Программа пришкольного профильного лагеря Мы разные, но мы вместе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюмеревская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской Республики
Работу выполнила:
Большова Надежда Васильевна,
учитель математики
МБОУ «Тюмеревская СОШ»
Тюмерево 2015
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей
______________Е. И. Романова
№6 от 06.04.2015
Утверждаю
Директор МБОУ «Тюмеревская СОШ»
________________А. А. Николаева
№51 от 15.06.2015
Паспорт программы
пришкольного профильного лагеря
«Мы разные, но мы вместе»
в МБОУ «Тюмеревская СОШ»
Автор программы: Большова Надежда Васильевна, учитель математики МБОУ «Тюмеревская СОШ» Янтиковского района
Место проведения: МБОУ «Тюмеревская СОШ» Янтиковский район
Возраст участников: 15 – 17 лет
Количество участников: 15
Срок реализации программы: с 1 по 21 июня 2015 года
Год разработки: 2015 год.
Пояснительная записка
Толерантность – это не равнодушие, а труд души!
Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и детей. Что волнует родителя во время каникул? Здоровье ребенка, его настроение и безопасность, а, кроме того, очень хочется, чтобы он научился чему-то важному и повзрослел, смог постоять за себя в жизни, достигать поставленной цели и преодолевать трудности. Что волнует ребенка? Чтобы не было скучно, чтобы появились верные друзья, чтобы не было похоже на школу…
В связи с этим становится очевидной необходимость правильно организованного летнего отдыха детей. Это и расширение для ребенка поля социального взаимодействия, изменение поля общения как со взрослыми, так и со сверстниками; реализация интересов, способностей, возможностей ребенка; получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга; оздоровление ребенка.
В связи с глобальными экономическими, экологическими проблемами общества актуальной является и проблема толерантности. На сегодняшний день не мирным остается положение на Украине. Несмотря ни на что Россия занимает толерантную позицию по отношению к ним. Исходя из этого, смена направлена на развитие толерантности у каждого ребенка.
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.
Может ли школа помочь ребенку быть толерантным? Да. Поэтому предлагаемая мною программа представляет собой укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность (терпимость). Однозначно, будет эффективнее добиться цели моей программы не в рамках учебного процесса, а с помощью проведения её во внеурочной деятельности в игровой, досуговой форме. Особо значимым сейчас является вопрос о целях воспитания, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Для эффективной реализации программы должны быть созданы условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их:
- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;
- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
- развития его творческих способностей;
- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы
Содействие укреплению психического и физического здоровья детей, воспитание морально-волевых качеств, формирование толерантности, навыков культуры поведения, доброго отношения к окружающим, укрепление интереса и склонности детей к занятиям спортом.
Задачи программы
Обучающие:
формирование социальных знаний, умений и навыков через организацию активной досуговой деятельности;
формирование ценности здорового образа жизни.
Развивающие:
развитие умений терпеливого отношения к чужому мнению, взглядам, убеждениям, поведениям;
развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребенка через организацию активной досуговой деятельности;
укрепление и восстановление психического и физического здоровья;
создание условий для выбора сферы социальной деятельности и подготовки к этой деятельности.
3. Воспитательные:
педагогическая коррекция социального поведения, активное вовлечение ребенка в межличностные отношения;
профилактика асоциального поведения, обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других);
обеспечение положительного психоэмоционального самочувствия личности;
формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности.
ценность программы
игровой сюжет смены создает атмосферу заинтересованности каждого ребенка, что позволяет легко и эффективно реализовать цель и решить задачи, поставленные автором программы;
психологические тренинги, дискуссии позволят сформировать необходимые знания, умения и навыки поведения в обществе;
все мероприятия носят обучающий характер, что позволяет в условиях каникулярного времени продолжить воспитательный процесс детей.
