ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс– наш общий дом» (Милосердие)
Торезская гимназия общественно – гуманитарного профиля
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по патриотическому воспитанию школьников
«Донбасс– наш общий дом»
(Милосердие)
Номинация конкурса « Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении»
Авторский коллектив:
Чухно Людмила Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Тарануха Вита Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории
Торез - 2015
Паспорт проекта
Наименование проекта Донбасс — наш общий дом (Милосердие)
Разработчики проекта Чухно Людмила Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;
Тарануха Вита Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории
Направленность проекта Инновации и традиции в патриотическом воспитании
Основания для разработки проекта Планирование воспитательной работы гимназии
Заказчик проекта Администрация Торезской гимназии общественно – гуманитарного профиля
Цель проекта -Обобщить и систематизировать методы, формы работы педагогического коллектива и учащихся по работе с ветеранами войны и труда;
-Пропагандировать материалы данного проекта для работы педагогическим коллективам школ города;
-Социализировать деятельность педагогического коллектива и учащихся гимназии среди учебных заведений.
-Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и ее гражданам;
Задачи проекта 1. Выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников.
2. Использование современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ.
3. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, волонтерской работы с ветеранами, развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности.
4. Расширение и укрепление связи и отношений гимназии с ветеранами труда и войны
5. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей гимназистов.
6. Активизация работы центра «Патриот» и клуба «Отечество», волонтерских, пионерских и скаутских организаций при гимназии
7. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.
Адрес размещения проекта в сети Интернет Сроки реализации проекта
1 этап (октябрь 2014г.)- Побудительно-мотивационный
2 этап (ноябрь - декабрь 2014г.)- Ориентировочно-исследовательский
3 этап (январь 2014г- май 2015г.)- исполнительный/ реализующий
Ожидаемые результаты - повышение эффективности гражданско-патриотической работы;
- формирование гражданской активности и компетентности учащихся;
- внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т.ч. ИКТ;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края;
- формирование гордости и любви к своей малой Родине;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- развитие творческих способностей;
- разработка и реализация подпроекта «Никто не забыт, ничто не забыто».
91,5% у учащихся 5-11 классов будут сформированы на высоком уровне гражданские и нравственные и социальные компетенции
Основные разделы проекта 1. Паспорт проекта
2. Обоснование актуальности проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Описание проекта: стратегии и механизм достижения цели
5. Рабочий план реализации проекта
6. Прогнозируемые результаты реализации проекта
7. Оценка эффективности проекта
8. Оценка рисков и мероприятия по их минимизации
9.Дальнейшее развитие проекта
10. Система контроля за ходом реализации проекта
11. Заключительное положение
“Как нет человека без самолюбия, –
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Современная политическая обстановка, события, происходящие в мире, заставляют педагогов поднять на более высокий уровень гражданско-патриотическое воспитание учащихся, обратить их к историческим фактам, изучить богатое героическое наследие нашего края, помочь ветеранам войны и труда, оставшимся на нашей территории, выжить, изучить героику их жизни, сохранить память об историческом прошлом для передачи в последующем поколении
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Проведенное среди детей и родителей нашей гимназии анкетирование показывает:
- у 20 % школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края;
- у 30 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории родного края; .
Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем сказать, что не все дети понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей республики.
Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические и краеведческие знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славен Донбасс, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна
Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и информационных технологий, в создании центра « Патриот» в котором оказывается помощь 28- ми ветеранам войны и труда, в создании клуба «Отечество», члены его занимаются поисковой, исследовательской деятельностью по изучению фактов из жизни ветеранов, в формировании пионерских и скаутских отрядов, волонтерских организаций, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания детей.
Цель проекта:
Обобщить и систематизировать методы, формы работы педагогического коллектива и учащихся по работе с ветеранами войны и труда;
Пропагандировать материалы данного проекта для работы педагогическим коллективам школ города;
Социализировать деятельность педагогического коллектива и учащихся гимназии среди учебных заведений.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и ее гражданам.
Задачи проекта:
1. Выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников;
2. Использование современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ;
3. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, волонтерской работы с ветеранами, развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности;
4. Расширение и укрепление связи и отношений гимназии с ветеранами труда и войны;
5. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей гимназистов;
6. Активизация работы центра «Патриот» и клуба «Отечество», волонтерских, пионерских и скаутских организаций при гимназии;
7. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.
