Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Лексическое значение имени существительного».
ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII-VIII вида №1 Костромской области»
Урок русского языка в 3а классе
Тема урока: «Имя существительное. Лексическое значение имени существительного».
Дата:
Учитель: Соболева Е.К.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование представления об общем лексическом значении имён существительных; отработка грамматического понятия «имя существительное» на материале «Зима в природе».
Задачи:
Образовательная:
выявить знания о лексическом значении имён существительных;
закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;
учить находить их в тексте, классифицировать на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, на группы по значению;
через обеспечение межпредметных связей обеспечить более полное представление о зиме как времени года.
Воспитательная:
воспитывать интерес и ответственное отношение к учению, старательность, любовь к родному языку и русской природе через чтение поэтических текстов и элементы занимательности на уроке.
Коррекционно-развивающая:
развивать устную и письменную речь, словарный запас, познавательную активность, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение, классификация), орфографическую зоркость, общий кругозор.
Здоровьесберегающая:
создать условия для сохранения здоровья учащихся;
развивать мелкую и общую моторику, предупреждать переутомление;
контролировать правильную посадку при письме;
Оборудование:
Для учащихся: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3кл., часть 2;
тетради, простые карандаши, ручки, карточки с образцом узора ( для подготовки руки к письму), листы бумаги для сминания «снежков», карточки для дифференцированного домашнего задания (творческой работы).
Для учителя: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 3кл., часть 2;
компьютер; демонстрационные карточки со скороговоркой ; рисунок «Снеговик»; карточки со словами с пропущенными буквами; демонстрационные таблицы – «этажи» дома Существительного; карточки со словами «события», «явления природы», «состояния»; фломастер красный, синий; карточка с узором для подготовки руки к письму, «рожицы» настроения (для этапа самооценки), таблица с буквами Зз, магниты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционно-развивающая работа
Подготовительный этап.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1мин.
Здравствуйте ребята. Начинаем урок русского языка. Что должно быть приготовлено к любому уроку русского языка?
Правильно. Проверьте на своих партах.
Встают около парт (приветствуют учителя и гостей). Отвечают.
Проверяют готовность к уроку.
Коррекция коммуникативных навыков.
Развитие самостоятельности, умения организовать своё рабочее место.
Введение в тему. Определение темы и задач урока. 4 мин.
Догадайтесь, о какой части речи будем говорить на уроке.
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Повторим знания о грамматических признаках существительного, выясним, какого его общее лексическое значение.
Итак, тема урока:
«Имя существительное. Лексическое значение имени существительного».
Слушают. Отвечают: имя существительное.
Запоминают тему и цели урока.
Читают название темы на экране компьютера.
Активизация мыслительной деятельности. Организация внимания всех учащихся.
Усвоение учебной задачи.
Развитие слуховое и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Работа со скороговоркой.
Ребята, сегодня на уроке нам с вами придётся много общаться, а значит и много говорить. Настроим наш речевой аппарат на хорошую правильную речь.
Прочитайте скороговорку медленно, чётко проговаривая каждый звук слова.
Увеличьте темп.
Прочитайте быстро (2-3 раза).
Читают хором в разном темпе вместе с учителем (по табличке):
Лёгкая метелица белым снегом стелется
Развитие правильной артикуляции, органов речевого аппарата, навыков чёткого произношения.
Основной этап. 30 мин.
Минутка чистописания. 3 мин.
Сядьте прямо, откройте тетради, положите их с наклоном, проверьте сегодняшнее число, месяц и слова: «Классная работа».
Как всегда, несколько минут вначале урока мы уделим чистописанию.
Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница (зима).
Какой звук первый в этом слове? Сегодня на чистописании будем работать над написанием строчной и прописной буквами Зз.
Подготовка руки к письму.
Возьмите карточки. Подготовим руку к письму, нарисуем безотрывно узоры. Представим, что рисуем узоры на стекле.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Определите закономерность в записи букв. Как её продолжить?
Зз зз Зз ззз Зз зззз
Напишите одну строчку.
Напишите на середине строки слово «Зима».
Дети каллиграфически сделали запись дома.
Сверяют свою запись с записью на доске.
Следят за своей посадкой.
