План урока по технологии Производство текстильных материалов (5 класс)
Тема: «Производство текстильных материалов».
Раздел: « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
формирование у обучающихся представления о прядильном, ткацком и отделочном производствах;
формирование понимания закономерности получения ткацких переплетений;
формирование и развитие у обучающихся навыков определения направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани.
Развивающие:
развитие самостоятельности и познавательного интереса обучающихся;
овладение основными способами мыслительной деятельности обучающихся;
развитие сенсорной сферы обучающихся.
Воспитательные:
формирование и развитие эстетических, экологических и личностных качеств обучающихся;
воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные:
развитие представления о народном хозяйстве;
обобщение знаний обучающихся о профессиях прядильщика и ткача.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
овладение установками и правилами научной организации умственного труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
планирование процесса познавательной деятельности;
выбор различных источников информации для решения познавательных задач.
Коммуникативные:
аргументированная защита в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
Регулятивные:
способность ставить новые учебные цели;
контроль и оценивание своих действий по результату и по способу действий.
Предметные результаты:
распознавание видов инструментов, приспособлений, оборудования и их технологических возможностей;
проведение необходимых исследований при подборе материалов;
способность бесконфликтного общения в группе;
развитие сенсорных навыков.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
ТСО – ПК, мультимедиа проектор, экран; презентация;
инструменты, приспособления – ножницы, лупы;
материалы – образцы натуральных волокон растительного происхождения и тканей из них.
Дидактическое обеспечение:
учебник: Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс;
рабочая тетрадь;
учебно-техническая документация: инструкционные и информационные карты;
материалы для контроля знаний обучающихся: карточки-задания, тесты, филворд.
Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
ФОУД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
II. Ход урока
Организационный момент – до 2 мин.:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу.
Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть.
Как настроение? Не волнуйтесь, у вас все получится.
На уроке вам предстоит выполнить 4 задания и лабораторную работу на оценку. Кроме того, за активную работу вы можете получить бонусы: 5 бонусов – это «5».
Целевой момент (определение темы, цели и задач урока) – до 10 мин.:
Фронтальный опрос обучающихся (проверка выполнения д/ з.+ актуализация знаний):
Слайд № 1. (слайды из мультфильма «Дикие лебеди» по мотивам одноименной сказки Г.Х.Андерсена).
– Обратите внимание на экран, где представлены кадры из мультфильма. Вспомните, по мотивам какой сказки он снят? («Дикие лебеди», Г.Х.Андерсен).
– Какое важное событие отражено на правом кадре?
(Элиза набрасывает на братьев рубашки, и они превращаются в людей).
– Из волокон какого растения Элиза сплела рубашки? (Крапивы).
– Это волокна натуральн. или химического происхождения? (Натурального, растительного)
– Какие волокна растительного происхождения можно использовать для создания современной рубашки и другой одежды?
Слайд № 2. (Хлопок, лен, конопля, пенька, кенаф, джут, сизаль).
– На прошлом уроке вы рассматривали коллекции. Как выглядят волокна льна? Хлопка? (Х/б. – короткие, тонкие, пушистые, мягкие; льняные – длинные, прямые, жёсткие, прочные).– Мы планируем с вами сшить фартук. Можно ли его выкроить непосредственно из волокон? А из чего мы будем шить фартук?(Из ткани, текстильного материала).
Ассортимент современных тканей разнообразен. Рассмотрите образцы, лежащие перед вами (х/б.вельвет, ситец, сатин, миткаль, джинс, саржа). Из какой ткани вы бы сшили фартук? Покажите. Почему? Обоснуйте свой выбор (красивый внешний вид и др.).
– Ткани такие разные. Как вы считаете, что влияет на их внешний вид? (волокно, процесс изготовления ткани и др). А как процесс изготовления ткани влияет на её строение?
Давайте посвятим решению этого вопроса сегодняшний урок. Попробуйте сформулировать его тему. Слайд 3. ( Тема урока: «Производство текстильных материалов».)Запишите тему урока в тетрадь.
– Подскажите, из чего состоит любое производство, любой технологический процесс?
(из этапов) Значит, какая задача перед нами стоит? Изучить этапы изготовления ткани.
– Какие это этапы? Затрудняетесь ответить? Тогда выполните задание №1.
Работа в парах. Задание № 1.Оранжевые корзинки.
Разделитесь по парам. Возьмите оранжевые корзинки.
Рассмотрите карточки. Используя информацию из прочитанного текста, расположите их в последовательности производственных этапов изготовления ткани. Ниже положите соответствующие карточки–наглядные пособия.
(Волокно – Пряжа (Нити) – Ткачество – Суровая ткань – Отделка – Готовая ткань.) Бонусы.
Итак, карточку с какой надписью вы положили первой?....( выстраивание цепочки на доске).
Молодцы, таким образом, мы с вами определили основные этапы изготовления ткани. (Волокно – Прядение – Ткачество – Отделка – Готовая ткань).
Физкультминутка (Эмоциональная разрядка)
А теперь, встаньте, пожалуйста. Вам нужно:
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница;
улыбнуться, как кот на сметану, хитрая лиса, ребенок, получивший «пятерку»;
устать, как мама после работы, человек, поднявший груз, ученик, отвечавший у доски;
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился.
Молодцы, садитесь. Надеюсь, в конце урока у вас будет возможность снова улыбнуться, как ребенок, получивший «пятерку».
Изложение нового материала (Первичное усвоение новых знаний) – до 25 мин.
