Учительский проект Донбасс — наш общий дом
Управление образования администрации города Харцызска
Харцызская общеобразовательная школа №5
Донецкой Народной Республики
Проект
«Патриотическая культура и этика»
Подготовила:
учитель истории и этики
Шматова Татьяна Евгеньевна
2015 год
Проект по нравственно-патриотическому и этическому воспитанию детей
«Мой любимый город».
Актуальность темы: Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики.Патриотическое воспитание - деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов. В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Важно показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами страны. Город – частица большой Родины.Необходимо создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое и патриотическое развитие школьников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Помочь школьникам шире познакомиться с родным городом, краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данного проекта.
Исходя из вышеизложенного, я определила актуальность данного проекта, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного города, края. Необходимость развития интересов школьников по патриотическому воспитанию связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном городе и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.
Участники проекта: учащиеся 6-х классов, их родители, учителя школы. Сроки реализации: в течение года.
Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у школьников любовь к малой Родине – своему городу. Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к родному городу. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий и дел для родного города.
3. Знакомить детей с традициями города, с народным творчеством,знакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
4. Учить детей принимать участие в обсуждении проблем города.
5. Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в школе.
6.Воспитывать уважения к закону, нормам коллективной жизни;
7.Формировать положительное отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
8.Развивать потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
9.Уважать культурные достижения и историческое прошлое, традиции;
10.Формировать желание учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;
Предполагаемый результат:
1.Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3.Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4.Приобретение детьми школьного возраста навыков социального общения.
5. Результатом реализации данного проекта должна стать высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, высокая духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
6. Гуманистическое отношение к окружающим людям.
7. Продолжение работы над проектом по всем направлениям.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
1.Наблюдение;
2.совместная деятельность с родителями;
3.анкетирование;
4.познавательные занятия;
5.беседы;
6.участие в выставках,конкурсах;
7.сочинения.
Тематическое планирование по теме проекта «Город в котором я живу».
Время проведения Работа с детьми и с родителями
Сентябрь -Знакомство с городом: «Заочное путешествие по Харцызску»
-Выпуск группового фотоальбома.
-Выпуск семейных газет «Моя семья».
-Участие в выставке «Дары осени».
Октябрь -Конкурс рисунков «Мой город».
-Посильное участие в уборке пришкольного участка.
-Беседа на тему «Правила поведения в общественных местах».
-Встреча с интересными людьми: многодетные мамы.
Ноябрь -Предприятия нашего города.
-Знакомство с профессиями родителей
Декабрь -Экскурсия в краеведческий музей.
-Изготовление с детьми поделок, снежинок, гирлянд для украшения класса.
Январь -Знакомство учащихся со стихами и песнями о Харцызске.
-Беседа с детьми «Моя семья».
Февраль -Классный час для пап, дедушек, братьев к Дню Защитника Отечества.
-Составление генеалогического древа семьи.
Март -Фото – викторина совместно с родителями «Знаешь ли ты свою улицу», составление рассказов о ней.
-Классный час для мам и бабушек ко дню 8Марта «Мамин день».
Апрель -Сочинения по темам: «Если бы я был мэром города…», «Каким я вижу Харцызск в будущем.» «Что мне запомнилось… (в музее, на экскурсии)».
-Подготовка к мероприятиям посвященным Дню Победы.
Май -Викторина «Что я знаю о Харцызске? »
-Диагностика знаний детей – итог.
-Анкетирование родителей.
-У в школьных и городских мероприятиях посвященных Дню Победы.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание».
2. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
3. Возможно ли патриотическое воспитание в школе? Ваше мнение.
4. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей школьного возраста?
5. Как Вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с традициями семьи, школы, с символикой города, государства?
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
8. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором Вы живете?
9. Востребована ли тема патриотического воспитания в Вашей семье?
10. Необходимо ли увеличивать запас знаний детей по истории родного города, края, страны?
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Если в детстве ребенок испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональный опыт, который поможет ему в дальнейшей жизни справиться со многими ситуациями.
Воспитание патриота начинается с самого близкого для него – семьи, родного дома, своей улицы и родного города.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
• Вместе с детьми принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению города и своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Обсуждайте с ребенком книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, за примерное поведение в общественных местах.
• Проводите больше времени со своими детьми.
• Служите личным примером в воспитании патриотизма у детей.
Анкета для учителей
«Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу по нравственно - патриотическому воспитанию учащихся.
1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию
• Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;
• Непримиримость к представителям других народов;
• Интернационализм;
• Духовность – удел ограниченных людей;
• Бескорыстная любовь и уважение к Родине;
• Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
• Стремление трудиться для процветания Родины.
2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?
• Интересно общаться с коллегами;
• Волнует будущее страны;
• Больше нечем заняться.
3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) ___
4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание
• Необходимо молодым людям для общего развития
• Для становления их личности
• Нужно Родине
• Не нужно никому.
5. Я живу в Харцызске и не уезжаю в другие города потому, что… .
• Люблю свою Родину
• Не могу материально
• Не люблю перемены
• Время не пришло
Спасибо за сотрудничество!
Перспективы:
1. Партнерство со школами города.
2. Шефство над памятными объектами Харцызска.
3. Сотрудничество с культурными учреждениями города.
4. Пополнение сайта школы информацией по патриотическому воспитанию.