Рабочая программа по труду, 3-4классы

МОУ « Губинская средняя образовательная школа»

«Согласовано»
Председатель ШМО
учителей начальных классов
Протокол № ___ от ______ 2011 г.
__________ Е.И.Хазова

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ 2011г.
_____________ М.А.Андреева
«Утверждено»
Директор школы
Педсовет № ___ от ______ 2011 г.
___________ Г.А.Аполонова






Рабочая программа по труду
для 3 – 4 классов



Составила: Л. Л. Афонина
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории


2011 – 2012 учебный год.




Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии 3 – 4 класса составлена на основе Примерной программы основного начального образования по технологии и Государственного стандарта начального общего образования 2004 года, программы по технологии для 1- 4 классов (автор Н.М. Конышева). Программа рассчитана на 136 часов (по 68 часов в каждом классе).
Цель: формирование социально значимых умений и общей творческой направленности личности.
Задачи:
Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
Развитие психических процессов и приёмов умственной деятельности;
Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
Развитие сенсорномоторных процессов через формирование практических умений;
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
Создание условий для самореализации, формирования успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к работе, уважительного отношения к человеку-творцу.
В программе Конышевой Н. М выделены 3 содержательные линии: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления из различных материалов», «Домашний труд». «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» реализуется в ходе освоения содержания других разделов программы. В связи с включением в Примерную программу по технологии нового содержания – обучение работе на компьютере, в программу Конышевой Н. М. внесены изменения: добавлен раздел «Практика работы на компьютере» (20 часов). Это позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий, решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования, одним из приоритетов которой является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Раздел «Практика работы на компьютере» реализуется во втором полугодии 3 и 4 классов по 10 часов ( 0,5 часа в неделю). В 3 классе изучаются темы: «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков». В 4 классе изучаются темы: «Создание текстов», «Поиск информации». Курс носит сугубо практический характер. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования элементарных навыков работы на компьютере. В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе, работа непосредственно за компьютером на уроке не должна превышать 15 – 20 минут.



Основные содержательные компоненты программы 3 класса

Формы природы и формы вещей:
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определёнными конструктивными и декоративными свойствами. Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах; коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям. Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.

Характер и настроение вещи:
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определённого назначения с учётом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна. Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для ёлки и для интерьера; обложка для книги, записная книжка определённого назначения (простой переплёт). Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера).

Новые материалы и технологии:
Новые приёмы разметки: работа с циркулем. Новые приёмы обработки ткани и новые технологии шитья. Швы: «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный». Технология переплёта. Простой переплёт. Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем. Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов. Технология печати оттисков с матриц. Эстамп. Компьютеры вокруг нас. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом и т.д.

Основные разделы программы 3 класса

1. Формы и образы природы – образец для мастера ( 16 часов )
2. Вещи, создающие настроение праздника ( 16 часов )
3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. ( 14 часов )
4. От мира природы – к миру вещей ( 12 часов )
5. Практика работы на компьютере. ( 10 часов )




Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса


Обучающиеся должны знать:

- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
- что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в форме и отделке;
- что с помощью циркуля можно выполнить точное построение геометрических фигур;
- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;
- о приёмах стилизации природных форм в вещах;
- что каждая вещь должна соответствовать формуле: «красота + польза»;
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
- что с помощью компьютерных программ можно создавать рисунки и вносить в них изменения

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- использовать швы «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный» при изготовлении
изделий;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами декоративного плана;
- пользоваться мышкой, клавиатурой, запускать компьютерные программы и завершать работу с ними;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения

Основные содержательные компоненты программы 4 класса

Историческая информативность мира вещей:
Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы. Архитектурная и бытовая керамика. Старинные техники плетения. Изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Традиции и современность:
Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

Новые материалы и технологии:
Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Бисероплетение. Окантовка картона, жёсткий переплёт. Сложные формы из волокнистых материалов. Новые виды стежков и швов: «петельный», «козлик». Аппликация из соломки. Папье-маше. Простейшие приемы обработки металла. Сложные виды бумагопластики. Комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях. Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текста: набор текста, ввод прописных букв, оформление, выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов, выравнивание абзацев, редактирование, сохранение текстового документа. Конструирование печатных изделий с помощью компьютера. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. Поиск изображений. Сохранение найденной информации.


Основные разделы программы 4 класса

1. Из глубины веков – до наших дней ( 16 часов )
2. Традиции мастеров и изделия для праздника ( 16 часов )
3. Мастера и подмастерья ( 14 часов )
4. В каждом деле – свои секреты ( 12 часов )
5. Практика работы на компьютере. ( 10 часов )
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса


Обучающиеся должны знать:
- безопасные приемы труда при работе на компьютере
- виды информационных объектов
- способы компьютерного поиска информации и её сохранения
- как работать с текстом на клавиатуре
- что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию;
- что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями;
- наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах
- швы «петельный» и «козлик»


Обучающиеся должны уметь:

- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем;
- набирать текст, открывать сохранённые документы и редактировать их;
- устанавливать шрифт, размер, начертание букв, цвет;
- выполнять швы «петельный» и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных задач;
- изготавливать аппликацию из соломки, выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;
- выполнять более сложные виды бумажной пластики;
- обрабатывать различные материалы соответствующими способами;
- выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;
- самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;
- творчески использовать декоративные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных художественных задач;
- воплощать мысленный образ в материале





Тематическое планирование 3 класс


Дата

Тема урока
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Примечание

п/п
урока
план
факт





Формы и образы природы – образец для мастера ( 16 часов )

1
1


Вводный урок. Инструктаж по ОТ

Знать:
- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей
- что такое эстамп

Уметь:
- складывать из бумаги игрушки и животных
- делать коллажи из ткани и бумаги



2
2


Стилизация образов природы в оригами



3
3


Животные из бумаги (оригами )



4
4


Животные из бумаги (оригами )



5
5


Игрушки из бумаги (оригами )



6
6


Вырезание из бумаги. Силуэт



7
7


Узоры из бумаги.



8
8


Вырезание узоров из бумаги



9
9


Оформление композиций из бумаги



10
10


Формы природы в декоративных изделиях



11
11


Эстамп



12
12


Образы природы в коллаже.



13
13


Коллажи из ткани.



14
14


Коллажи из бумаги.



15
15


Пейзажи. Натюрморты.



16
16


Сказочная птица.




Вещи, создающие настроение праздника ( 16 часов )

17
1


Пригласительные билеты

Знать:
- что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в форме и отделке;
- что с помощью циркуля можно выполнить точное построение геометрических фигур

Уметь:
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля


18
2


Поздравительные открытки



19
3


Передача характера в конструкции вещей.



20
4


Передача настроения в декоре вещей.



21
5


Новые приёмы бумагопластики. Дед Мороз.



22
6


Новые приёмы бумагопластики. Снегурочка.



23
7


Разметка форм с помощью циркуля.



24
8


Приемы построения.



25
9


Подвеска на ёлку.



26
10


Футляр для сувенира.



27
11


Единство вещи и упаковки к ней



28
12


Упаковка для подарка к Новому году



29
13


Упаковка для подарка к Рождеству



30
14


Рождественская звезда



31
15


Рождественская звезда



32
16


Подарочная корзиночка




Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. Практика работы на компьютере. ( 14 + 6 часов ПК )

33
1


Стилевое единство в вещах.




Знать:
- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера


Уметь:
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- использовать швы «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный» при изготовлении
изделий;
- пользоваться мышкой, клавиатурой, запускать компьютерные программы и завершать работу с ними



34
2


Изготовление простейшей выкройки



35
3


Разметка и раскрой парных деталей из ткани.



36
4


Знакомство с компьютером. О. Т.

ПК

37
5


Прихватка для горячей посуды.



38
6


Чайная грелка.



39
7


Компьютерная мышь, клавиатура, монитор процессор.

ПК

40
8


Проектирование предметов по принципу стилевого единства



41
9


Лепка сервиза и роспись сервиза



42
10


Включение и выключение компьютера

ПК

43
11


Настольная карточка для праздничного стола



44
12


Новые приёмы шитья



45
13


Рабочий стол.

ПК

46
14


Обложка из ткани для книги



47
15


Вышивка монограммы



48
16


Компьютерные программы. Запуск программы. Завершение работы программы.

ПК

49
17


Конструкция и образ записной книжки.



50
18


Простой переплёт.



51
19


Компьютерная графика.

ПК

52
20


Записная книжка.




От мира природы – к миру вещей. Практика работы на компьютере ( 12 + 4 часа ПК )

53
1


Формы и образы реальных животных и их передача в пластике. Лепка животных по наблюдениям
Знать:
- о приёмах стилизации природных форм в вещах;
- что каждая вещь должна соответствовать формуле: «красота + польза»;
- что с помощью компьютерных программ можно создавать рисунки и вносить в них изменения
Уметь:
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки
- сохранять созданные рисунки
и вносить в них изменения



54
2


Примеры графических редакторов.

ПК

55
3


Использование природных форм и конструкций в конструировании



56
4


Украшение предметов материального мира



57
5


Панель инструментов графического редактора

ПК

58
6


Декоративная посуда



59
7


Конструкции из трубок ( соломин )



60
8


Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

ПК

61
9


Декоративные изделия на основе природных форм



62
10


Помпон из ниток



63
11


Декоративные изделия на основе природных форм



64
12


Заливка цветом при рисовании.

ПК

65
13


Бисер и бисероплетение
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами декоративного плана



66
14


Бисероплетение



67
15


Украшения из бисера



68
16


Украшения из бисера

























Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО: Заместитель директора школы
__________Хазова Е. И. по УВР:
Протокол №_____от ____________Андреева М. А.
«____»_________2011 г. «____»__________2011 г.

Календарно-тематическое планирование
по курсу «Технология »

3 класс

Учитель: Л.Л. Афонина

Всего часов: 68 часов
В неделю: 2 часа



Компетентности ключевые: коммуникативная, информационная, решения проблем.
предметные: познавательная, практическая, художественно – творческая, трудовая

















15