Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Лексическое значение имени существительного»
Лексическое значение имени существительного
Номинация «Предметы гуманитарного цикла»
Нурманова Талшин Калиевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « СОШ №1 г. Ершова Саратовской области»
Урок-исследование.
Тема:Лексическое значение имени существительного.
Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.
Цели урока:
подвести детей к пониманию лексического богатства русского языка, развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Имя существительное».
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи урока:
Обучающая: научить различать группы существительных по их лексическому значению.
Развивающая: развивать умение анализировать и логически мыслить.
Воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания
Урок проходит в 5 классе.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих
Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир исследования. Наш класс превратился в научную лабораторию, а ученики - в учёных - исследователей, которые будут сегодня открывать тайны русского языка. В каждой лаборатории есть научный руководитель, который контролирует процесс научной работы. Поскольку в нашем классе уже давно работают три сплоченные группы, предлагаю выбрать трех главных аналитиков
II. Языковая разминка.
Сначала проведем небольшую разминку.
Запишем под диктовку предложение:
У берегов наросла стеклянная полоска льда.
1. Обозначьте знакомые орфограммы в корне слова.
2. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику предложению.
У берегов наросла стеклянная полоска льда. (Повест., невоск., простое, распрост.)
3. Обозначить части речи в предложении
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
1. Подводящая к вопросу беседа.
Запишите в тетрадь ответы на вопросы
– О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт?
А)Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам. (Имя существительное.)
Б)То, что обозначает слово, его толкование это..(лексическое значение)
2. Прочитайте, что вы написали.( Имя существительное, лексическое значение)
3. Имя существительное, лексическое значение – это ключевые слова урока. Определите по ним тему урока (Слайд №1)
- Что вы знаете об имени существительном?
Ответы учеников.
- Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.)
- В каких частях слова заключается его лексическое значение?
- А общее значение однокоренных слов?
– Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.)
Слово аналитикам.
2. Определяем проблему урока
Рассмотрим материал для наблюдений и, работая в парах, ответим на вопросы
Слайд №2
-Ребята, определим проблему урока. Прочитайте слова
-Работая в парах, попробуйте дать толкование этих имен существительных. ( Ответы учащихся).
-Проверяем себя
Слайд №3
- Сопоставив значения имен существительных, подумайте, на какие группы их можно разделить? (Ответы учащихся)
- Какое противоречие вы заметили? (Существительное обозначает то же, что и прилагательное и глагол)
- Как можно назвать значения во 2-й и 3-й группе
- С какими проблемами столкнулись? Что нам скажут аналитики? Какие возникли гипотезы?
( Первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, остальным словам сложнее: зелень – чтото зелёного цвета; широта – чтото широкое; чтение – читать и т.п.)
Как же будет звучать тема нашего исследования?
В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»
IV. Открытие новых знаний.
Слайд №4
1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» изучающим чтением.
- Какое чтение называется изучающим?
Как вы думаете, о чем будет стихотворение?
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
– Какие названия здесь перечислены?
Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.
Слайд №5
2. Итак, ребята, следующим объектом для наблюдения будет упр. 339 выполняем работу в группе самостоятельно.(Группировка имён существительных по общности лексического значения части речи. )
Как только группа закончит работу, аналитики поднимите сигнальную карточку
– Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)3. Продолжаем работу в группах – упр.340. Обсудите в своих группах вопросы после упражнения. Отгадайте, о каких словах идет речь и запишите их. ( Развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет).– Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи?
– Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.)
– Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?
(Последний клик слайда №5)
4. Прочитаем текст правила изучающим чтением.
-Какие действия по ходу чтения вы будете выполнять?
Дети читают тест правила.
- Какие вопросы вы можете поставить к тексту правила?
- Подберите другие примеры существительных со значением действия и признака.
– Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.)
Слайд №6
5. Ребята, работая в группах, составьте схемуопору текста в рамке.
-Как будет называться наша схема?
– Сколько групп слов вы выделите?
Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. презентацию).
- Расскажите по схеме о лексическом значении имени существительного.
V. Развитие учебно
языковых и речевых умений.
1. Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме.( Работа у доски)
2.Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. (Самостоятельно с последующей взаимопроверкой)
Слайд №7
3.Самостоятельная работа (выдаются бланкилисточки для работы на каждого ученика).
a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.
Д ДШёпот, робкое дыханье,
П ПТрели соловья.
Пр ДСеребро и колыханье
ПСонного ручья.
Д ПСвет ночной. Ночные тени,
ПТени без конца.
П Д
Ряд волшебных изменений
ПМилого лица.
(Самопроверка по презентации)
VI. Итог урока.
Чему мы хотели научиться в своей научной лаборатории? (Определять лексическое значение существительных)
_ Научились?
–К какому выводу пришли мы по результатам исследования?
- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
– Оцените свою работу на уроке. Перед вами своеобразная лестница успеха. Выберите ту фразу, которая показывает, насколько вы поняли тему нашего исследования.
- знаю и объясню другому;
– знаю;
– сомневаюсь, что знаю;
– не знаю.
(Рефлексия деятельности: ученик должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось нерешенным?»
VII. Домашнее задание.
1. По § 37: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных» ( Для слабых)
2.Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания).( Для сильных)
Литература:
Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х книгах. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева. – М. :Баласс, 2012.
Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова – М. : Баласс, 2012.
Сайт «Школа 2100»
Методы и приемы, использованные на уроке.
Приемы:
Перевоплощение – превращение класса в исследовательскую лабораторию (1 этап урока)
Создание ситуации успеха – языковая разминка по пройденным орфограммам (2 этап урока)
Методы:
Подводящая к проблеме беседа (3 этап урока)
Создание проблемной ситуации (3 этап урока)
Наблюдение (3 этап урока)
Самостоятельная работа (4 этап урока)
Упражнение – организованное выполнение различных действий с целью закрепления и формирования навыков (5 этап урока)
Самостоятельная работа по усвоению знаний (5 этап урока)
Рефлексия деятельности.(6 этап урока)
Использование презентации на уроке (3,4 этап, В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме формируются следующие УУД
Личностные: принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока и его цель.
Коммуникативные: умение работать в парах, строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других.