РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку «Формирование орфографической зоркости у учащихся» 6 класс


Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №1
от 31 августа 2012 года
Председатель педсовета
___________Рыбина Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Формирование орфографической зоркости у учащихся»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 6 класс
Количество часов 34 Уровеньбазовый
Учитель Зуева С.В.
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________Сулейманова Н.Н.
«___» __________ 2012 года
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка по русскому языку
«Формирование орфографической зоркости у учащихся»
Класс 6
Учитель Зуева С.В.
Количество часов: 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы Зуевой С.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2012 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный кружок является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 6 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 11-13- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Данный кружок предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании. В рамках данного кружка целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел кружка, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. Ввозможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
Важно отметить, что прохождение данного кружка невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают ( а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 6 классе.
Программа курса.
1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2.Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3.Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Приставки с традиционным написанием .Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
4.Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
5. Понятие об окончании.
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание окончаний глаголов.
6. И-Ы после Ц в разных частях слова.
7. О-Ё после шипящих в разных частях слова.

СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 от «30»августа 2012г.
заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
____________________ СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
___________Сулейманова Н.Н.
«30» августа 2012г.
Календарное планирование занятий кружка для учащихся 6-х классов
№ п/п Дата Тема занятия
План Факт Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Приставки с традиционным написанием.
Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Самостоятельная работа.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
Контрольная работа.
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов
Самостоятельная работа.
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание окончаний глаголов.
Правописание окончаний глаголов.
И-Ы после Ц в разных частях слова.
О-Ё после шипящих в разных частях слова.
Итоговая контрольная работа.