Урок окружающего мира Лесные опасности ( 2 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа – детский сад»
Методическая разработка
урока по окружающему миру во 2 классе
«Лесные опасности»
Разработала учитель
Фёдорова Лариса Зиновьевна
Бологое 2014 год
Цели урока:
1.Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу;
2.Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы, ядовитыеягоды;
Ход урока
1. Организация.
Всем говорю я «Здравствуйте»!С добрым утром, друзья!День наступил прекрасный.Потому что в нём вы и я.
Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже.
Мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь.
Итак, друзья, внимание!Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее,Начнем скорей урок.
II. Проверка домашнего задания.
Проверочная работа.
1. Напиши номер телефона, по которому вызывают
а) пожарных
б) скорую помощь
в) газовую службу
2. Какие жидкости могут вспыхнуть? (бензин, керосин)
3.Бутылочку с какой надписью нельзя брать на кухне? (уксус)
4. Назовите колющие и режущие предметы (нож, гвоздь, пила, иголка)
А теперь давайте вместе отгадаем несколько загадок и повторим правила безопасности в домашних условиях. Согласны?
Тогда слушайте первую загадку.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землёй,
Отгадайте – ка, друзья,
Где же я? (Балкон)
Правило 1. Нельзя высовываться из окон, сидеть на подоконнике, свешиваться с балкона.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Дом на ножках,
Посреди окошко.
Засветится окно –
Появится кино. (Телевизор)
Правило 2. Нельзя трогать мокрыми руками оголенные провода. Нельзя пихать острые металлические предметы в розетки.
Ей набили мясом рот,
И она жует,
Жует, жует и глотает,
В тарелку отправляет. (Мясорубка)
Правило 3. Не засовывай пальцы в бытовую технику, имеющую крутящиеся детали.
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Утюг)
Правило 4. Беру утюг только за ручку, чтобы не обжечься.
Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с домашним заданием.
А теперь мы с вами проведем физкультминутку и для этого отправимся в лес.(Слайд 2)
III. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(прыжки на месте)
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте).
IV. Лесные опасности.
Ребята! А что удивительного можно увидеть в лесу? (Ответы детей)
А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть, а какие нельзя, какие грибы называются съедобными, а какие нет? А попробуйте отгадать мои загадки. (Слайд 3)
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу. (Опята).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я …..(Подосиновик)
Не спорю – не белый.
Я, братцыпопроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик).
Вдоль лесных дорожек, Много белых ножек. В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это …. (Сыроежки)
Бледная шляпка, юбочка на ножке, Смотрит свысока – ручки в бока.Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка)
Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …. (Мухомор).
Назовите эти природные объекты одним словом. Конечно же - это грибы.
Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны только 500 видов: более 300 опасны для человека. И эти грибы относятся к группе несъедобных.
А кто знает какие грибы несъедобные? Давайте посмотрим на экран. (Слайд 4).
Самый ядовитый гриб в мире – это бледная поганка. (Слайд 5) Её часто называют ложным шампиньоном, т.к. эти грибы очень похожи друг на друга, особенно на первой стадии роста. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее порой даже смертельное отравление.
К несъедобным грибам относится еще и мухомор. (Слайд 6)
Яркая расцветка хорошо охраняет гриб от посягательств, в лучших традициях сигнализации в природе гриб, словно говорит: «Смотри, я ядовитый», поэтому спутать его с другими проблематично, из всех ядовитых собратьев мухомор красный можно считать самым честным. Наткнуться на красные мухоморы можно в хвойных, смешанных и березовых лесах. Хотя он и ядовит для человека, но в качестве лекарства употребляется многими животными. Например, лосями.
Ложные опята.Встречаются часто, но не обильно по всей лесной зоне. Грибы растут группами на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях, у оснований стволов с апреля до октября. Гриб ядовитый! При попадании в организм человека вызывает желудочные и кишечные колики. (Слайд 7)
Чтобы не набрать в лесу несъедобных грибов, нужно соблюдать правило, которого придерживаются все грибники:
Собирать надо только знакомые грибы!