В программу включены:
беседы-инструктажи о правилах поведения детей в условиях лагеря, ППБ, ПДД;
тематические развивающие спортивные игры: «Зеленая пятка», «Прикольная Олимпиада», посещения бассейна, экскурсия на реку Ута, поездка в музей Шоршелы и др.;
психологические тренинги, направленные на привитие навыков толерантности; упражнения, выявляющие лидеров, тест на исследование самооценки, игры на сплочение, флэш-моб;
развлекательно-познавательные игры и творческие конкурсы: «Мисс отряда», конкурс-дефиле, презентация отряда и др.;
сюжетно-ролевые игры: «День Святого Валентина», «День наоборот», «День Нептуна», «Ярмарка», «Новый год» и др.
Миссия лагеря: создать условия для формирования у подростков толерантности, системного мировоззрения, компетентности, образованности, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.
Правила жизни лагеря:
Будь терпеливым, открытым, любознательным.
Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.
Полагайся на дружбу.
Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.
Уважай старших. Будь благодарным.
Работай над своими привычками. Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер.
Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.
Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.
Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.
Воспитывай самостоятельность.
Цени время. Время — это жизнь. Делай всё вовремя.
Законы в лагере:
Закон толерантности – все люди равны!
Закон зелени – сохраним нашу планету зеленой!
Закон правой руки – взрослый поднимает правую руку, все замолкают.
Закон 00 – время дорого у нас: берегите каждый час.
Закон жизни – долой скуку!
Закон выносливости – будь вынослив!
Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
Закон территории – без разрешения не покидай территорию лагеря.
Закон творчества – твори всегда, твори везде, твори на радость людям!
Содержание деятельности программы
Программа реализуется по следующим направлениям:
Основные направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Воспитательная (развивающая) Тренинговые упражнения, направленные на укоренение толерантности Привитие у воспитанников чувства толерантности
Учебно-исследовательская
(познавательная) Экологические часы: лекции, беседы, конкурсы, тренинги, практические учебные занятия, работа с научной и учебной литературой, экскурсии
Интеллектуально-познавательные игры. Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.
Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.
Развитие и расширение кругозора учащихся.
Общественно-полезная и трудовая Трудовой десант на прилегающей к школе территории (пришкольный участок); на берегу реки Ута. Самообслуживание – дежурство по столовой и поддержание чистоты в помещениях Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
Спортивно-оздоровительная
Медицинский осмотр в начале и конце смены (рост, вес)
Витаминизированное питание
Утренняя зарядка
Подвижные игры
Экскурсии
Поход Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Улучшение физического состояния учащихся.
Укрепление физического здоровья детей.
Природоохранная
(художественно-эстетическая)
Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, стихов и т. д. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление композиций из природного материала.
Выставки работ учащихся.
Сотрудничество с местной газетой.
Ожидаемые результаты
Высокий уровень толерантности у детей, развитие у них уважения к окружающим людям, не зависимо от их роста, цвета волос, национальности.
Повышение активности участников смены в различных видах деятельности, в работе детских органов самоуправления.
Улучшение состояния здоровья детей и подростков по сравнительным медицинским, психологическим показаниям, самооценке.
Высокий уровень качества результата деятельности педагогов, взаимодействия с подростками на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях.
Определение эффективности педагогических средств (способов, приемов, методов, форм) повышения уровня здоровья ребенка в условиях летнего отдыха.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Чернова Наталья Николаевна - начальник лагеря. Задача начальника лагеря: общее руководство летней оздоровительной профильной смены. Выполняет контролирующую функцию.
Большова Надежда Васильевна – воспитатель. Задача воспитателя: образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива, развитие навыков толерантности, организация трудовой и досуговой деятельности.
Чумышева Валентина Николаевна – воспитатель. Задача воспитателя: образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива, развитие навыков толерантности, организация трудовой и досуговой деятельности.
Емельянов Борис Алексеевич – спортивный руководитель. Его задача: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
Козлова Инна Герасимовна – медицинский работник. Её задача: оказание медицинской помощи, профилактика вредных привычек.
Все педагоги имеют опыт работы в пришкольном профильном лагере с момента его организации. Также к работе в лагере привлекаются библиотекарь, повар и техслужащий.
Методическое обеспечение
Для полной реализации программы педагоги ведут подготовительную работу по организации летнего отдыха детей в лагере. Готовится обеспечение учебно-воспитательного процесса:
- разрабатываются теоретические и практические занятия;
- подбираются воспитательные мероприятия на тему толерантности.
