Статья Изучение состава слова как средство повышения орфографической зоркости учащихся


ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА СЛОВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ)
Автор: Пушкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1415 с углубленным
изучением английского языка
Тема «Состав слова» для младших школьников является трудной и вместе с тем очень важной. В процессе изучения состава слова, дети овладевают сознательным раскрытием лексического значения слова, уточняется и активизируется их словарный запас. Элементарные знания, которые получают дети при морфемном анализе слова, приводят учащихся к пониманию образования слов нашего языка. Дети учатся абстрагировать семантическое значение приставки, корня и суффикса от лексического значения слова, вычленять в слове морфемы, сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия. Ознакомление с основами словообразования способствует расширению у младших школьников знаний об окружающей действительности. Развивает абстрактное и логическое мышление.
Изучение состава слова является центральным звеном при формировании орфографического навыка и служит цели сознательного усвоения орфографии, что ведет к прочной грамотности в письме, так как большинство правил правописания связаны с морфемным составом слова. Сущность которого состоит в том, что значимые части слова сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях.
В начальной школе изучаются суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный способы образования и производится морфемный анализ слов с элементами словообразования. Это имеет большое значение для осознания грамматического строя языка и сознательного усвоения правописания морфем слова. Элементарные знания об образовании слов положительно влияют на формирование у учащихся активного отношения к слову. Понимание смысловой связи производного слова с конкретным родственным производящим помогает учащимся в подборе родственных проверочных слов.
Изучение состава слова требует от детей серьезной работы аналитического и синтетического характера: образование, подбор, сопоставление и создание родственных слов – это творческая деятельность обучающихся.
Нормы правописания морфем закреплены в орфографических правилах, главное назначение которых – обобщить однородные орфограммы. Так, например, орфограммы корня обобщены орфографическими правилами, определяющими:
правописание безударных гласных корня;
правописание звонких и глухих согласных корня;
правописание непроизносимых согласных корня.
Навык сознательного правописания корня слова опирается на фонетические, словообразовательные и грамматические знания, которые нужно сформировать у младших школьников.
Специальное изучение морфемного состава слова нужно начинать с пропедевтических словообразовательных наблюдений, которые предшествуют изучению темы «Однокоренные слова». Задача этой работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в русском языке между однокоренными словами. Установить смысловую связь между словами помогают упражнения, которые имеют практическую направленность в образовании родственных слов.
Далее детям дается понятие «корень слова». Основными задачами на этом этапе являются:
-формирование понятия «однокоренные слова»;
-формирование понятия «корень слова»;
-наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
При формировании понятия «однокоренные слова» и «корень слова» важно, чтобы учащиеся усвоили два существенных признака родства слов:
-семантическую связь;
-структурная особенность (наличие общей части).
Развивать умение у школьников соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав помогают практические упражнения:
-выбор однокоренных слов в порядке указанных значений;
-образование родственных слов по образцу;
-замена словосочетания одним словом;
-подбор нескольких однокоренных слов с указанным корнем и т.д.
Учащихся начальных классов затрудняет наличие чередования согласных в корне. Избежать слов с историческими чередованиями невозможно, да и не стоит к этому стремиться. Наоборот, следует расширить материал для наблюдения над родным языком под руководством учителя.
Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, производится сопоставление однокоренных слов и синонимов, родственных и созвучных слов(омофонов), слов с омонимичными корнями. Очень полезны задания смешанного типа на различение слов с омонимичными корнями и омофонами (примирял товарищей - примерял костюм) и т.д.
Изучение однокоренных слов включает наблюдение над единообразным написанием в них корня. В результате наблюдений учащиеся сами должны подойти к выводу, что общая часть в родственных словах пишется одинаково. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания корневых орфограмм.
Для того, чтобы морфемный анализ слов был сознательным действием, чтобы значение выделяемых морфем было учащимся понятно, морфемному анализу слов должен предшествовать словообразовательный. Очень часто младшие школьники считают приставку частью корня. Анализ однокоренных слов позволяет выделить корень правильно и понять, что семантическое значение слов зависит от приставок (выбросил, забросил, перебросил) и т.д.). Если проводить морфемный анализ путем последовательного выделения морфем в родственных словах словообразовательной цепочки (больница, больной, боль), то дети осознанно выделяют суффиксы - н -, -иц- и корневую морфему «боль», хорошо понимая значение слова через его корневую морфему. Производимые действия вполне понятны и доступны детям (разумеется, когда они работают под руководством учителя). Слова, которые требуют выработанного навыка словообразования и структурного анализа не следует предлагать учащимся в качестве материала для упражнений, например: болтать, преподаватель и т.п.