Отгадывают загадку. Отвечают.
Выполняют за учителем движения в воздухе, ориентируясь на рисунок (карточка на доске).
Пишут в своих карточках.
Дифференцированная работа: карточки с контуром.
На доске – карточка с буквами.
Комментируют.
Пишут строчку букв по образцу на карточке и доске.
Записывают слово «Зима».
Повторение гигиенических правил письма. Развитие самоконтроля, самопроверки.
Развитие слухового восприятия и внимания, умения отгадывать загадки.
Развитие пространственной ориентации.
Подготовка руки к письму.
Коррекция мелкой моторики.
Контроль за посадкой при письме.
Воспитание старательности, аккуратности.
Словарная работа. 5 мин.
Ребята всегда ждут зиму. Вот и пришла она, засыпала весь город снегом. За окном – мороз, а к нам в гости пришёл Снеговик. Он принёс с собой зимние слова. Прочтите их, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Повтори задание, Игорь!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
К какой части речи относятся эти слова?
(к имени существительному).
Докажите.
(имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).
Найдите слово лишнее и объясните, почему?
(летит)
Это глагол.
Сделайте вывод, как отличить имена существительные от других частей речи?
(по вопросам)
Запишите в тетрадь слова с парным звонким согласным на конце.
(снег, мороз)
Слушают и запоминают задание.
Выходят по цепочке, вписывают нужную букву, объясняют орфограмму.
Отвечают на вопросы.
Доказывают.
Делают вывод.
Пишут слова.
Проверяют.
Развитие слухового восприятия и внимания, орфографической зоркости, памяти.
Развитие связной речи, умения доказывать и отстаивать своё мнение.
Развитие умения делать выводы. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Развитие орфографической зоркости.
Физкультминутка на релаксацию «Снеговик». 2 мин.
(имитация движений)
Будем «лепить» Снеговиков.
(учитель и дети катают по полу воображаемые комья снега, «лепят» Снеговика)
Итак, мы слепили во дворе Снеговика. Красивый Снеговик получился. Есть у него голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит он на двух крепких ножках (показывают, изображают).
Ночью подул ветер холодный-холодный, и стал наш Снеговик замерзать. Сначала у него замёрзла голова (напрягли голову и шею), потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее, хочет разрушить Снеговика. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко и решило отогреть Снеговика. Солнце припекает и начал он таять. Сначала стала таять голова (свободно опустили голову), затем остальные части тела.
Выполняют все движения вместе с учителем.
Коррекция общей моторики.
Предупреждение переутомления.
Снятие мышечного напряжения.
Организация внимания всех учащихся.
Беседа об имени существительном. 4 мин.
(имя существительное как часть речи)
Сегодня подробно знакомимся с существительным, построим дом для Существительного. Фундамент нашего дома уже готов – грамматические признаки имени существительного.
Ребята, почему имя существительное – самая большая часть нашей речи? Да, действительно. Почти каждое второе слово в ней – это имя существительное.
Как вы считаете, является ли существительное – важнейшей частью речи? Почему?
По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи с числе самых первых слов.
Сейчас я прочитаю одно из ваших любимых стихотворений о зиме. Ваша задача – назвать существительные.
Закройте глаза. Внимательно слушайте, запоминайте существительные.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Назовите существительные.
На какой вопрос отвечают названные вами слова и что обозначают?
Кто помнит автора стихов?
(Суриков «Детство»)
Посмотрите на экран и прочитайте слова про себя. Какого слова не хватает?
(дом)
Перед вами первый этаж нашего дома:
(вставляет карточку)
Кто? Что?
Предметы
Слушают рассказ учителя, запоминают, рассматривают карточку.
Слушают историю появления в речи существительных.
Отвечают на вопросы, участвуют в общей беседе класса.
Слушают выразительное чтение учителем стихотворения, запоминают существительные.
Слушают стихотворение с закрытыми глазами и считают существительные.
Называют существительные: деревня, дом, санки, гора.
На экране: деревня, санки, гора.
Читают слова на экране, добавляют, делают обобщение.
Развитие устной речи, общего кругозора, воспитание интереса к предмету.
Развитие познавательных интересов, любознательности, активности на уроке.