Грибы, которые вызывают сомнения лучше не брать! (Слайд 8, 9)
Ребята! А что еще можно встретить в лесу? (Ответы детей). Правильно – ягоды.
Растет в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Ей поклон отдает. (Земляника).
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам всем мила. (Черника).
А какие вы еще знаете ягоды? ( шиповник, брусника, голубика, клюква).
Какие это ягоды?  (Съедобные.)
Какие из этих ягод вы собирали летом?
Что вы знаете об этих ягодах?
Шиповник – в плодах шиповника много витамина С.
Земляника – ягоды содержат витамин С.
Черника – улучшает зрение, вяжущее средство.
Брусника – мочегонное средство.
Голубика – ягоды съедобные.
Но в лесу можно встретить много опасных ядовитых ягод.
Какие ядовитые ягоды вы знаете?
Ландыш – травянистое растение. Растёт в лесу. Цветёт в мае. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека. (Слайд 10)
Дурман обыкновенный (Слайд 11)
Это - высокие травы с цельными листьями, несущими по краям крупные зубцы. Цветы большие, ворончатый складчатый венчик белый. Коробочка усажена шипами. Растёт преимущественно на сырых местах. Всё растение сильно ядовито, особенно семена. Имеет ярко выраженный неприятный запах.
Ядовитыми являются бузина и белена черная (Слайд 12).
Волчье лыко – кустарник. Растёт в тенистых лесах, на вырубках. Цветёт с мая по июнь. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека, но птицы питаются ими и распространяют растение.
Вороний глаз четырехлистный. (Слайд 13)
Ядовитое растение.
От горизонтально идущего в почве корневища отходит стебель высотой около 30 см. Наверху стебля 4 округлых листа с  заостренным кончиком. Правда, нередко попадаются растения с 3 или 5 листьями. Выше листьев располагается очень красивая, похожая на черную жемчужину ягода. За черноту назвали её вороньим глазом. Эта ягода  и всё растение – ядовито.
Есть ягоды вороньего глаза нельзя. От одной или двух ягод ничего страшного не случится, но при большем количестве возможно отравление с рвотой и головокружением. Правда, случаев смертельного отравления вороньим глазом не известно.
Вороний глаз цветет с мая по июнь. Плоды созревают в июле и августе. Встречается в тенистых лиственных лесах, среди кустарника.
В средние века верили, что "заколдованных" людей можно "расколдовать" с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней, для чего собирали их от 15 августа до 8 сентября. Но, в общем, вороньего глаза опасались и потому применяли редко.
Что вы узнали об этих ягодах?
Если эти ягоды ядовитые, нужно их уничтожать?  (Нет, некоторыми из них питаются птицы.)
Давайте теперь с вами сформулируем правила, которых должен придерживаться человек, идущий в лес.
Не рви в природе неизвестные тебе растения!
Часто очень красивые растения являются ядовитыми.
Не ешь незнакомые ягоды!
V. Работа в группе.А сейчас я посмотрю, как вы усвоили новый материал. Делимся на группы.
Задание для первой группы.
Собери в корзинку съедобные ягоды.
Задание для второй группы.
Положи в корзинку съедобные грибы.
VI. Работа в рабочей тетради.
Откройте всерабочую тетрадь на странице 18, задание 4. Мудрая Черепашка предлагает нам расположить в соответствующих рамках картинки ядовитых ягод и грибов. Картинки нужно вырезать из приложения в конце тетради. Проверить необходимо себя с помощью учебника. Если все у вас правильно, тогда приклейте рисунки.
А теперь проверим вашу работу. ( Ответы детей).
VII. Закрепление изученного.
Ребята! О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
Какие мы узнали съедобные и несъедобные грибы?
Все ли ягоды можно есть в лесу?
VIII. Домашнее задание.
1.Работа в рабочей тетради -№5 стр. 19-20.