Рабочая программа по информатике 2-4классы ФГОС
Приложение
к ООП НОО МБОУ СОШ п.Ключ жизни
Рабочая программа по информатике (2 – 4 классы)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся (метапредметные результаты)Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данныхВыпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информацииВыпускник научится:
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщенийВыпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать диаграммы, планы территории и пр.;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организацияВыпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если... то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета.
основное содержание стандарта начального образования
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данныхтаблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Содержание учебного предмета
1. Основы логического и алгоритмического мышления
Основы логического и алгоритмического мышления, действия в соответствии с алгоритмом и построение простейших алгоритмов, наглядное представление данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов, представление, анализ и интерпретация данных, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами
2. Развитие воображения
Основы пространственного воображения, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур
3. Основы компьютерной грамотности
Первоначальное представление о компьютерной грамотности, поиск, получение, представление информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.4. Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов (в том числе информатики).
Первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач; самостоятельное пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве; элементарные практические умения и навыки в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Ввод текста с помощью клавиатуры, фиксация (запись) в цифровой форме измеряемых величин и анализ изображения, звука. Подготовка своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Тематическое планирование с указание
количества часов по каждой теме.
Содержание учебного предмета Тематическое планирование
1. Основы логического и алгоритмического мышления
4 кл – 23 ч Основы логического и алгоритмического мышления, действия в соответствии с алгоритмом и построение простейших алгоритмов, наглядное представление данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов, представление, анализ и интерпретация данных, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами
4 класс
Мир понятий. Деление понятия. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель. Повторение по теме «Мир моделей». Контрольная работа №3 по теме «Мир моделей». Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Контрольная работа №4 по теме «Управление». Итоговое повторение по теме «Управление». Итоговое повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Итоговое повторение по теме «Мир моделей».
2. Развитие воображения
3 кл – 11 ч, 4 кл – 2ч Основы пространственного воображения, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур
3 класс
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Контрольная работа №4 по теме «Объект и его характеристика». Документ и данные об объекте. Повторение по теме «Объект и его характеристика». Контрольная работа №5 по теме «Объект и его характеристика». Итоговое повторение по теме «Мир объектов».
4 класс
Объект и его свойства. Отношения между объектами.
3. Основы компьютерной грамотности
2 кл – 16 ч, 3 кл – 16 ч, 4 кл – 5 ч Первоначальное представление о компьютерной грамотности, поиск, получение, представление информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.2класс
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники и приемники информации. Компьютер и его части. Обобщение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Обобщение по теме «Кодирование информации». Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Обобщение по теме «Информация и данные»
3класс
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер». Повторение по теме «Информация, человек и компьютер». Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». Обработка информации. Повторение по теме «Обработка информацией». Контрольная работа №3 по теме «Обработка информацией». Итоговое повторение по теме «Действия с информацией».
4класс
Человек в мире информации. Действия с данными. Компьютер как система. Повторение по теме «Человек и информация». Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация».
4. Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов (в том числе информатики).
2 кл – 15ч, 3 кл – 8 ч, 4 кл – 5 ч Первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач; самостоятельное пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве; элементарные практические умения и навыки в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Ввод текста с помощью клавиатуры, фиксация (запись) в цифровой форме измеряемых величин и анализ изображения, звука. Подготовка своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 2класс
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Обобщение по теме «Информация и данные». Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового и графического документа. Обобщение по теме «Документ и способы его создания». Итоговое повторение
3класс
Компьютер — это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Повторение по теме «Компьютер, системы и сети». Контрольная работа №6 по теме «Компьютер, системы и сети». Итоговое повторение по теме «Компьютер, системы и сети».
4класс
Мир понятий. Деление понятия. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Итоговое повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение».
резерв 3(2 КЛ)
Тематическое планирование с указанием количества часов по каждой теме.
№ппСодержание учебногопредмета Всего Рабочая программа
2 2 4
1 1. Основы логического и алгоритмического мышления
4 кл – 23 ч 23 23
2 2. Развитие воображения
3 кл – 11 ч, 4 кл – 2ч 13 11 2
3 3. Основы компьютерной грамотности
2 кл – 10 ч, 3 кл – 16 ч, 4 кл – 5 ч 36 16 16 5
4 4. Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов (в том числе информатики).
