Календарные планы по подготовке к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 класса c казахским языком обучения
Календарные планы по подготовке к олимпиаде по русскому языку
для учащихся 7 класса c казахским языком обучения
№
Разделы
Темы
34 ч
Примерные задания
1
Глагол
1. Общая характеристика глагола как части речи. Морфологические и синтактические признаки.
2. Способы образования глаголов.
3. Правописание безударных личных окончании тся и ться в глаголах.
1
1
1
1. Прочитайте текст, выделите в нем опорные слова и словосочетания. Определите функции опорных слов и словосочетании. Озаглавьте текст.
2. Перескажите текст, определите тип и стиль речи, обоснуйте свое мнение.
3. Образуйте от неопределенной формы глагола форму настоящего времени единственного и множественного числа.
4. Сделайте морфологический разбор глагола.
Второй раз на жайлау повез Ата, и мы по – новому увидели и поняли то, что нас окружало.
Ата, умевший лучше делать на свете, рассказывал и показывал, как надо седлать коней, ориентироваться в горах, совершать долгие конные походы, перегонять табуны, резать барана и быстро разделывать его, как определить, что животное заболело,
Мы многому научились, но нам иногда казалось, что мы почему то умели делать это и раньше. Наверное, это – голос крови.
2
Причастие
1. Причастие как особая форма глагола
2. Признаки глагола у причастия
3. Признаки прилагательного у причастия
4. Действительные и страдательные причастия
5. Причастный оборот
1
1
1
1
1
Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.
Образец морфологического разбора.
Хлюпающий – несов. вид, наст. вр., невозвратный, неперех., полн., м.р., ед.ч., и.п.
3
Деепричастие
1. Деепричастие как особая форма глагола
2. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
3. Образование деепричастий не совершенного вида.
4. Деепричастный оборот.
1
1
1
1
Тихи вырываются у груди, повторяясь, вытисняя друг друга, путаясь, изменяясь.
Морф.разбор.
Повторяясь – особая форма глагола – деепричастие.
1 вырываются (как?) повторяясь
Н.ф. – повторяться
2 морф.признаки;
Несов.вид, возвр.,неперех.,неизм.ф.
3 вырываются (как?) повторяясь
4
Наречие
1. Наречие как неизменяемая часть речи
2. Образование наречий
3. Разряды наречий по значению
4. Слова категории состояния
5. Степени сравнения наречий.
1
1
1
1
1
1. Найдите наречия и определите, от какой части речи они.
2. Определите морфологический разбор наречия.
И многие годы неслышно прошли.
1. Неслышно-наречие.
2. Морф.признаки – обозначает способ действия, неизмен.
3. Прошли (как?) неслышно.
5
Предлог
1. Предлог как служебная часть речи.
2. Непроизводные и производные предлоги.
3. Правописание предлогов.
1
1
1
1. выделите предлоги.
2. С какими падежами употребляются предлоги.
3. В чем отличие производных и непроизводных предлогов.
4. Сделайте морфологический разбор предлога.
С противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел мальчик лет десяти – одиннадцати
1. С – предлог
2. Морф.призн. – неизм.ч.р., произв., по структуре – прост.
3. не член предложения
6
Союз
1. Союз как служебная часть речи
Сочинительные и подчинительные союзы
2. Правописание союзов: также, тоже, чтобы, зато.
3. Употребление союзов в речи.
1
1
1
1. Укажите союзы.
2. В чем сходство и различие предлогов и союзов.
3. Определите разряды и значения союзов.
4. Сделайте морфологический разбор союза.
Вдоль окон блеснула молния, и тотчас в лесу что-то сухо треснуло, будто сломалась большая сосна.
И – союз.
1. ---, и ----.
2. морф.пр.: соч., соед., простой
3. не член предложения
Будто – союз
1. ----, и ----, будто ------.
2. морф.пр.: подч., сравн., простой
3. не член предложения
7
Частица
1. Частица как служебная часть речи.
Формообразующие частицы
2. Отрицательные частицы не и ни
3. Модальные частицы.
1
1
1
Что же ты молчишь, Дос? Рассказал бы, как живут мои сестры и братья там, в горах. Ведь ты же человек, Дос.
Сделайте морф.разбор частицы
1. Объясните правописание частиц.
2. Определите их разряды и значение.
Же – частица, так как:
1. Доп.значение усиление
2. Модальные значение, неизм.
3. Не член предложения
Бы – частица, так как:
1. Образует условное наклон.
2. Формообраз., неизм.
3. Не член предложения.
Ведь – частица, так как:
1. Доп. Знач.усиления
2. Мод.знач., неизм.
3. Не член предложения
8
Междометие
1. Междометие как часть речи
1
1. Ах, версинаж, ах,версинаж!
Какой портет, какой пейзаж.
2. Гляжу – под лавкой дремлет кот, и на него я брызнул склянкой – как фыркнул он! Я: брысь! .. И вот и он туда же за лоханкой.
Задание:
1. Найдите междометия и определите их значения.
2. Как оформляется междометие на письме.
3. Может ли междометие быть членом предложения?
9
Стили речи
1. Разговорный (обиходно-бытовой) стиль речи.
2. Публицистический стиль речи.
3. Официально – деловой стиль речи.
4. Научный стиль речи.
5. Художественный стиль речи.
1
1
1
1
1
1. Определите тип и стиль речи.
2. Укажите признаки данного стиля.
10
Типы речи
1. Понятие о типах речи
2. Описание как тип речи.
1
1
Напишите портретную характеристику (сочинение -описание)
15