«Русские народные музыкальные инструменты» — 4 класс
4 класс. Музыка. Урок – прелюдия «Русские народные музыкальные инструменты».
Цель: подготовить к восприятию темы «Оркестр русских народных музыкальных инструментов».
Задачи:
1. познавательная: получить общее представление о русских народных музыкальных инструментах и об истории их появления;
2. практическая: сопоставление звучания русских народных музыкальных инструментов; распределение их по группам в зависимости от способа извлечения звука;
3. развивающая: развитие эмоционально – осознанного восприятия музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; образного и ассоциативного мышления и воображения;
4. воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; уважения к истории и традициям России;
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вход учащихся под музыку «Светит месяц»
Учитель: Что вы можете сказать о музыкальном произведении, которое сейчас прозвучало? Какое оно по характеру? К музыкальному искусству какого народа относится? Почему? Что помогло вам определить, что это русская народная мелодия?
Звучание каких музыкальных инструментов услышали? Какие ещё русские народные инструменты вы знаете? Подумайте, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (слайд №1)
II. Струнные музыкальные инструменты.
Учитель: Одним из первых музыкальных инструментов был струнный инструмент. Подумайте, как его могли изобрести.
(дети предлагают свои варианты изобретения струнного инструмента)
Учитель: Я расскажу вам сказку. Было это очень давно. Сквозь густые лесные заросли пробирался охотник. В руках он держал лук и зацепился случайно тетивой за ветку дерева. И вдруг охотник услышал тонкий серебристый звук, который издала тетива. Придя домой, охотник натянул на свой лук не одну, а сразу несколько веревок, каждая из которых звучала по-своему. Так появился первый струнный музыкальный инструмент.
А какой был самый известный струнный инструмент на Руси?
(балалайка). Откуда же такое интересное название? Дело в том, что слово «балалайка» произошло от слова «балаболка», то есть «болтушка». Почему же балалайку называли «болтушкой» и «хохотушкой»?
(за весёлый нрав, за необычное звучание, за лёгкость исполнения)
Просмотр видеофрагмента № 1 (исполнение на балалайке)
Учитель: А какие ещё русские народные инструменты относятся к струнным? (слайд № 2)
III. Духовые музыкальные инструменты.
Учитель: Древний охотник, затаившись в зарослях камыша, услышал странный звук, протяжный и напевный – это ветер дул в тростинку. Тогда охотник сорвал тростинку и сам стал в неё дуть, так был придуман музыкальный инструмент. А какие русские народные инструменты, на которых играют «выдуванием» вы знаете?
(дудочка, флейта, рожок)
Как можно назвать одним словом все эти инструменты? (духовые)
А я вам расскажу про духовые инструменты, о которых вы, наверное, ничего не слышали. Жалейка – небольшая трубочка из тростника, дерева или берёзовой коры, и кугиклы – несколько тростниковых трубочек, связанных вместе (просмотр видеофрагмента № 2).
А ещё на Руси любили устраивать праздники – «свистопляски». А на каком духовом инструменте играли во время этих праздников? (на свистульке) – слайд № 3.
Какие же русские народные инструменты можно отнести к духовым? (слайд № 4) Что у них общего? Чем они различаются?
IV. Ударные музыкальные инструменты.
Слушание звучания колокола.
Учитель: Что вы сейчас услышали? Можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? А к какой группе музыкальных инструментов его нужно отнести? Почему? Как извлекается звук из этого музыкального инструмента?
(при помощи удара «языка» о стенки колокола)
Какие ещё русские народные инструменты можно отнести к ударным?
(ложки, бубен, трещотки) – слайд № 5.
Какой новый музыкальный инструмент увидели на слайде? (дрова)
Выкладывался ряд поленьев, и музыкант ударял по ним маленьким деревянным молотком, а так как поленья были разной длины и из разной породы деревьев, то и звук получался разный (просмотр видеофрагмента № 3).
V. Клавишно – духовые музыкальные инструменты.
Учитель: Что же это за инструменты? Как при игре на них извлекается звук?
(звук извлекается при помощи клавиш и воздуха)
Какие же инструменты подходят к этой группе?
(принцип игры учитель показывает наглядно на баяне или гармони)
Слайд № 6 и просмотр видеофрагмента № 4
VI. Работа над песней.
Продолжение работы над частушками.
VII. Обобщение.
Учитель: Как звучала тема сегодняшнего урока? О чём мы с вами говорили? На какие группы можно разделить русские народные музыкальные инструменты? Что общего у инструментов в каждой группе? О каких новых музыкальных инструментах вы сегодня узнали?