Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему Пустыни
Урок окружающего мира в 4 –Б классе ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Кротовка.
Учитель: Соловьёва Т.А.
Тема урока: Пустыни.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы
Оборудование: мультимедийная презентация «Пустыня», проектор, экран, ноутбук, учебник «Окружающий мир.4 класс» Плешаков А.А.; тесты «Окружающий мир.4 класс»Плешаков А.А., рисунки и сообщения учащихся.
Ход урока:
I. Орг.момент.
-Снова пришел долгожданный миг - нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир, таинственный мир природы.
-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
(слайд 1) «Природные зоны России»
О какой зоне пойдет речь, вы узнаете разгадав этот ребус ( слайд 2) (()
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (ка)пуст(а) (д)ыня
II. Работа по теме урока.
Загадка: (слайд 3) (()
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
-Вот так выглядит пустыня (слайд 4) и так она звучит («поющие пески») Пустыня-это песок, много песка, и глубокое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.
-Что же нужно ещё рассказать об этой природной зоне?
(слайд 5):расположение, климат, растения, животные, люди, экология.
- Итак, её расположение?(слайд 6)
В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги.
-Обратимся к карте (слайд 7).
-Покажите на карте расположение пустыни.
***Работа с тестом (с.37,№97; ответ Д) - расположение зоны пустынь
(Слайд 8) Можно еще добавить, что пустыни бывают..( песчаные и глинистые). Песочные валы- барханы - постоянно передвигаются. Растрескавшийся глинистый участок пустыни – такыр.
Далее, что можете рассказать о климате.(слайд 9)
-Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 а в тени выше 40. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
-Чего хочется человеку, когда ему очень жарко?
-К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая : температура опускается до-12%, и длится зима 2-3 месяца.
***Работа с тестом (с.38,№99; ответ В) - климат
-Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
(Далее ведется групповая работа)- учащиеся подготовили сообщения о жизни растений, животных, экологических проблемах
Рассказ ботаников: ( растительный мир пустыни)
(слайд 10) верблюжья колючка, колосняк
(слайд 11) джузгун, саксаул
***Работа с тестом (с.37,№98; ответ А) - растения
-А сейчас предоставим слово нашим зоологам
(слайд 12 «Животный мир пустыни»)
Рассказ зоологов:
(слайд 13):тушканчик, песчанка
(слайд 14): лисичка-корсак, ушастый ёж
(слайд 15): сайгак, верблюд
(слайд 16): песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка
-Давайте подведём итог, что общего у животных пустыни, в чём их особенность.
(слайд 17): особенности животных пустыни
Ш. Физминутка
IV. Продолжение работы над новой темой
-Продолжим нашу работу. Далее вспомним, какие насекомые обитают в пустыне. (Сообщение о жуке скарабее)- слайд 18
***Работа с тестом (с.38,№100; ответ Д) – узнай животное по описанию
(тушканчик)
- Далее заслушаем экологов. Пустыни и человек.
Рассказ экологов:
(слайд 19):освоение пустынь
(слайд 20):экологические проблемы пустыни (неумеренное орошение; подвижные пески; выпас скота; браконьерство)
***Работа с тестом (с.38,№101; ответ Б,Г) – разведение животных
***Работа с тестом (с.39,№102; ответ В) – заповедник «Чёрные земли»
V. Работа с тестами. ***Работа с тестами (включена в этапы урока)
VI. Закрепление изученного материала
Игра «Узнай меня» (слайд 21)
1.Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком? (Верблюд)
2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)
3. Пища «корабля пустыни». (Верблюжья колючка.)
4. Я ростом невелик, мои листья- зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)
5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
6.Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул)
-Наш урок заканчивается. Всем спасибо за работу!
VII. Подведение итогов работы.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
Стр. 39-41(в р/тетр.); с.131, задание №2 (макет пустыни)
13PAGE 15
13PAGE 14215