Описание проекта: стратегии и механизм достижения цели:
Быть гражданином - это значит любить свое Отечество, свою малую Родину, знать историю государства, помнить о людях, которые отдали жизнь ради мира на земле, участвовали в восстановлении государства после войн, помогать ветеранам, поддерживать их. С целью оказания помощи ветеранам в гимназии создан центр «Патриот», его членами являются и педагоги и учащиеся гимназии, он руководит и общественными организациями учебного заведения, клубами, центрами, которые формируют будущих патриотов. В настоящее время центром «Патриот» оказывается помощь 28- ми ветеранам войны и труда учащимися гимназии. На базе учебного заведения функционирует клуб «Отечество», члены его занимаются поисковой, исследовательской деятельностью по изучению фактов из жизни ветеранов, все найденные материалы выставляются в музеи «Торез — наш город» в отделе «Торез в годы войны». Кроме того, учащимися гимназии, педагогами систематически оказывается гуманитарная помощь ветеранам войны и труда, которые являются постоянными посетителями праздников в учебном заведении. Традиционными в гимназии являются выставки «Освободители Донбасса», «Аллея памяти» и другие. Учащиеся гимназии помогают ветеранам в копке огородов, побелке домов и в другой социальной помощи. Систематически в учебном заведении проводятся «круглые столы», встречи с ветеранами, гимназисты ухаживают за обелисками славы на территории города. В гимназии функционируют пионерские и скаутские отряды, волонтерские организации.
По результатам мониторинга исследовательского центра гимназии, центром «Патриот» оказывается помощь 28- ми ветеранам войны и труда из них 6 - ветераны войны и
5657858293100 22- ветераны труда
Формы работы с ветеранами войны и труда: оказание помощи, встречи на дому , поздравления с праздниками, гуманитарная помощь, изучение биографии ветеранов, составление презентаций, организации выставок, составление листков добрых дел.
Проект «Милосердие» предполагает реализацию подпроекта
Подпроект «Никто не забыт, ничто не забыто…»
(70-летию Победы посвящается)
В 2015 году в школе реализован общешкольный проект «Никто не забыт, ничто не забыто…» Проект короткосрочный – срок реализации 1 месяц. Выбор темы обусловлен знаменательной датой – 70-летним юбилеем Победы. Проект объединил в себе все виды проектов, является групповым, межпредметным. Также этот проект хороший способ помочь детям почувствовать масштаб происходящих событий путем личного участия.
Проект предполагает активное участие всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) в подготовке к торжественному событию.
Цель: Создание информационного проекта с элементами практико – ориентированного и творческого подхода через воспитание чувств патриотизма.
Задачи:
Развивать информационную культуру в учащихся
Формирование у гимназистов чувств патриотизма
Формирование и развитие творческих способностей
Формирование чувств индивидуальной ответственности
Развитие коммуникативных умений и навыков
Техническая база: компьютеры, прикладное ПО (графические редакторы, текстовые редакторы, программы создания презентаций, программы создания буклетов), принтер.
Информационная база: доступ к сети Интернет, справочная литература, гимназический и библиотечный фонд
Планирование проекта
Проект является уникальным, потому что дает возможность учащимся выполнять задания по разным темам, в том числе, приуроченные до значимых дат. Требования к выполнению работ учитывают возрастные особенности: конечный результат – электронный продукт, оформление и содержание проектной папки. Созданные детьми работы затребованы учителями и классными руководителями. Психологичный комфорт и достаточный временной интервал позволяют участникам получать удовлетворение от выполненной работы.
Пояснительная записка
Положение про организацию проектной работы
Краткое содержание проектных недель по классам
Программа проекта
Умения и навыки, которые формируются в процессе проектной деятельности
Образовательная среда проекта
(См. Приложение №1)
Ожидаемые результаты
Во время работы над проектом учащиеся приобретут дополнительные умения: знакомство с новыми инструментами прикладных программ, четкое выполнение требований к оформлению проектной папки, освоение разных форм представления «конечного продукта», повышение ИКТ – активности учащихся и.т.д.