В 1-2-ых классах тема «Безударные гласные в корне слова» дается на фонематической основе. В 3-м классе умения и навыки в правильном написании безударных гласных формируются на базе состава слова. В инструктивной части правила теперь указываются два способа проверки слов с безударной гласной: «…для проверки следует изменить слово или подобрать родственное». Для того, чтобы ученик мог применить данное правило, он должен иметь определенный запас знаний о составе слова и иметь понятие об однокоренных словах.
На первом этапе знакомства с родственными словами вся система работы должна быть организована так, чтобы помочь ученику верно отыскать проверочное слово. Система упражнений на этом этапе должна показать учащимся пути как это сделать практически:
выбор проверочного слова из двух однокоренных;
поиск однокоренных слов и запись в определенном порядке (проверочное – проверяемое слово);
выбор нескольких проверочных слов из нескольких однокоренных.
При выполнении этих упражнений учащиеся должны ориентироваться на ударный гласный в проверочном однокоренном слове и на единообразное написание корня в однокоренных словах. Эти упражнения помогают расширить словарный запас учеников, дают в их распоряжение большее число опорных слов для обоснования правильного написания. По мере формирования навыка выбора нескольких проверочных слов можно усложнить задание, предложив учащимся самостоятельно расклассифицировать родственные слова на две группы: проверяемые и проверочные. Подобные упражнения помогают сознательно подходить к выбору проверочного слова.
Практика показывает, что самостоятельному подбору проверочных слов нужно специально учить. Основной причиной, вследствие которой ученики не умеют подбирать проверочные слова, является то, что в словарном запасе обучающихся нет проверочного однокоренного слова. Поэтому на втором этапе следует указать ученику вспомогательные пути подбора проверочных слов. Цель этого этапа – научить детей не выбирать из уже готовых родственных слов проверочные, а научить их самостоятельно подбирать такие слова. В связи с этим целесообразно разграничить упражнения в зависимости от того, к какой части речи относится проверочное слово:
упражнения в подборе проверочного слова, обозначающего предмет (конец – кончик);
упражнения, направленные на умение проверять безударную гласную в словах, обозначающих признак предмета с помощью существительных и наоборот (меховая шапка – шапка из меха);
упражнения в подборе проверочного слова, обозначающего признак предмета (осень – осенний);
упражнения в проверке безударной гласной с помощью глагола (соленый – солит);
проверка безударной гласной в корнях глаголов особенно трудна, т.к. учащиеся еще не владеют формами изменения глаголов, поэтому важно организовать практические наблюдения за тем, как может изменяться глагол.
Чаще всего безударная гласная в корне глагола проверяется с помощью формы настоящего и прошедшего времени, деепричастием, не исключается форма будущего времени (водил – водит, стоит – стоя, помогал – помог и т.д.)
Чтобы у детей не возникло мнение, что глаголы проверяются только глагольными формами, нужно включать упражнения, где глагольные формы проверяются именами существительными (встречал – встреча и т.д.)
Глаголы могут быть проверены деепричастием. Это сложно для младших школьников, т.к. деепричастия в речевой практике дети используют довольно редко. Поэтому отработка проверки глаголов деепричастием требует довольно длительного времени и ведется строго под руководством учителя или с его помощью.
Выполнение упражнений в проверке безударных гласных в словах разных частей речи является переходным этапом к самостоятельному подбору нескольких проверочных слов. Задания этого типа требуют от учащихся младших школьников большого умственного напряжения, так как при подборе проверочных слов дети должны использовать слова не только из активного словаря, но и вспоминать менее употребляемые, а также конструировать новые модели слов. Эти задания нарушают стереотип, что для проверки безударной гласной достаточно подобрать только одно проверочное слово. Задания подобного типа хорошо активизируют словарь ребенка, способствуют развитию речи. Практическая направленность таких упражнений заключается в том, что ученик убеждается, что безударная гласная будет написана верно.
Вышеизложенное позволяет преодолевать основные трудности, с которыми сталкиваются дети при подборе проверочных слов, развивает грамматические и речевые умения. Процесс усвоения орфографического написания слов идет более успешно с применением знаний состава слова. Орфографическая зоркость, лексический багаж, способность сознательно выделить корневую орфограмму и быстро подобрать проверочные слова положительно сказываются на правописании. Владение элементами словообразования, четкое различение форм слова и однокоренного слова – есть база, позволяющая:
довести до сознания детей сущность морфологического принципа нашей орфографии (без сообщения термина), который определяет правильное написание абсолютного большинства слов;
добиться в процессе целенаправленных систематических упражнений сознательного усвоения учащимися понятия «морфема», ее значения и на основании этого формировать навык грамотного письма;
обогатить и расширить активный словарь учащихся.