Развитие слухового восприятия и внимания, памяти.
Здоровьесбережение.
Отдых для глаз.
Снятие напряжения.
Активизация мыслительной деятельности, слухового внимания и памяти, эмоциональный отклик.
Развитие умения обобщать.
Работа по теме (продолжение). 7-8 мин.
Понятие о лексическом значении имени существительного. Упражнение на классификацию.
Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Поставьте к словам вопрос.
Какое слово лишнее? Найдите и объясните почему.
Оказывается, существительные могут обозначать не только предмет, но и явления природы (холод), события (встреча), состояние человека (радость).
Выполните задание. Прочитайте слова, разделите на три группы, запишите в три столбика:
1 – явления природы, 2 – события, 3 - состояния (на карточках).
(один ребенок работает на откидной доске, остальные в тетрадях). Проверяем. Поднимите руки, кто сделал задание без ошибок? Молодцы!
Работа с учебником. Откройте учебник на странице 14, № 391
Из упражнения 391 мы узнаем ещё о некоторых группах существительных.
Читайте по цепочке и дополняйте каждую группу ещё двумя словами. Напишите одну цепочку слов.
Все имена существительные обозначают предмет и в тоже время делятся на группы.
Вот и пора нам построить второй этаж нашего дома:
Предметы, растения, животные, люди,
вещи, явления природы, события,
состояния человека и др.
Читают слова на экране, отвечают, размышляют.
Находят лишнее слово (весёлый), доказывают.
Слушают объяснение учителя.
Читают на экране.
Выполняют задание.
Распределяют слова по группам, записывают в тетрадях.
На экране:
каникулы, вьюга, счастье
Работают по учебнику.
Выполняют устно упр. 391, с.14., одну группу слов записывают в тетради.
Рассматривают таблицу на доске.
Запоминают группы по значению.
Развитие логического мышления, устной (диалогической) речи.
Развитие речи, умения отстаивать своё мнение.
Развитие слухового внимания.
Развитие мыслительных процессов: анализ, классификация.
Индивидуальная работа: контроль за посадкой при письме, коррекция посадки.
Аккуратность, старательность.
Развитие орфографической зоркости.
Контроль за соблюдением правил письма.
Развитие умения ориентироваться в книге, навыка беглого чтения.
Развитие познавательной активности.
Понимание смысла общего значения существительного.
Углубление знаний об имени существительном.
Развитие зрительной памяти, внимания.
Развитие познавательных интересов.
Физкультминутка «Зимняя зарядка». 1 мин.
А сегодня у зимы – новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Белый коврик у порога
Вот такой ужины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Ну а в доме нас встречает
И она сама.
Ты хозяйке поклонись-ка:
( Здравствуй, Зима!
Встают около своих парт.
Выполняют движения вместе со своим учителем.
Читают стихотворение выразительно.
Здоровьесбережение.
Коррекция общей моторики, эмоционально-волевой сферы.
Развитие навыка выразительного чтения, смысловой памяти, связной речи.
Снятие напряжения.
Предупреждение переутомления учащихся.
Упражнение в определении одушевлённых и неодушевлённых существительных. 5-7 мин.
У каждого из вас на парте карточка с набором букв, среди которых спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
ЛИСАЖДЕНОЛОКАНДИЛОСЬУЖДАБЕЛКАКАНДА
ПОГОДАЕНАКЛИТУНДРОДЕКАБРЬУШКНИКМОВЕТЕРЯНИМКА
Прочитайте слова первой группы. Что вы можете сказать?
(это существительные, отвечают на вопрос кто?)
Какой темой можно их объединить?
(животные)
Можно ли к этим словам поставить вопрос что? Почему? Докажите.
(они обозначают живые предметы, поэтому – кто?)
Прочитайте вторую группу слов.
Что можно сказать о них? ( это существительные, отвечают на вопрос что?). На какую тему эти слова? (явления природы)
Вспомните, как называются эти группы существительных?
Эти группы существительных называются одушевлённые и неодушевлённые.
Вот и готов ещё один, третий этаж нашего дома:
Кто?
одушевлённые
Что?
неодушевлённые
Сделайте обобщение по таблице.
