекта;
- определение целей и задач проекта;
- выявление одарённых детей среди средних групп;
- составление перспективного плана для работы с одарённым ребёнком на 2012 - 2013 год.
II этап «Основной»: рассчитан на 1,9 года. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
Ш этап «Заключительный»:направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Перспективный план работы.
I этап «Подготовительный»
Месяц, год. Мероприятия
Сентябрь 2012г Изучение проблемы одарённости
Выбор темы проекта
Октябрь 2012г Определение целей и задач проекта
Выявление музыкально одарённых детей среди средних групп
Ноябрь 2012г. Составление перспективного плана работы на 2012 - 2013 год
II этап «Основной»
Месяц Виды деятельности Репертуар Задачи
Декабрь
2012г. Упражнения для развития певческого голоса. - Дидактическая игра «Свечи» [приложение 1]
- Упражнение «Здоровое горлышко» [приложение 2]
- Упражнение «Сказка про Лисичку» В.В.Емельянов [приложение 3] Развитие певческого дыхания.
Формировать правильность звукообразования.
Развитие артикуляционного аппарата.
Пение «Снеговик» муз. С. Савенков [приложение 9 на СD] Развитие песенной памяти.
Побуждать к выразительному исполнению песни.
Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.
Детское музыкальное творчество - «Поздоровайся»
- «Пропой до свидания» Содействовать творческой самостоятельности
Январь
2013г. Упражнения для развития певческого голоса. - Дидактическая игра «Горячая картошка» [приложение 1]
- Упражнение «Разбудим голосок» [приложение 2]
- Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов [приложение 3] Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания.
Развитие правильного звукообразования.
Разогрев голосового аппарата.
Пение «Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач [приложение 6] Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.
Детское музыкальное творчество - «Сочини колыбельную для куклы»
- «Сочини весёлую песенку для лягушки» Содействовать творческой самостоятельности и активности
Февраль
2013г. Упражнения для развития певческого голоса. Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» [приложение 1]
Упражнение «Папуасики» [приложение 2]
Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В. [приложение 3] Развитие певческого дыхания.
Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.
Пение «Добрая милая мама» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин [приложение 9 на СD] Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.
Детское музыкальное творчество «Музыкальные вопросы-ответы»
«Птичка поёт» Н.Мурычёва [приложение 5] Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст.
Март
2013г. Упражнения для развития певческого голоса. Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях» [приложение 4].
Упражнение «Звукоподражание» [приложение 2]
Голосовая игра «Весна» [приложение 7] Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона.
Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей.
Пение «Весна» М.В. Сидоровой
[приложение 6]
Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком.
Детское музыкальное творчество Дидактическая игра «Музыкальный кубик» [приложение 5] Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.
Апрель
2013 г. Упражнения для развития певческого голоса. Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4].
Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаева [приложение 7] Развитие мимических мышц, жестов, пластики.
Развитие вокально-певческих навыков.
Пение «Рыжий кот» И.Русских[Приложение 6 (ноты), приложение 9 на CD] Формировать умение петь выразительно и искренне.
Учить правильно передавать мелодию.
Детское музыкальное творчество Дидактическая игра «Вокальные импровизации» [приложение 5]. Содействовать творческой активности
Май
2013 г. Упражнения для развития певческого голоса. Упражнение «Лесенка» [приложение 4].
Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А. [приложение 7] Развитие артикуляции и концентрации внимания.
Формирование вокально-певческих навыков.
Пение «Рыжий кот» И.Русских [приложение 6] Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей.
Детское музыкальное творчество Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек» [приложение 5]. Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии.
Сентябрь
2013 г. Упражнения для развития певческого голоса. М-Д игра: «Рубим дрова» [приложение 1]
Упр-е «Нитки» [приложение 8]
Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт)
Упр-е «Ритмический рисунок»
Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма.
Пение «Песенка паровоза» муз.И. Баранова, сл. А.Вольского[приложение 6] Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни.
Детское музыкальное творчество Придумать песню для паровозика.
Сочинить песенку про путешествие Побуждать к песенному творчеству.
Октябрь
2013 г Упражнения для развития певческого голоса. Дидактическая ига «Покажем песню» [приложение 8].
Упр-е «Нитки» [приложение 2]. Развитие песенной памяти, мимики, жестов.
Формирование вокально - певческих навыков.
Пение «Модница осень» О.П. Григорьевой [приложение 6] Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом.
Детское музыкальное творчество «Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой [приложение 5] Побуждать к импровизации звукоподражаний.
Ноябрь
2013 г.. Упражнения для развития певческого голоса. Упр-е «Счёт до 10» [приложение 8].
Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4]. Развитие динамики голоса.
Развитие мимических мышц, жестов, пластики.
Пение «Домовой» муз. К.Костинсл.В.Орлов[приложение 9 на CD] Развитие вокально-певческих навыков.
Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса.
Детское музыкальное творчество «Пляска зайки» Н. Мурычевой [приложение 5]
Упражнение «Вопрос – ответ» Способствовать формированию песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.
Декабрь 2013 г. Мониторинг развития музыкальных способностей одарённого ребёнка.
Составление перспективного плана работы на 2013 - 2014 год
Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами
Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий , перед участием в конкурсе и после).
Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.
Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » до и после информационного этапа
Литература
1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002.
5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 199
Динамика развития ребенка
Маршрутная карта развития ребенка
Фамилия и имя ребенка
Музыкальное воспитание
_____________________ Группа №______
Деятельность Учебный год
20____- 20____ Учебный год
20____- 20____ Учебный год
20____- 20____ Учебный год
20____- 20____
Н.г К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г Н.г. К.г.
Слушание Пение МРД (муз.ритмич.движения) Самостоятельная музыкально-певческая деятельность Самостоятельная музыкально-танцевальная деятельность Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству Заключение Вывод:
Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________