Работа с текстом:
Возьмите карточки с текстом прочитайте часть №1. Определите основные термины.
(Пряжа, нить, прядение).
Слайды 4, 5. (Прядение, пряжа, нити.).
– Скажите, вид нитей оказывает влияние на строение ткани? Каким образом?
(Из объемной, рыхлой и пушистой пряжи получают толстые, рыхлые и пушистые ткани, а из тонкой, плотной и гладкой пряжи — соответственно тонкие, плотные и гладкие). Слайд 6. (Нити – ткани).
Работа с текстом:
Следующий этап изготовления ткани – ткачество. Прочитайте вторую часть текста.
– Из каких нитей состоит ткань? (нити основы и утка)
– Чем отличаются нити основы от уточных? (нити основы прочные и гладкие, а уточные – менее прочные и пушистые).
– Способы переплетения влияют на внешний вид ткани. Обратите внимание на карточки «Виды ткацких переплетений»... А теперь попробуйте сами определить вид ткацкого переплетения, выполнив задание № 2.
Работа в парах. Игра «Собери цветок». Голубые корзинки.
Возьмите голубые корзинки. Используя образцы тканей и лупы, выберите основу под цветок: с полотняным, саржевым или сатиновым переплетением.
Проверьте себя: джинс имеет саржевое переплетение нитей, зеленая и красная ткань в горошек – сатиновое, остальные ткани – полотняное переплетение.
Кто правильно выполнил задание, поднимите руки. Молодцы, получите бонусы.
– Вернёмся ненадолго к нашей схеме. Каким образом ткацкие переплетения влияют на строение ткани? (Плотность, прочность, эластичность, строение лицевой (ровную, гладкую, шероховатую) и изнаночной сторон и др.)Работа с текстом:
Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Её не используют для изготовления одежды, она требует отделки. Используя часть текста «Отделочное производство», выполните задание № 3.
Работая в парах. Розовые корзинки. Одна пара работает у доски.
Рассмотрите образцы тканей в розовых корзинках. Прикрепите соответствующие надписи (с кромкой, гладкокрашеная, пёстротканая, с набивным рисунком) на ткани.
Обменяйтесь образцами с соседними парами. Проверьте, не допустили ли они ошибок.
У доски работали ваши одноклассницы. Давайте уточним, правильно ли они выполнили задание…..
Кроме того, девочки попытались определить лицевую и изнаночную сторону ткани. Всем вам предстоит кроить фартук, а раскрой выполняется по изнаночной стороне….
– Скажите, пожалуйста, каким образом отделка влияет на строение ткани? (ткань становится красивой, мягкой). И после отделки мы получаем готовую ткань.
Закрепление знаний обучающихся (Первичная проверка понимания) – до 20 мин.
Лабораторная работа: «Определение направления долевой нити в ткани»
Вводный инструктаж учителя:
А сейчас предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Определение направления долевой нити». Как я уже говорила, эти знания пригодятся вам при выполнении раскроя фартука.
Но прежде разберемся, какими способами можно определить направление долевой нити? Используя 4-ю часть текста, подскажите первый способ. (Демонстрация)…..
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя:
– формирование новых умений;
– усвоение новых знаний:
– целевые обходы.
Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Физкультминутка (Игра далеко – близко)
А теперь, встаньте, пожалуйста. Вам нужно отыскать глазами предметы, которые я назову: дверь – оранжевая корзинка – часы – пенал – холодильник – розовая корзинка – куклы – ручка – микроволновка – голубая корзинка – соседний дом – тетрадь – учитель. Давайте вернёмся к вопросу, который мы сформулировали в начале урока:
как процесс изготовления ткани влияет на её строение? Постарайтесь на него ответить.
1. Прядение: (толщина нитей) из объемной, рыхлой и пушистой пряжи получают толстые, рыхлые и пушистые ткани, а из тонкой, плотной и гладкой пряжи — соответственно тонкие, плотные и гладкие.
2. Ткачество: вид ткацкого переплетения определяет плотность, прочность, эластичность, строение лицевой (ровную, гладкую, шероховатую, ворсовую) и изнаночной сторон.3. Отделка: ткань становится эстетичной, красивой, мягкой и др.
Таким образом, строение ткани изменяется в зависимости от рода волокнистого материала, структуры пряжи, переплетения и отделочных операций.
Работа в парах. Решение филворда.
А сейчас я предлагаю вам разгадать филворд. Цветными карандашами зачеркните слова – опорные понятия сегодняшнего урока. Они могут ломаться в любом направлении, но не пересекаются. Каждая буква может быть использована только в одном слове. Например, «прядение».
пс но к по пря ди
ро а в рпре л щьл
я де а о а т б и и к а
ни нк м рк т в к т ч
и т и е у т о о а ни е
пс но к по пря ди
ро а в рпре л щьл
я де а о а т б и и к а
ни нк м рк т в к т ч
и т и е у т о о а ни е
Какие слова заключены в филворде? Что они означают? Запишите значение основных терминов в тетрадь.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
1. Узнай в Интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец», «мочесник». Для чего использовались эти инструменты и приспособления?
2. Подготовь сообщение на одну из следующих тем:
Как изготавливали пряжу в домашних условиях?
Как изготавливали ткань в домашних условиях?
Что служило сырьём для изготовления приданого (одежды, белья) твоей прабабушки?
Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?
Рефлексия (подведение итогов урока)
- чему научились, что интересного узнали, достигли ли цели урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
-выставление отметок в электронный журнал и в дневники обучающихся.
Уборка рабочих мест.