Это позволит применять данную форму учителями разных дисциплин, что даст возможность повысить учебную мотивацию, а также стимулировать самообразование
Учебно – методические материалы
(см. Приложение №2 )
Примеры готовых электронных продуктов, выполненные учащимися гимназии
(см. Приложение №3)
Оценки и стандарты
(см. Приложение№4)
lefttop
Рабочий план реализации проекта «Милосердие»:
№ п/п Мероприятие Сроки Отметка о выполнении
1. Подготовка центра инициативных педагогов по реализации проекта октябрь 2014г +
2. Сбор информации о ветеранах войны и труда, проживающих в г. Торезе. Создание индивидуального банка о ветеранах Октябрь – ноябрь 2014 +
3. Составление модели реализации данного проекта (Приложение№5) ноябрь 2014 +
4. Составление плана работы клуба «Отечество», центра «Патриот», волонтерских организаций, пионерских и скаутских отрядов ноябрь 2014 +
5. Подготовка праздничных программ поздравления ветеранов со знаменательными датами Сентябрь, ноябрь, декабрь 2014г., февраль, май 2015г. +
6. Посещение ветеранов на дому, оказание помощи Ежемесячно в течении 2014-2015гг. +
7. Приглашение ветеранов на внеклассные мероприятия Сентябрь, ноябрь 2014г., январь, февраль, май, июнь 2015г. +
8. Реализация компьютерного подпроекта посвященного 70-летию Победы «Никто не забыт ничто не забыто» Апрель- май 2015г. +
9. Проведение акции «Милосердие», организованное центром «Патриот» (оказание гуманитарной помощи) В течении 2014-2015гг +
10. Исследовательская работа (сбор информаций о ветеранах для музея «Наш город - Торез») Декабрь 2014г., январь, апрель 2015г. +
11. Организация выставок творческих работ, презентаций учащимися гимназии о ветеранах Сентябрь, ноябрь 2014г., январь, февраль, май 2015г. +
12. Подведение итогов работы клубов, волонтерских организаций, пионерских и скаутских отрядов по работе с ветеранами (выставка мини - проектов) Май 2015г. +
13. Коррекционная деятельность инициативной группы педагогов по реализации проекта «Милосердие» Июнь 2015г +
Прогнозируемые результаты реализации проекта «Милосердие»:
91,5% у учащихся 5-11 классов будут сформированы на высоком уровне гражданские и нравственные и социальные компетенции
Ожидаемые результаты Система показателей по достижению
целей проекта
Модернизация материально-технической базы музея, гимназического и библиотечного фондов
Расширение школьного комплексного-краеведческого музея.
Пополнение гимназического и библиотечного фондов
повышение эффективности гражданско-патриотической работы Увеличение количества учащихся, систематически занимающихся патриотической работой школьников до 100 %.
формирование гражданской активности и компетентности учащихся Повышение уровня сформированности гражданского и патриотического сознания личности; Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
внедрение и использование новых форм и методов работы по данному направлению, в т.ч. ИКТ встречи на дому с ветеранами, поздравления с праздниками, изучение биографии ветеранов, составление презентаций, организации выставок, составление листков добрых дел.
Систематизированная работа центра «Патриот», клуба «Отечество», волонтерских орг., пионерских и скаутских отрядов -оказание гуманитарной помощи ветеранам войны и труда;
-помощь ветеранам в копке огородов, побелке домов и в другой социальной помощи.
развитие творческих способностей Разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся (см. Приложение №6)
разработка и реализация подпроекта «Никто не забыт, ничто не забыто» знакомство с новыми инструментами прикладных программ, четкое выполнение требований к оформлению проектной папки, освоение разных форм представления «конечного продукта», повышение ИКТ – активности учащихся и.т.д.
Оценка эффективности проекта:
Критерии и методы оценки результативности проекта «Милосердие»
Мониторинг посещаемости ветеранами внеклассных мероприятий
Анкетирование ветеранов
(Приложение № 7 образец анкеты)
Рейтинг, лучший класс, отряд в работе с ветеранами
Диагностика по технологии В. Киричука Уровень сформированности нравственных качеств у учащихся. Показатель сформированности нравственных качеств у учащихся 5-11 классов 9,1 балла.
Оценка рисков и мероприятия по их минимизации:
Формализм в работе – 22%;
Бессистемность – 31%;
Формы, методы устранения риска
Некачественное выполнение дел в работе с ветеранами- 16%
Коррекционная работа
Дальнейшее развитие проекта:
Расширение сети клубов, общественных организаций
Модернизация модели
Расширение форм связи с общественными организациями
Обновление форм, методов работы с ветеранами
Система контроля за ходом реализации проекта:
Заключительное положение:
Реализуемый проект дает положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся способствует повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся:
- обучающиеся освоили определенный объем знаний исторического прошлого родного края, его культурного наследия;
- формируются положительные качества личности: патриотизм, активная гражданская позиция, ответственность.
В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует формированию патриотической компетентности обучающихся.
Адрес размещения воспитательного проекта в сети Интернет: