Урок по окружающему миру Жизнь леса. Практическая работа №16
Тема: Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение извлекать информацию, устанавливать прничинно - следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно - познавательных задач;
Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,
Оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: проявлять положительное отношение к учению.
О б о р у д о в а н и е: презентация; гербарий; записи голосов птиц.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
-С чем знакомились на прошлом уроке?
– Приведите примеры различных типов почв.
– Какая почва самая плодородная?
– Какие почвы в нашем крае?
– Почему нужно бережно относиться к почвам?
– Как нужно охранять почвы?
-Найдите ошибки в тексте.
«Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране».Слайд 1
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы;в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы;г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре;в) лесной зоне;
б) степях;г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка;в) перегноя;
б) глины;г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода;в) воздух;
б) камни;г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок;в) глина;
б) перегной;г) ил.
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым;в) светло-коричневым.
9. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет;в) 5–10 лет;
б) 250–300 лет;г) 1–2 года.
О т в е т ы: 1( ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).
III. Работа над новым материалом.
1.Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадку.
Город этот непростой,
Он дремучий и густой.(лес)
-Почему он назван городом?
-О чём будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему урока, записанную на доске. Слайд 2
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
И.Никитин
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой7-что мы будем делать для достижения этой цели?
-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
-Сформулируйте свои вопросы.
2.Ле с- природное сообшество.
*Звучит запись голосов птиц.
*Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Слайд (лес)3-4
-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
- Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
3.Ярусы леса.
- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.( Деревья, кустарники, травы.)
*Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 5-9
*Учитель предлагает заполнить таблицу: работа с гербарием(в группах)
Деревья Кустарники Травы
ели
сосны
березы
осины малина
смородина
калина
шиповник костяника
кислица
ландыши
-Что растет на самой земле?( Лишайники и мхи.)
4.Цепи питания.(работа в парах)
*Ученики в парах строят модель цепи питания.
*Учитель открывает схемы на доске. Слайд 13
- Что обозначают стрелки?( Это цепи питания.)
-Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?(В лесу животные находят пищу.)
-Давайте рассмотрим цепи питания: дуб жуки-короеды.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?( Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)
- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.
( Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.)
5.Грибы.
- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.( Грибы.)Слайд 14
-Нужны ли лесу грибы?
-Найдите в учебнике ответ на данный вопрос.( Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)Слайд15
Физминутка.
Игра «Съедобное – несъедобное»
*Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).
(Дети стоят.)
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)
(Дети садятся.)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)
(Дети стоят.)
4. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (Масленок.)
(Дети стоят.)
5. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)
(Дети стоят.)
6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)
(Дети садятся.)
7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)
(Дети стоят.)
-Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
-Золотое правило грибника: «Не знаешь- не бери!»
-Назовите правила сборов грибов.
6.Значение лесной подстилки.
- Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?( Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)Слайд 16
-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?
( Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)
*Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.
7.Животные леса. Слайд17-19
*работа в парах- выполнение задания2 стр.164
IV. Закрепление изученного.
- Как живут растения и животные в лесу?( Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)- Как можно назвать лес?( Лес – природное сообщество.)
1.Работа в группах.
-Составте рассказ о лесном сообществе по предложенному плану настр.165 учебника.
*Заслушивание 2-3 рассказов .- Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:
2.Лесные пожары.
-Что может нарушить природное равновесие в лесу? Слайд 20
*Учащиеся выполняют задание «Обсудим!» на с. 168–169 учебника.
3.Значение леса.
-Так для чего же нужен лес? Слайд 21-22
V. Подведение итогов.
*Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.
-Какова была цель урока?
-Какие знания мы открыли?
*ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»стр.169
Рефлексия.
Домашнее задание.
С. 164–169. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Сообщение о любом животном или растении леса нашего края.