Урок русского языка в 10 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»


Урок русского языка в 10 классе по теме:
«Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»
Тип урока: углубление знаний.
Вид урока: урок-практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели:
Образовательные:
систематизировать сведения о синонимах и антонимах;
углубить сведения о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как науке;
развивать навык определения контекстуальных, лексических и стилистических синонимов и антонимов.
совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи; начать работу, способствующую выполнению заданий формата ЕГЭ (№ 22, 23,24).
Развивающие:
развивать ключевые компетенции учащихся:
коммуникативную (формулирование основной мысли своего высказывания, аргументация своей точки зрения, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания);
языковую (практическое владение родным языком, его словарем, соблюдением языковых норм),
интеллектуальную ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых единиц)
развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,
развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;
способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
совершенствовать навыки этичного межличностного общения;
формировать навыки контроля и самоконтроля;
активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навык сотрудничества в решении поисковых задач;
Методы работы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
по стимулированию и мотивации: познавательные, эмоциональные;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
слайдовая презентация,
медиапроектор,
онлайн-тест,
раздаточный материал.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся владеют предложенным теоретическим материалом;
учащиеся владеют соответствующими грамматическими нормами русского литературного языка;
учащиеся осознают практическую значимость предложенного материала.

Ход урока.
Хронометраж
I. Организационный момент 1 минута
II. Мотивация учебной деятельности Беседа. (слайд №1)
Здравствуйте. Тема нашего урока - «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография».
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова китайского философа Лао-цзы.
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. 
Лао-цзыОпределите основную мысль эпиграфа.
Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа?
Как он помогает определить тему урока?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что, по-вашему, может последовать за эпиграфом?
(слайд №2) Ученик , готовящийся к экзаменам.
Эта тема, первый взгляд, далека от нас, но через 2 года нам предстоит сдавать ЕГЭ, в КИМах которого есть задания, связанные с темой нашего урока.
(слайд №3) Задания 22.23, 24, в которых выделены термины.
Посмотрите на материал демоверсии 2015 года.
3 минуты
III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания. Как вы считаете, полезна ли будет тема урока для работы над тестом ЕГЭ?
Что может дать сегодняшний урок?
А вот можно ли найти чисто практическое, утилитарное (имеющее практическое назначение или направленное на достижение практических целей, извлечение материальной пользы) применение знаниям уже сегодня?
Сегодняшний наш урок может дать возможность ориентироваться в лингвистическом материале и выполнять эти задания.
Вы поняли, что и домашнее задание было связано с этим материалом. Вы должны были в тексте упр.29 найти и выделить средства выразительности. (Текст с построчной нумерацией давался на дом)
(слайд №4) Текст упражнения.
Отдельно на слайде термины
1 .Слова умеют плакать и смеяться,
2. Приказывать, молить и заклинать
3. И, словно сердце, кровью обливаться,
4. И равнодушно холодом дышать.
5. Хорошо, когда хулят и хвалят,
6. Превозносят или наземь валят,
7. Хорошо стыдиться и гордиться
8. И на что- нибудь годиться.
Антонимы
Книжная лексика
Лексические синонимы
Сравнение
Олицетворение
Градация
Метафора
Анафора
Полисиндетон
Сниженная лексика (разг.)
Устаревшие слова
Контекстные синонимы ( на дом не давалось)
Стилистические антонимы ( на дом не давалось)
Работа по двое. Даю пример с № предложения .-Я считаю, что в третьей строке используется градация
1- градация- это…
2- называет ее и зачеркивает ИВС.
2 минуты
5 минут
IV. Углубление материала по теме «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». Вы определили лексические синонимы.
Остались антонимы и синонимы двух видов: контекстные и стилистические.
В домашнем списке ИВС нет контекстных и стилистических синонимов и антонимов.
Как вы понимаете разницу между лексическими и контекстными, стилистическими синонимами и антонимами?
Чтобы помочь разобраться, предлагаю вам таблицу. Попробуйте найти в ней стилистические синонимы и антонимы. Почему вы так решили? А контекстуальные?
Назначенный ученик внимательно слушает и пробует сформулировать определение этих понятий.

(слайд № 5).Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».
Он не ел, а вкушал.  
Ученик формулирует правило.
Правило ( сверяем).
Синонимы, антонимы стилистические – это синонимы, антонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной окраской и т. пслайд6
"Волки и овцы".
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги.
Ученик формулирует правило.
Правило ( сверяем)..Контекстуальные синонимы, АНТОНИМЫ – это слова, которые приобретают одинаковое ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ значение в условиях определенного контекста.
Теперь я вам предлагаю групповую работу с данным лексическим материалом. Посмотрим, как вы самостоятельно справитесь с ней.
Вам необходимо разделиться на 3 группы ( по рядам), у каждой- индивидуальное задание.
1группа определяет в тексте лексические синонимы и антонимы,
2 группа- стилистические,
3 группа- контекстуальные
Необходимый лексический материал выделен курсивом.
(слайд № 7).
(1)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ.
(22)Но ведь если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью
(3)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства
(4) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых
(5)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
(6)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. 
Контекстуальные: материальные выгоды, достижение, материальных преимуществ ; орёл куропаткой ; наблюдать, жить.
Стилистические: развлекается, убивает время.
Лексические: бездарных талантливых ; почётно- непочётно», «интересно-неинтересно»; сокращающие- удлиняющие; снаружи, а изнутри.
После групповой работы представители групп на слайде подчеркивают
синонимы своей группы ( с объяснением). 4 минуты
5 минут
А сейчас мне хотелось бы узнать, стоит ли так много внимания уделять этим понятиям, нужны ли синонимы и антонимы в современной жизни.
Я предлагаю провести лингвистический эксперимент.
Цель: анализ изобразительно-выразительных возможностей синонимов и антонимов. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
(слайд № 8). Фото Балашовой А.
Мы знаем, что Аня Балашова сейчас учится в Америке, она по моей написала нам письмо, выразительное, меня удивило, что ей удалось избежать повторов. Из письма понятно, как она относится к событиям в ее жизни. Конечно, вам хочется его прочитать, но сначала нужно восстановить. Для этой работы я предлагаю вам воспользоваться словарями.
(слайд № 9). Деформированное письмо и слова для справок. (Это же на руках)
Здравствуй, мой любимый 10А!
Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).
Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?
У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.
Перед отъездом строила планы-…, …, … .
Не все оказалось так, как представлялось. Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия- моя …, …., ... . И природа у нас на Волге другая: она…, …, … своей тихой красотой.
Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике, дискуссия о ресурсах по экономике, музыкальный фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с другой- … .Очень … в наш класс. … увидеться с вами. Какой … , … , … я представляю нашу встречу!
Желаю успехов, Анна.
Слова для справок :выдуманные , вычурные, ….
Родина , родная земля,….
очаровывает ,пленяет, ….
веселой, радостной
хочется, … .Я надеюсь, что после этой работы нам станут понятны функции синонимов и антонимов.
Я читаю свой вариант, урезанный, а вы- что получилось (по 1 предложению).
Начнем с самого легкого. Что помогает Анне избежать лексического повтора?
Какую функцию выполняют в этом в этом предложении?
В каких словах видно отношение автора?
Какие слова делают речь богаче, выразительнее?
-Где вы увидели антитезу?
(слайд № 10).
Для чего нужны синонимы и антонимы в тексте?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее;
Чтобы избежать повторов;
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
Чтобы использовать синонимы и антонимы как средство выразительности (эпитет, градация, антитеза);
Чтобы использовать как средство связи предложений.
Слайд11 Фото Ани
Спасибо Анне. С ее помощью мы собрали важную составляющую нашей темы- функции синонимов и антонимов- и можем увидеть и услышать, как важны в речи эти лексические средства.
Сравните ваш вариант с письмом одноклассницы.
ПРОЧИТАТЬ
Здравствуй, мой любимый 10А!
Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).
Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?
У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде.
Перед отъездом строила планы- выдуманные, вычурные, невероятные.
Не все оказалось так, как представлялось.
Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия- моя Родина, родная земля, мое Отечество. И природа у нас на Волне другая: она очаровывает, пленяет, сводит с ума своей тихой красотой.
Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по математике, дискуссия о ресурсах на экономике, музыкальный фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет широкая река событий, с другой- ручеек повседневной жизни.
Очень хочется в наш класс. Тянет увидеться с вами. Какой веселой, радостной, звонкой я представляю нашу встречу!
Желаю успехов, Анна.
(слайд № 12). Газеты, журналы…..
Чтобы убедить вас в нужности этого пласта лексики, я попросила Даниила Петрова на материалах СМИ подсчитать частотность употребления синонимов и антонимов.
Выступление Петрова.
(слайд № 13).Словари с названиями, выплывающие
Я заметила, что работа с письмом Ани вызвала некоторые затруднения, и вы их разрешали, обратившись к словарям.
Какой словарь помог вам избежать повторов?
Какие виды словарей вам известны?
Вы знаете, что типов словарей очень много, и есть целый раздел языкознания, который называется лексикография.
(слайд № 14) определение лексикографии.
Лексикография (гр. lexicon - словарь + grapho - пишу) - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Чтобы понять, насколько важен этот этот раздел науки, вы попробуете проанализировать статью учебника на стр. 31
А чтобы визуально закрепить информацию, составьте в схему. Ее направление дано на слайде.
(слайд № 13) Схема.
Предлагаю обучающимся поменяться выполненными заданиями и провести взаимоконтроль по слайду.
4 минуты2минуты
2 минуты
1 минута
3 минуты
V.Контроль за усвоением материала. Обратная связь.
1. Выполнение онлайн-теста группами по 3 человека, выведение на экран процесса выполнения, его результата.
Мы поработали с информацией, узнали много о словарях, и словари синонимов и антонимов для выполнения он-лайн теста пригодились бы.
Обратитесь к компьютерам, я предлагаю решить вам он-лайн тест.(Групповая работа)
Читайте, выполняйте.
Подведение итога теста.
Это промежуточный результат. Главный- через два года на государственном экзамене.
5 минут
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
В начале урока мы говорили, что путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Сегодня мы сделали первый шаг, приближающий нас к успешной итоговой аттестации. Шаг этот, как мне показалось, оказался насыщенным и необходимым.
Теоретический материал сегодняшнего урока вам сейчас раздаст Дженнет, рекомендую вклеить его в тетрадь для схем.
Слайд14
Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.»Идти, не останавливаясь, шаг за шагом приближаясь к своей цели. Я надеюсь, дорога эта для вас не только важна, но и интересна.

Если остановиться на качестве вашей работы, то наиболее объективно о ней может сказать Дженнет (подводит итог –наиболее активные).
А оценки за этот материал вы получите на следующем уроке, получив задания, связанные с этой темой, и используя материал домашнего задания. 2минуты
VII. Домашнее задание будет дифференцированным.
Петрову предлагаю найти в СМИ примеры контекстуальных и стилистических синонимов
Группе …. составить аннотацию к лингвистическим словарям
П.6,7, вы расскажете мне о разнокорневых антонимах, идеографических синонимах, мы поработаем с синонимическими рядами, упр.21
Что понравилось? Над чем заставил задуматься этот урок?
Я рада, что мы свами не разочаровали друг друга.
Спасибо. Урок окончен.
2 минуты