2 кл – 7 ч, 3 кл – 8 ч, 4 кл – 5 ч 26 15 7 4
5 резервное время 4 3 102ч 34ч 34ч 34ч
Календарно-тематическое планирование по информатике, 2 класс
№
урока Тема урока Раздел содержания предмета Планируемые сроки
(учебная неделя) Коррекция сроков
Виды информации. Человек и компьютер(8ч) 3 1-2 Человек и информация. Какая бывает информация 3 1-2 3-4 Источники и приемники информации 3 3-4 5-6 Компьютер и его части 3 5-6 7-8 Обобщение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». 3 7-8 Кодирование информации(4) 3 9 Носители информации 3 9 10 Кодирование информации 3 10 11 Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования 3 11 12 Обобщение по теме «Кодирование информации» 3 12 Информация и данные(4) 3,4 13 Текстовые данные. Графические данные 3,4 13 14 Числовая информация. Десятичное кодирование. 3,4 14 15 Двоичное кодирование. Числовые данные 3,4 15 16 Обобщение по теме «Информация и данные» 3,4 16 Документ и способы его создания(15ч) 4 17-18-19 Документ и его создание 4 17-19 20-21-22 Электронный документ и файл 4 20-22 23-24-25 Поиск документа. Создание текстового и графического документа 4 23=25 26-27-28 Обобщение по теме «Документ и способы его создания» 4 26-28 29-30-31 Итоговое повторение 4 29-31 32-34 резервное время 3 32-34 всего 34 Календарно-тематическое планирование по информатике, 3 класс
№
урока Тема урока Раздел содержания предмета Планируемые сроки
(учебная неделя) Коррекция сроков
Информация, человек и компьютер 3 Человек и информация 3 Источники и приемники информации 3 Носители информации 3 Компьютер 3 Повторение по теме «Информация, человек и компьютер». 3 Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер». 3 Действия с информацией 3 Получение информации 3 Представление информации 3 Кодирование информации 3 Кодирование и шифрование данных 3 Хранение информации 3 Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией» 3 Обработка информации 3 Повторение по теме «Обработка информацией» 3 Контрольная работа №3 по теме «Обработка информацией» 3 Мир объектов 2 Объект, его имя и свойства 2 Объект, его имя и свойства 2 Функции объекта 2 Функции объекта 2 Отношения между объектами 2 Характеристика объекта 2 Контрольная работа №4 по теме «Объект и его характеристика». 2 Документ и данные об объекте 2 Повторение по теме «Объект и его характеристика».
2 Контрольная работа №5 по теме «Объект и его характеристика». 2 Компьютер, системы и сети 2,3,4 Компьютер — это система 4 Системные программы и операционная система 4 Файловая система 4 Компьютерные сети 4 Информационные системы 4 Повторение по теме «Компьютер, системы и сети». 4 Контрольная работа №6 по теме «Компьютер, системы и сети». 4 Итоговое повторение по теме «Действия с информацией» 3 Итоговое повторение по теме «Мир объектов». 2 Итоговое повторение по теме «Компьютер, системы и сети». 4 Календарно-тематическое планирование по информатике, 4 класс
№
урока Тема урока Раздел содержания предмета Планируемые сроки
(учебная неделя) Коррекция сроков
Человек и информация 2,3 Человек в мире информации 3 Действия с данными 3 Объект и его свойства 2 Отношения между объектами 2 Компьютер как система 3 Повторение по теме «Человек и информация». 3 Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация». 3Понятие, суждение, умозаключение 1,4 Мир понятий 1,4 Деление понятия 1,4 Обобщение понятий 1,4 Отношения между понятиями 1,4 Понятия «истина» и «ложь» 1,4 Суждение 1,4 Умозаключение 1,4 Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение» 1,4 Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение» 1,4 Мир моделей 1 Модель объекта 1 Текстовая и графическая модели 1 Алгоритм как модель действий 1 Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов 1 Исполнитель алгоритма 1 Компьютер как исполнитель 1 Повторение по теме «Мир моделей». 1 Контрольная работа №3 по теме «Мир моделей». 1 Управление 1 Кто кем и зачем управляет 1 Управляющий объект и объект управления 1 Цель управления 1 Управляющее воздействие 1 Средство управления 1 Результат управления 1 Современные средства коммуникации 1 Контрольная работа №4 по теме «Управление». 1 Итоговое повторение по теме «Управление» 1 Итоговое повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение» 1,4 Итоговое повторение по теме «Мир моделей». 1