Формирование социально-активной и творческой личности
Формирование социально-активной и творческой личности на занятиях английского языка в условиях дополнительного образования.
Одной из главных целей на уроке английского языка является формирование социально-активной и творческой личности. Подготовить ребенка к взрослой жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску ответов на вопросы, пути решения каких-либо жизненных трудностей и конечно, совершенствование и реализация своих дарований и способностей.
Иностранный язык - это предмет, который вносит свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его в ходе осуществления практической цели обучения, когда воспитанник в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) расширяет свой общеобразовательный кругозор, развивает свое мышление, память, чувства и эмоции. В процессе иноязычного общения формируются социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Иностранный язык - это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На занятиях иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам. Особое значение в этом отношении имеет знакомство с современной жизнью, со страницами истории и в целом с культурой стран изучаемого языка.
Обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Творческая деятельность дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие воспитанников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, учащиеся знакомятся с удивительным миром западного человека, с его мировоззрением, используют иностранный язык, как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в эвристических дистанционных олимпиадах по английскому языку. Хочется отметить, что наши воспитанники с большим желанием участвуют в различных конкурсах, организованных не только в нашем учреждении дополнительного образования, но и в конкурсах различного уровня. Они достигают хороших результатов и завоевывают призовые места.
Для того чтобы учебный процесс стал более увлекательным и интересным, а полученные знания нашли свое применение в жизни, мы используем в своей работе новые педагогические подходы и современные технологии:
1. Информационно-компьютерные технологии 2. Технологии интерактивного обучения 3. Дифференцированное обучение 4. Технологии использования в обучении игровых методов: ролевые, деловые и другие 5. Исследовательские и проектные методы. 6. Коллективно-творческие дела 7. Здоровье-сберегающие технологии
Остановимся на некоторых из них. Так, использование интерактивной доски, составление презентаций делают уроки более привлекательными и творческими. С большим увлечением и желанием учащиеся наших объединений сами составляют и защищают свои презентации по различной тематике. Развитие такого рода способностей у учащихся стимулирует их к проявлению творческих навыков и возникновению чувства самореализации.
Использование проектной методики стало неотъемлемой частью обучения иностранному языку. Метод проектов - это такая организация обучения при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельным выполнением практических заданий. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования
В подготовке проектной работы учащиеся используют Интернет- ресурсы. Работа на уроках с Интернетом расширяет лингвострановедческие представления учащихся. Заходя на сайты можно поупражняться в грамматике или лексике разговорного английского языка, выявить уровень своих знаний по английскому языку.
Создание в процессе обучения хорошего настроения у учащихся является залогом успеха в познавательной деятельности. Одним из эффективных методов на уроке считаем игру. Доброжелательность, поддержка, взаимопомощь, поощрение, юмор, толерантность во время игры создает эмоциональный настрой, стимулирует речевое общение. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень
Одним из основных методов формирования творческой личности является театральная постановка. Это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению речи в любом возрасте. Участие в театральных постановках способствует социализации личности.
Неотъемлемой частью творческой деятельности на уроке является работа с песнями и стихами. Дети раскрепощаются, становятся более уверенными, появляется чувство успеха и самореализации. Как важно не обрезать ученикам крылья ,а наоборот создавать для них ситуации творчества.
Изготовление праздничных открыток, «Валентинок», написание писем Санта Клаусу и Деду Морозу и изготовление рождественских подарков можно также считать творческим подходом в изучении английского языка
Условием развития творческих способностей учащихся является усиление мотивационного аспекта с помощью различных методов и форм урока. Используя их, учитель вносит свой вклад в становлении характера ребенка, учит познавать мир, творить и созидать во благо жизни на земле.
Таким образом , творческая способность есть у каждого ребенка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает не только теоретический смысл, но и практический смысл.