Находят слова в ряду букв на карточках (2 варианта).
Подчёркивают.
Отвечают. Определяют тему слов.
Отвечают на вопросы.
Рассуждают.
Вспоминают названия групп существительных.
Рассматривают таблицу.
Делают обобщение.
Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, мыслительных операций обобщения.
Развитие умения доказывать своё мнение. Развитие устной (диалогической) речи, мыслительной операции – обобщение.
Развитие долговременной памяти.
Развитие умения доказывать, обобщать, навыка выступления перед классом.
Развитие связной речи.
Игра «Кто? Что?» картинный диктант.
(закрепление пройденного)
Класс – 2 команды.
Внимание на экран. Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другая – что?
На экране:
сугроб, снежинка, синица,
снеговик, заяц, снегирь
Рассматривают картинки с изображением предметов на экране.
Записывают слова в тетрадь.
Проверяют.
Объясняют.
Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умения ориентироваться в задании, понимания инструкции, орфографической зоркости, аккуратности при письме.
Уточнение знаний об изменении существительных по числам.
Игра в «снежки» «Наоборот».
А любите ли вы играть в снежки? Поиграем.
Сделаем снежки своими руками, соберем их вместе
Игра называется «Наоборот». Будьте внимательны!
Я бросаю снежок. Если я назову существительное, обозначающее один предмет, вы называете, когда их много и наоборот.
Кормушки – кормушка
Вьюга – вьюги
Метели – метель
Льды – лёд
Снег – снега
Сосульки – сосулька
Снегопад-снегопады
Гололед-гололеды
Горка-горки
Каток-катки
Клюшка-клюшки
Ребята, какой вывод можно сделать о названных существительных?
(бывают в единственном и множественном числе, изменяются по числам)
Это четвёртый этаж нашего дома:
Изменяются по числам:
единственное число
множественное число
« Лепят» снежки из бумаги.
Запоминают правила игры.
Ловят от учителя «снежок».
Бросают назад с ответным словом.
Делают вывод.
Обобщают по таблице.
Развитие слухового восприятия и внимания. Понимание инструкции.
Интерес к предмету через игровую деятельность.
Снятие мышечного напряжения.
Удовлетворение естественной двигательной активности на уроке.
Развитие умения обобщать, делать выводы.
Заключительный этап. 5 мин. (7 мин.)
Объяснение домашнего задания. (дифференцированного)
На экране картинка с изображением детских забав зимой
Дома составьте и запишите небольшой рассказ из 3-4 предложений, используя опорные слова и название темы.
Для отдельной группы (Габелия А., Кошнерева Т., Архипов Д.) – опорные слова и вопросный план. Для остальных – только опорные слова.
Зимний денёк.
Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки,
липкий снег, играть в снежки, весёлый снеговик.
Запишите свои рассказы дома, обозначьте существительные.
Слушают, запоминают, получают дифференцированное домашнее задание по группам на карточках.
Рассматривают картинку зимних забав на экране.
Слушают, запоминают, читают опорные слова на карточке.
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.
Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.
Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
Вспомним тему нашего урока.
Сегодня мы все вместе построили дом для имени Существительного.( достраивает дом – ставит крышу).
Что такое существительное?
Посмотрите, как много вы должны знать о существительном.
Оцените результаты своей работы.
Если вам на уроке было интересно, может быть трудно, но все понятно и вы хорошо усвоили материал урока - выберите «весёлую рожицу» и прикрепите на любом этаже дома.
Если есть среди вас такие, кто все понял, но затрудняется объяснить материал, выберите «спокойную рожицу», но не расстраивайтесь. На следующих уроках мы будем подробнее изучать имя существительное, и вы обязательно все усвоите.
Если на уроке было не интересно, трудно и материал урока вы не поняли – выберите карточку с «грустной рожицей».
Оценка учителя.
Вспоминают тему.
Выходят к доске.
Выбирают «рожицу» для оценки своей работы и прикрепляют на «этажах» дома.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Развитие умения делать обобщение.
Развитие связной речи.
Развитие самооценки.
Р . БЯТА
СНЕ .
К . НЬКИ
МОРО .
Л . ТИТ
К . ТОК
весёлый
холод
встреча
радость