Программа по дополнительному образованию на тему Актерское мастерство

ПРОГРАММА
«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

Цель – развитие специальных актерских способностей как средство совершенствования творческого потенциала личности ребенка.

Задачи:
Формирование выразительности речи ребенка.
Совершенствование артистических навыков детей.
Развитие внимания и воображения ребенка.
Формирование коммуникативных навыков.
Создание атмосферы творчества и доверия.
Обеспечение эмоционального благополучия.

Содержание

Занятия по «Актерскому мастерству» включают в себя:
Гигиенический массаж.
Дыхательную гимнастику
Артикуляционную гимнастику
Развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения
Развитие мимики
Развитие речи
Творческие упражнения
Упражнения на память
Упражнения на воображение
Упражнения на развитие пластической выразительности
Актерские этюды

План занятия
Ритуал начала занятия
Гигиенический массаж
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие речи
Творческие упражнения (упражнения на память, воображение, сценическое движение, этюды)
Ритуал окончания занятия

Сроки проведения и основные этапы

Занятия по актерскому мастерству проходят два раза в неделю (по средам и субботам).
Продолжительность занятий – один академический час (45-50 минут).


п/п
Вид деятельности
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Февр.
Март
Апр.
Май

1.
Актерский тренинг
1
2
2
1
2
2
2
2

2.
Актерская грамота
1
2
2
1
1
1
2
2

3.
Театрализованные игры
1
2
2
1
2
2
2
2

4.
Создание образа
-
1
1
1
1
1
1
1

5.
Этюды
1
2
2
1
2
2
2
2

Всего часов
4
9
9
5
8
8
9
9


Примерный учебно-тематический план курса «Актерское мастерство»


п/п
Тема
Количество
часов

1.
Самосовершенствование – регулярный комплексный тренинг всех творческих элементов: дыхание, дикция, осанки, походки, пластичности, голоса, кроме элементов внешней и внутренней техники актера.
Вид деятельности – актерский тренинг
4

2.
Развитие специальных (актерских) способностей: эмоциональность, творческие восприятия, способность к перевоплощению, гибкость воображения, многоплоскостное внимание, яркость переживания; чувство веры и правды, сценической наивности; самоконтроль и т.д.
Вид деятельности – актерская грамота
3

3.
Освоение актерской грамоты – важнейшее условие творческой деятельности в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Поэтапные требования по актерской грамоте в детском коллективе.
Вид деятельности – актерская грамота
3

4.
Детская игра и природа сценического искусства. Основные компоненты «игры в театр». Методика развития игровых навыков.
Вид деятельности – театрализованные игры
7

5.
Основные элементы сценического действия: мышечная свобода, внимание, воображение и фантазия, память ощущений, действие в условиях вымысла, артистическая смелость и непосредственность, взаимодействие с партнером, словесное взаимодействие, темп и ритм, характерность.
Вид деятельности – актерская грамота
3

6.
Актерский тренинг на основе элементов игры как один из способов «уйти от здравого смысла». Результат игры – смелость, свобода, азарт, непосредственность.
Вид деятельности – театрализованные игры
7

7.
Метод физических действий – основа актерского тренинга. Принципы комплексности в проведении упражнений тренинга. Порядок упражнений, формула урока: освобождение мышц, внимание, представление, предлагаемые обстоятельства, чувство правды и веры, общение.
Вид деятельности – актерский тренинг
3

8.
Работа в творческом полукруге с целью подготовки рабочего самочувствия. Условия выполнения упражнений: организованность, тишина, сосредоточенность, коллективность, автоматизм, чувство гармонии, переключение внимания, новизна и провокации и т.д. Перегруппировка и пересадки. Упражнения в полукруге и создание творческой атмосферы.
Вид деятельности – актерский тренинг
3

9.
Основные направления творческого психотренинга: тренинг элементов органического действия (настройка на работу, творческий полукруг, смотреть и увидеть, слушать и услышать, память ощущений, мышечный контроллер); тренинг элементов сценического действия (наипростейшие физические действия, беспредметные действия, темпоритм, взаимодействие с партнером, действие в необычных обстоятельствах, характерность действия, чувство веры и правды); технологический тренинг. Другие виды тренинга: саморегуляция, самонаблюдение, настройка творческого аппарата, «туалет» актера.
Вид деятельности – актерский тренинг
4

10.
Учебный процесс в период подготовки постановки («школа на ходу»). Этюдные пробы, упражнения-игры и импровизации по освоению быта и манер эпохи. Погружение в поэтическую, образную стихию того или иного автора.
Вид деятельности - этюды
7

11.
Особенности распределения ролей. Зависимость распределения ролей от режиссерского замысла. Назначение на роль – это не только ключ к режиссерской концепции спектакля, но и как одно из средств развития и совершенствования творческого потенциала личности ребенка и подростка. Традиции, штампы и новаторство в распределении ролей. Пробы и другие формы предварительной проверки распределения ролей. Конкурсы. Заявки. Вторые составы.
Вид деятельности - этюды
7


Работа над ролью. Освоение и развитие навыка перевоплощения. Развитие навыка анализа исполнения (критерии оценки).
Вид деятельности – создание образа
7

12.
Организация репетиционного процесса. График репетиций. Атмосфера репетиций. Методы ведения репетиций. Основные параметры домашней работы ребенка над ролью. Организация черновых и генеральных прогонов. Премьера. Зрительские конференции.
Вид деятельности – актерская грамота
3

14.
Работа со зрителями. Участие слушателей курсов, в качестве зрителей, на спектаклях региональных театров.
дополнительно



Составитель: кандидат педагогических наук, специалист-практик социально-культурной деятельности Фокина Наталья Николаевна
15