Материально-техническая база
Лагерь «Мы разные, но мы вместе» работает на базе МБОУ «Тюмеревская СОШ», где созданы все необходимые условия для функционирования лагеря. Для общего сбора детей в их распоряжение представлен кабинет. Выделены также кабинет информатики, тренажерный зал, актовый зал. Центром теоретической подготовки станет библиотека. Спортивные мероприятия планируется проводить на спортивной площадке; в плохую погоду будет задействован спортивный зал. Для занятий спортом есть необходимое оборудование и снаряжение. Рядом с учебным заведением находится пришкольный участок. Для фиксирования проводимой работы в наличии имеется цифровой фотоаппарат. Питание детей будет осуществляться в школьной столовой.
Механизм реализации программы.
1. Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2-3 месяца до открытия пришкольного профильного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону
- издание приказа по школе о проведении летнего лагеря
- разработка программы деятельности пришкольного профильного оздоровительного лагеря «Мы разные, но мы вместе»
- подготовка методического материала для работников лагеря
- отбор кадров для работы в пришкольном профильном оздоровительном лагере
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей
- запуск программы «Мы разные, но мы вместе»
- формирование органов самоуправления
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря
3. Основной этап смен:
- реализация толерантности и терпимого отношения у детей в течении всей смены
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены
- выработка перспектив деятельности организации
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного профильного оздоровительного лагеря в будущем
Девиз смены:
«Толерантным людям не страшны горы трудностей и моря сомнений.
Вместе мы всё преодолеем».
Сюжет: Каждый день смены содержит в себе творческо-развлекательную, воспитательную программу мероприятий, направленных на развитие сплочения и формирования коллективного и толерантного взаимодействия между детьми.
Каждый день смены будет начинатся с тренингового упражнения, направленного на привитие навыков доброжелательного и уважительного отношения, толерантности. Главная мысль этого упражнения и будет являться девизом для всех детей и их окружающих взрослых людей на целый день.
План мероприятий
День Мероприятия Цель
1 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ВСЕ ДРУЗЬЯ»
Открытие смены «Мы разные, но мы вместе»
Ролевая игра «Мы все такие разные» Обустройство, знакомство, адаптация
2 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ТО МЫ СЧАСТЛИВЫ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Комплименты»
2) Трудовой десант. Копка и формирование грядок
3) Игра «Самый лучший наш отряд» Оформление отрядного уголка, распределение ролей в отряде
3 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ЗДОРОВЫ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
2) Трудовой десант. Посадка капустной рассады
3) Посещение в ФСК «Аль» в бассейн Выявление активных и творческих ребят, раскрытие их потенциала, пропаганда здорового образа жизни, профилакт. правонарушений
4 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ УМНЕЕ»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Правда или ложь»
2) Трудовой десант. Прополка многолетних трав
3) Интеллектуальная игра «КВН»
4) Компьютерные игры Раскрытие интеллектуальных способностей детей, развитие навыков эффективной работы в команде, выявление лидеров и сплочения команды
5 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ЕДИНЫ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «На какого сказочного героя я похож?»
2) Трудовой десант. Перекопка земли под посадки
3) Спортивно-развлекательная игра «Прикольная олимпиада» Активизация интереса детей к смене, через различные спортивные состязания по станциям. Повышение интереса к смене лагеря
6 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ТО МЫ – ВМЕСТЕ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Доставь радость»
2) Трудовой десант. Высадки рассады цветов
3) Развлекательное мероприятие «Детский и вожатский концерт» Повышение физической активности ребят смены, сплочение отрядов
7 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – ДРУЗЬЯ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Круг доверия»
2) Трудовой десант. Посадка рассады томатов
3) Творческая акция «Флэшмоб» Развлекательная деятельность детей, организация досуга, формирование командного духа и навыков взаимопомощи.
8 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ МОЖЕМ ВСЁ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Пантомимо толерантности»
2) Трудовой десант. Полив огорода
3) Творческий конкурс Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены
9 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ НАХОДЧИВЫ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Лукошко»
2) Трудовой десант. Работы по благоустройству территории»
3) Спортивно-развлекательная игра «Зеленая пятка»
Выявление креативных способностей детей. Повышение командного духа, развитие навыков взаимопомощи
10 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ МУЗЫКАЛЬНЫ!»
