Формирование понятия «культура здоровья дошкольника» через интеграцию различных видов деятельности


ГБОУ Школа №1373Подразделение дошкольного образования Методическое объединение«Формирование понятия «культура здоровья дошкольника» через интеграцию разных видов деятельности»



«Детство - когда все удивительно и ничто не вызывает удивления» Антуан Ривароль Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.





Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования индивидуальности ребёнка. Основная задача дошкольного воспитания заключается в создании условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка.



Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойПрограмма построена на позицияхгуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на: всестороннее развитие развитие способностей и интегративных качеств формирование духовных и общечеловеческих ценностей




Деятельностный подход «Деятельность» - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.«Деятельностный подход» - управление педагогом деятельностью ребенкапри решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.






Виды детской деятельностиСовременная типология детских видов деятельности представлена авторами - А.В. Запорожец, Н.А. Короткова.игроваядвигательная коммуникативная трудоваяпродуктивнаяпознавательно-исследовательскаямузыкально-художественнаячтение художественной литературы






Реализация детской деятельности в образовательных областях{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательные областиДетская деятельностьФизическая культура двигательнаяСоциализацияигроваяТруд трудоваяКоммуникациякоммуникативнаяПознание познавательно-исследовательскаяЧтение художественной литературывосприятие литературных произведенийХудожественное творчество продуктивнаяМузыка музыкальная
Подходы к обучению дошкольниковПредметное обучениеИнтегрированное обучениеРазвитие речиФЭМПИЗО деятельностьОкружающий мирХудожественная литератураздоровьесоциализацияпознаниекоммуникациямузыка









Виды занятийКомбинированные занятия:сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих между собой логической связи(после рисования идет подвижная игра) Комплексные занятия:реализация задач средствами разных видов деятельности, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет(беседа о ПДД, рисование плаката: «Дети и дорога»)


Принцип интеграции «Интеграция» – соединение, взаимопроникновение отдельных элементов внутри одной системы.«Интегрированное обучение» – это соединение и взаимопроникновение материала, знаний из разныхразделов программы через разные виды деятельности на равноправной основе. Об интегрированном обучении говорят: К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина.





Особенности интегрированного обученияне насыщение ребенка ЗУН, а его развитиевовлекает в образовательный процесс каждого ребенка поддерживает внимание и работоспособность на высоком уровне  позволяет увидеть и понять явление целостноразвивает коммуникативный навык тематический принцип построения образовательного процесса



Методика проведения интегрированных занятийХарактерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.В подготовке и проведении занятий принимают участие педагоги и специалисты (музыкальные руководители, воспитатели по физкультуре, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методы и приемысравнение, сопоставлениеиграпоиск решенияпроблемные ситуацииисследованиеэкспериментирование



Требования к образовательному материалу большая информативная емкость образовательного материалалогическая взаимосвязь материала из разных разделов программычёткость, компактность, сжатость материаланеобходимость соблюдения временных рамок занятиясистематичность и доступность изложения материала



Принципы взаимодействия с детьми демократический стиль руководства: быть не «НАД», а «РЯДОМ»; отсутствие жесткой дисциплины;уважительное отношение к ребенку, его ответам; меньше замечаний, больше похвалы; зрительный, тактильный контакт с ребенком.



Интеграция образовательных областей«Здоровье», «Музыка», «Безопасность»«Здоровье»- формирование потребности в здоровом образе жизни«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья«Музыка»развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусствуздоровье



Цель интеграции: понимать и применять знания, умения в значимой для ребенка деятельности


Литература в помощь воспитателямПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»;К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская «Твоя безопасность»Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности и жизнедеятельности;И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни»О.Н. Арсеневская «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду»







Желаем удачи!