Конспект по русскому языку Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок № 31 класс: 7 дата_________________
Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Цели:
Обучающая:
Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, обособлением деепричастий и деепричастных оборотов;
Развивающая:
Развивать умения правильно употреблять деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
Воспитательная:
Воспитывать внимание к слову, интерес к изучению
русского языка.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и цели урока.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».
- Из какого произведения это предложение?
- Почему запомнилось? (Выразительное, поэтическое).
- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).
- О ком в этом предложении идет речь? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).
- Дайте, ребята, определение деепричастию.
- Как вы думаете, ребята, о чём будет идти речь на уроке?
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие»; научимся определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения.
- Запишите в тетрадь тему урока. «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
4.Повторение изученного о деепричастии.
- Повторим написание частицы НЕ с деепричастиями.
- Посмотрите на запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются, запишите правильно получившееся слово.
КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив
ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ – негодуя
НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ – не двигаясь
ДМНЕМУСАТОЯАВД – не устояв
СНЮЕВЗСИЮРАППЯ – невзирая
- Какие слова у вас получились?
- Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно?
- Только ли раздельно пишется НЕ с деепричастиями?
(Нет, и слитно, когда слово без НЕне употребляется).
Вывод: Частица НЕ пишется c деепричастиями раздельно; слитно пишется НЕ с деепричастиями, когда слово без НЕне употребляется.
5.Объяснение нового материала.
Лес.
…Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясьвокруг пенька.
Э. А. Асадов.
-Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
- Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Вспомните алгоритм определения вида деепричастия.
Алгоритм
Определение вида деепричастия.
1. Задай к деепричастию вопрос.
2. Если деепричастие отвечает на вопрос - Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.
3. Если деепричастие отвечает на вопрос - Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.
- Ученики определяют вид выделенных деепричастий.
(ёжась (что делая?) – несов. вид, посинев (что сделав?) – сов.вид, взявшись – (что сделав?) - сов. вид, греясь (что делая?) – несов. вид).
Алгоритм
Как образовать деепричастие от глагола.
1. Задайте вопрос к глаголу.
2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А). Поставьте глагол в настоящее время (что делают?)
Б). Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат,-ят).
В). Добавьте суффикс – а- или – я-.
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
а). отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть,-чь, -ти).
б). добавьте один из суффиксов -В, - ВШИ, -ШИ.
Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ настоящего времени глаголов с помощью суффиксов – а-, -я-, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-, -ши.
- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа. - Наши выводы совпадают с материалом учебника?Разминка
/ Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали./
- чтение и проговаривание скороговорки.
- назовите деепричастия.
- докажите, что это деепричастия.
7. Закрепление материала.
- 1. Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы.
1 ряд.
Оглядываться - оглядываясь
Увидеть - увидев
Сверкать - сверкая
Расколоть - расколов
Спешить - спеша
2ряд
Прочитать - прочитав
Купить - купив
Засеять - засеяв
Прыгать - прыгая
Играть – играя
2. Выделите деепричастия несовершенного и совершенного вида
В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.
Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.
У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима
Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тотчас же почувствоваластранный запах.
8. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание.
Дома, вам ребята нужно будет выполнить задания по карточкам, которые я вам раздам.
9.Подведение итогов урока.
- Сейчас настал момент подвести итоги урока
Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике.
- Понравился ли вам урок?
- Что особенно сегодня понравилось?
Все сегодня на уроке активно работали и поэтому – молодцы!
(Учитель комментирует оценки).
- Спасибо за участие! До свидания!