Дарить детям радость от встречи с музыкой


Дарить детям радость от встречи с музыкой.
Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы с детьми на отделении ранне-эстетического развития. В нашей школе ежегодно обучаются около 20 детей 5-6 летнего возраста. В программу обучения включены все три направления нашей школы: музыкальное ( предметы: развитие музыкальных способностей и хор), хореография (ритмика) и изобразительное искусство (рисование). Занятия проходят один раз в неделю, по субботам, на протяжении всего учебного года. Я занимаюсь с детьми хором и развитием музыкальных способностей. В течение учебного года ребята в составе хора выступают на школьных праздниках, ежегодно в канун 8 марта проводится утренник с приглашением мам и бабушек, а в конце года дети участвуют в отчетном концерте.
Занятия по развитию музыкальных способностей начинаю со знакомства со звуками (шумовыми и музыкальными), с шумовыми инструментами.
На последующих занятиях занимаюсь с детьми изучением свойств музыкального звука. Знакомлю с понятием высоты звука, используя при этом сказку о двух королевствах – Скрипичном, в котором живут маленькие весёлые человечки и Басовом, с большими сердитыми жителями. Сравниваем с детьми звуки высокого и низкого регистра с голосами различных животных, играем в музыкальную лесенку со Снеговиком (в горку поднимается, с горки спускается), слушаем воробышков на нижних и верхних веточках, вопросы-ответы сына и папы и т.п. При изучении ритма сначала сравниваем короткие и длинные звуки, учимся с помощью коротких и длинных палочек записывать простые детские попевки, и, наоборот, по готовому графическому изображению узнавать знакомые песенки. Детям нравится играть в «немой магазин» - использую слова из 2, 3, 4 слогов, с ударением на разные слоги. (Мама купила в магазине: ма́̓сло или кефи́р, молоко́ или пря́ники…), затем хлопками изображаю предмет, дети угадывают, что купила мама в магазине. Подобно этой играем в игру «Позови по имени», когда дети зовут друг друга хлопками и т.п. Изучая динамику и понятия форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, пианиссимо, фортиссимо использую стихи, а также игры на различение динамики. Например, любимая игра детей «Найди игрушку»: прячем с детьми игрушку, а желающий ищет её по силе звучания мелодии (где громче, там игрушка). Понятие тембра даю, объясняя, что у каждого человека свой тембр голоса, - играем в игру «Узнай по голосу», позже знакомлю детей с музыкальными инструментами, слушаем, различаем по тембру, учимся делить на группы (клавишные, струнные, ударные, духовые). Стараюсь использовать на каждом уроке различные виды музыкальной деятельности: слушание и разбор музыкальных произведений, отбирая для этого интересные, понятные детям пьесы, музыкально-ритмические движения, включающие в себя различные виды шага, элементы танца, хороводы, подвижные игры с музыкальным сопровождением, игру на детских музыкальных инструментах, в том числе изготовленных самими детьми, импровизацию и драматизацию детских песен. Готовлю к занятиям различные пособия: костюмы, карточки, игрушки, картинки, портреты композиторов и др.
После знакомства с группами музыкальных инструментов, перехожу к объяснению доступным детям языком таких понятий, как оркестр, дирижёр, сцена, рассказываю о видах и составах оркестров, о таких жанрах музыкального искусства, как опера, балет и т.п.
В дальнейшем, исходя из своих интересов и способностей, ребенок уже сам выбирает отделение, на котором он захотел бы продолжить обучение в школе. Занятия на отделении раннего эстетического развития помогают малышам выбрать каждому свой путь во «взрослое» искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения раннего эстетического развития детей поступает в первый класс нашей школы.