Проект открытого урока Россия в эпоху Петра I с раздаточными материалами
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО
Метод.кабинет
_____________
_________2015 г. РАССМОТРЕНО
ЦК гуманитарных
дисциплин
Протокол № _____
от ________ 2015 г.
Председатель ЦК
_____/Ибраев П.В. УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора
по учебной работе
______/М.А.Божко
__________ 2015 г.
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дисциплина История
Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство
Курс 1 Группа П-11
Дата: 10.12.2015 г.
Тема занятия: «Россия в период реформ Петра I»
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция с элементами беседы.
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная.
Цели занятия:
Дидактическая:
Знает – основные события, процессы, характеризующие основные направления и специфику петровской модернизации России в первой четверти XVIII века;
Понимает – историческую обусловленность происходившего, его взаимосвязь с последующими событиями и процессами, а также с современностью;
Применяет–понятийно-категориальный аппарат в новых условиях и демонстрирует его правильное использование.
Развивающая:
Выделяет характерные черты и особенности модернизационного процесса в России эпохи правления Петра I; определяет собственную позицию по отношению к различным аспектам внутри и внешнеполитических проблем и конфликтов; систематизируя факты, объективно оценивает её промежуточные итоги.
Воспитательная:
Даёт аргументированную оценку результатам своей деятельности, демонстрирует навыки отбора необходимой информации, проявляет толерантность по отношению к иному мнению, в том числе критике.
Методы обучения: проблемный метод, эвристическая беседа, словесный.
Средства обучения: учебники, раздаточный материал, презентация, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.
Критерии и методы диагностики уровня обученности студентов к занятию: письменный опрос, устный опрос, тестовый контроль.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: рефлексия.
Время проведения: 1час 30 мин.
Литература:
Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.
Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 528 с.
Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. - 591 с.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
5. http://www.tverlib.ru/peter-"...сё есть Петр, отечества Отец..."сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография).
План занятия:
1. Причины и предпосылки имперской модели модернизации.
2. Петровская модернизация в России.
2.1. Особенности и цели модернизационной модели преобразований;
2.2. Важнейшие направления российских реформ эпохи Петра I.
3. Основные приоритеты внешней политики России в первой четверти 18 века.
4. Последствия и значение реформ.
5. Оценка личности Петра в деле преобразования государства и общества.
Структура учебного занятия
№ Этапы Время
1 Организационный момент 3 мин
2 Мотивационно-ориентировочный этап 10 мин
3 Актуализация знаний студентов 7 мин
4 Изучение нового материала 45 мин
6 Проверка первичного усвоения материала 10 мин
7 Закрепление изученного материала 8 мин
8 Постановка домашнего задания 2 мин
Физкультпауза5 мин
Структура учебного занятия
Этап учебного занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Приемы и средства обучения Прогнозируемый результат
Вступление
Организационный
момент Приветствие
Проверка явки
Проверка готовности к учебному занятию
Организация внимания Приветствие
Проверка готовности к учебному занятию
Организация своего внимания Беседа
Слово преподавателя Готовность студентов к работе
Мотивационно-ориентировочный этап
Тема, мотивация, постановка целей, учебных задач
Актуализирует знания студентов о внутриполитической обстановке и геополитической ситуации, сложившейся в России и Европе в конце 17 века Подготовка студентов к работе
Мотивация студентов к работе
Анализируют итоги 17 столетия
Рассматривают предпосылки петровских преобразований Рассказ, объяснение
Слово преподавателя
Раздаточный материал
Проблемный метод
Презентация
Тетрадь
Готовность к восприятию нового материала
Актуализация знаний студентов
Формулирует основополагающий проблемный вопрос:
«Являются ли преобразования Петра I моделью «революции сверху» в истории России?»
Ряд проблемных вопросов:
«В чём Вы видите противоречивость реформ и эпохи Петра Великого?»
«Насколько необходимо было России сближение с Западом, восприятие его достижений и ценностей?»
«Действительно ли Пётр вывел Россию в разряд великой державы ценой «разорения страны»?» На основе ранее изученного материала, студенты определяют место России в системе международных отношений начала 17 века.