1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Собираемся в поход»
2) Трудовой десант. Полив огорода.
3) Встреча со специалистами МБОУ «Центр диагностики и консультирования»
Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.
11 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,
МЫ ТАНЦУЕМ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Я дарю тебе»
2) Трудовой десант. Прополка
3) Танцевальный конкурс «Танцы»
Повышение физической активности ребят смены, через различные спортивные состязания
12 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – ВЕСЬ МИР!
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Телеграмма»
2) Трудовой десант.
3) Творческий конкурс «День народов мира»
Развитие креативного потенциала детей. Повышение командного духа, развитие навыков взаимопомощи
13 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ СПОСОБНЫ ОТЫСКАТЬ ЛЮБОЕ ЗОЛОТО!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Пословицы»
2) Трудовой десант. Сортировка книг, уборка на книжном складе
3) Спортивно-развлекательная игра «Форд БОЯРД»
Повышение творческой активности ребят смены, спортивно-интеллектуальное воспитание и сплочение отрядов
14 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – СТИЛЯГИ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Растопи круг»
2) Трудовой десант. Посев злаковых культур
3) Творческий конкурс «Дефиле»
4) Дискотека «Новый год»: все танцуют в белом
Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.
15 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ИДЕМ НА САФАРИ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Печатная машинка»
2) Экологический десант.
3) Спортивно-развлекательная игра «Сафари»
Развитие командного духа отрядов.
16 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, СОБЕРЕМ ВСЕХ ЁРИКОВ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Дискуссия»
2) Трудовой десант в школьных кабинетах.
3) Экономическая игра «Ярмарка»
4) Развлекательное мероприятие «Аукцион»
Активизация деловых и командных навыков детей через экономическую игру
17 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ВСЕМ ПРИКОЛЬНО!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Позитивные итоги»
2) Трудовой десант. Помощь ветеранам тыла, ветеранам педагогического труда.
3) День приколов:
- «Прикольная зарядка»
- «Прикольная олимпиада»
- «Прикольный футбол»
Активизация и формирование творческих способностей, креативного мышления и формирование командного духа.
18 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,
НАШ УСПЕХ – НЕ ЗА ГОРАМИ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Самый особенный»
2) Трудовой десант.
3) Посещение в ФСК «Аль» в бассейн
Развитие активного, творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.
19 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,
ВЕСЕЛО ДАЖЕ В ШКОЛЕ!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Надо договориться»
2) Экологический десант
3) Поход Развитие творческого и интеллектуального потенциала детей.
20 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ПУТЕШЕСТВИЯ В РАДОСТЬ»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Волшебная лавка»
2) Поездка в музей Шоршелы Развитие творческого и интеллектуального потенциала детей.
21 «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, УЕЗЖАТЬ НЕОХОТА!»
1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Культурный словарь»
2) Трудовой десант. Прополка
3) Закрытие смены «Когда мы вместе»
- торжественная линейка, подведение итогов смены
- вручение грамот
- просмотр фильма «Это всё про нас»
4) Игра «Обнимашки»
Прощание детей друг с другом, вожатыми и лагерем.
Режим дня лагеря
08:15 - 08:30 Встреча детей
08:30 - 09:00 Музыкальная зарядка. Тренинговые упражнения
09:00 - 09:30 Завтрак
09:30 - 12:00 Отрядные дела, мероприятия, занятия в секциях, трудовой десант
12:00 - 13:00 Обед
13:00 - 14:15 Мероприятия: игры, викторины, экскурсии, выезды и др.
14:15 - 14:30 Линейка
14:30 Уход детей домой
Литература
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-ва, 2005. – 120с.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
Методический сборник по итогам трудового сезона. Составитель Е.В. Наумова – Чебоксары: 2004
school1-rad.edusite.rublogdetdom.ucoz.ruНаучно – методический журнал «Классный руководитель» №4, 2008
«Сверстники обучают сверстников». Руководство по проведению практических семинаров и тренингов. - Москва