Обдумывают проблемные вопросы, выдвинутые преподавателем, выстраивают логику рассуждения
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала
Изучение нового материала
Объяснение нового материала по плану
Совместно со студентами четко выделяет особенности и цели модернизационной модели преобразований
Преподаватель определяет направления внутренней и внешней политики Российской империи в первой четверти 18 века Называет важнейшие последствия реформ, кардинальным образом изменившие геополитическое положение России в Европе Кратко характеризует и оценивает личность реформатора Конспектируют материал лекции, пользуются указаниями по конспектированию
Студенты внимательно слушают объяснения преподавателя
Заполняют таблицу (Приложение 1)
В ходе объяснения с использованием презентации делают записи в таблице
Презентация
Опорная таблица
Раздаточный материал в виде приложений
Самостоятельная работа Ознакомление на первоначальном уровне с новым материалом
Понимание значимости материала
Проверка первичного усвоения материала Дает указания по проведению анализа и объективной оценки исторических источников в ходе учебного занятия
Отвечают на вопросы, касающиеся анализа «Табели о рангах» (1722),
и оценки высказываний известных историков о личности Петра I
Самостоятельная работа
Анализ исторических источников
(Приложение 2, 3) Личностно значимые результаты
Открытость в осмыслении своих действий и самооценке Проверка первичного усвоения материала
Закрепление изученного материала
Рефлексия
Просит сделать выводы о приобретенных новых знаниях
Анализирует достижение целей учебного занятия
Подводит итоги
Комментирует выставленные оценки
Отвечают на вопросы теста по изученной теме
Оценивают свои достижения на учебном занятии Беседа
Самостоятельная работа
Тестирование
(Приложение 4) Закрепление и систематизация материала
Личностно значимые результаты
Домашнее задание
Комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание Объяснение Слово преподавателя
Презентация
Тетрадь Понимание необходимости выполнения домашнего задания
Приложение 1Задание
Внести в столбцы таблицы положения, касающиеся основных направлений преобразовательной деятельности Петра I и соответствующих им мероприятий
Реформы Петра I Мероприятия, проведённые в ходе реформ
Приложение 2
Информационный материал
Задание
Провести анализ представленного документа – «Табеля о рангах» (1722)
Приложение 3
Информационный материал
Задание
Прочтите представленные ниже тексты №1 – №3 и письменно ответьте на следующие вопросы:
Какие деяния авторы ставят в заслуги и ошибки Петру? Согласны ли вы с данными суждениями, как бы вы ответили на этот вопрос?
Как вы думаете, почему личность и реформы Петра I вызывают столько споров, у современников или потомков? Почему вопрос о цене петровских преобразований остается открытым до сих пор?
Предложите и аргументируйте свою оценочную позицию. Как бы вы ответили на вопрос: Петр «чудо» или «чудовище»?
Текст №1
В.О. Ключевский (1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.
Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества». Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.
В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.
Текст №2
Н.М.Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк.
Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях
Явился Петр. Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг – и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования? Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях.Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей.
В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной. Ничто не казалось ему страшным. Церковь российская искони имела главу сперва в митрополите, наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного.
Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и худое делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!
Текст №3
С.М. Соловьев (1820 – 1879) – русский историк..История России с древнейших времен
Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации.
Приложение 4
Закрепление изученного материала
Ответьте на поставленные вопросы:
I вариант
1. Восстановите хронологическую последовательность реформ Петра I:
а) введение губерний;
б) указ о единонаследии;
в) учреждение коллегий;
г) принятие «Табеля о рангах»;
д) учреждение Сената.
2. Тайная канцелярия при Петре I:
а) орган политического сыска;
б) высший судебный орган;
в) орган, ведающий делами армии;
г) высший законодательный орган.
3. В 1711 г. в России был создан Сенат. Он являлся …
а) высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом;
б) высшим органом политического сыска;
в) высшим судебным органом;
г) высшим духовным органом.
4. К концу второго десятилетия XVIII в. для увеличения поступления средств в казну бала проведена налоговая реформа, которая заключалась в …
а) максимальном увеличении количества налогов;
б) увеличении косвенных налогов;
в) переходе от подворного обложения к подушному;
г) обложении налогами дворян и духовенства.
5. В 1722 г. Петр I изменил указ о престолонаследии, согласно которому наследовать престол мог …
а) только наследник по мужской восходящей линии;
б) только наследник по женской линии;
в) любой родственник царствующей особы;
г) наследник назначался самим императором.
6. С 1699 г. набор в армию осуществлялся посредством …
а) рекрутских наборов;
б) всеобщей воинской повинности;
в) из наемных вольных людей;
г) перевода стрельцов в полки нового строя.
7. Табель о рангах, утвержденная Петром I (1722 г.) …
а) давала привилегии дворянам в занятии ими государственных должностей;
б) уравнивала боярскую знать и дворянство;
в) запрещала лицам недворянского происхождения поступать на государственную службу;
г) уравнивала всех государственных служащих необходимостью проходить все ступени служебной лестницы независимо от происхождения.
II вариант
1.. О какой должности говорится в документе? «... должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все прокурорские должности предполагать Сенату и инстиговать (побуждать), чтоб по них исполнено было:
а) губернатора
б) президента коллегии
в) обер-прокурора
г) генерал-прокурора
2. Вставьте вместо пропусков.
«... Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящим сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударя оным по столу) вот булатный патриарх!». Потом, встав, пошел вон. После сего оставлено прощение о избрании патриарха и учрежден __________________.
3. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения) не получат», — говорилось в:
а) Генеральном регламенте или Уставе
б) Табели о рангах
в) указе о единонаследии
г) решении Сената
4. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 г.:
а) Боярская дума
б) Ближняя канцелярия
в) «консилия министров»
г) Правительствующий сенат
5. Областная реформа была осуществлена в:
а) 1708 г. в) 1718 г.
б) 1711 г. г) 1721 г.
6. По указу о единонаследии:
а) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы
б) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании
в) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины бояр
г) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
7. В ходе церковной реформы Петр I:
а) упразднил патриаршество
б) конфисковал обширные владения церкви
в) отделил церковь от государства
г) изменил летосчисление