Семинар по фильму Декалог (реж.Кшиштоф Кесьлёвский) на тему: Не сотвори себе кумира.
СЕМИНАР 2.
магистрант 1 курс
гр. РВм 116
Щербакова Юлия.
Подготовить ответы на вопросы:
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) (ивр. עשרת הדברות, «асерет-ха-диброт» — букв. десять речений; др. - греч.δέκα λόγοι, «декалог» — букв. десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25).
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). В другом месте (Исх. 34:14-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего, при этом не комментируются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
Обстановка, в которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх. 19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх. 24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор. 9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Втор. 10:1-5).
1. Почему фильм называется «Не сотвори себе кумира»?
1-ая ЗАПОВЕДЬ. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
Кесьлевский с уникальным мастерством изображает порок идолопоклонства. Не на примере языческих племен – а рассказывая историю обычной семьи. Этот фильм, как и другие фильмы цикла: Декалог 2, 5, 7 и 8 – разными путями касается проблемы утраты ребенка; проблем родителей и детей – о них также в Декалоге 4 и 7.
То, что цикл фильмов открывает именно этот эпизод, конечно, не случайно. Конфликт между рациональным и духовным прослеживается и в остальных эпизодах "Декалога". «Слишком доверившись рациональному наши современники чего-то лишились,» - говорил Кесьлевский. Но первый фильм – удар, шок, он будоражит, пробуждает восприятие, настраивая на просмотр остальных картин цикла. Трагизм истории подчеркивается повседневностью, обыденностью, на фоне которой происходит несчастье. Я не согласна с обозревателями, пишущими, что фильм, будто бы по задумке режиссера, сух и безэмоционален. Напротив! С самых первых кадров задан тон, как дрожащая, вибрирующая струна – и тревога всё возрастает по мере того, как узнаёшь прекрасного мальчика и понимаешь угрозу, неясно маячащую...Кесьлёвский не противопоставляет веру Ирены и рациональность Кшиштофа. Вообще, фильм оставляет многие вопросы открытыми. Так, по всему судя, Кшиштоф – атеист. Но его отчаянный жест в костеле - жест человека, вера которого обманута.
10 серий фильма перекликаются с библейскими заповедями, но «Декалог» не является простой иллюстрацией текста Библии. Герои Кесьлевского пытаются найти компромисс между добром и злом, который помог бы им справиться с жизненными проблемами.
2. Что в фильме выступает в образе «кумира»?
Компьютер.
Профессор университета доверяет непогрешимости компьютера и обучает своего сына работать на нем.
Стремясь испытать новую пару коньков, профессор с сыном консультируются с компьютером, чтобы вычислить безопасность толщины льда на соседнем водоеме. Неожиданное таяние приводит к непредвиденным и трагическим последствиям.
3. В чем смысл жизни? (С позиции Павла, отца и тети)
ПАВЕЛ – жажда познания жизни.
ОТЕЦ - Проектор – всё тот же предмет современных технологий, которыми так увлечён Отец. Свою лекцию о слове он сводит к индивидууму в лице компьютера. Магия цифр (компьютерные формулы, физические упражнения, толщина льда) магия слов, рассматриваемая отцом на лекции, является для него тайной и смыслом жизни.
ИРЕНА - смысл жизни – Вера.4. Почему рациональность не исключает власти Бога?
Одна из важнейших проблем теологии — определение границ и пределов познания Бога. С древнейших времён существует понимание, относящее представления о Боге к высшему разуму, не обязательно управляющему всеми мировыми процессами. В этом ряду стоят древнекитайское понятие о Дао, древнегреческое о HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D1%81" \o "Нус" Нусе.
В истории философии неоднократно предпринимались попытки доказать бытие Бога. В современных религиях, господствующей является точка зрения, что существование Бога является предметом веры, религиозно-мистического и философского познания.
Определение Бога, данное Спинозой, положило начало рациональной религии Нового времени, исходящей из того, что Бог полностью познаваем разумом. Спиноза писал: «под Богом я разумею, существо абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Бог Спинозы полностью лишён «аффектов», то есть эмоций. С точки зрения Спинозы, чем рациональнее, тем ближе к Богу.
Рационалистический агностицизм Канта принимает только знание, полученное с помощью человеческой рациональности.5. Что остается после смерти?
За завтраком Павел начинает задавать отцу, читающему газету, вопросы – о некрологах, которые там печатают; о смерти; о душе. Отец рационально предлагает поискать значение слова «смерть» в энциклопедии. «...Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, работы сердца, центральной нервной системы...» - читает Павел. «Ничего там нет», - резюмирует он: энциклопедия не отвечает на беспокоящий его вопрос о душе... Кшиштоф начинает объяснять: для него вера – способ людей облегчить себе жизнь.
НИЧЕГО…ТОЛЬКО ПАМЯТЬ.6. Бог, указывающий или Бог наказывающий? (знаки и символы)
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх.20:4-6). Бог наказывает за проявленную к Нему ненависть только до третьего и четвёртого поколения, но при этом благословляет тех, кто любит Его аж до тысячи родов. Несопоставимые цифры, однако.
Несмотря на то, что сама заповедь несёт в себе глубочайший смысл, я всё же не буду останавливаться на этом, потому что ваш вопрос ведёт нас в несколько иную сторону. Дело в том, что тот отрывок, в котором находятся вызвавшие ваше недоумение слова Вседержителя, относится так же к описанию одной из самых удивительных ситуаций прошедших времён, когда Бог откликнулся на просьбу Моисея показать Моисею Его славу:
«И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою...» (Исх.33:19)
Первоисточник слов Бога. Они относятся к имени Иеговы, которое Он провозгласил для Моисея:«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:5-7)
Всё слышанное и виденное так потрясло Моисея, что он пал на землю и из самого своего сердца обратился к Богу: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:9).
Вот в этих словах Моисея открывается для нас суть того, Кто есть Бог для человека и как мы должны относиться к имени Бога, которое Он провозглашает для нас. Если вы сможете правильно понять то, что говорит к вам Бог в Исх.34:5-7, вы как Моисей обязательно воскликните:
Владыка!Прошу Тебя – пойди посреди моей семьи!Мы жестоковыйны, но прошу – прости наши беззакония!Сделай нас наследием Твоим!
Не странно ли? Бог «пугает» Моисея тем, что будет наказывать вину отцов в детях до третьего и четвёртого рода, а Моисей Ему в ответ: «пойти посреди нас!», «сделай нас Твоими наследниками!» Не думаю, чтобы умный и внимательный ко всему Моисей мог недослышать окончание имени Иеговы. Но почему же тогда он не испугался, но наоборот всеми силами потянулся к Богу? Потому что он услышал прекрасную истину о характере Бога!
Какой Он Бог?человеколюбивый (любит всякого человека)милосердый (благой и щедрый)долготерпеливый (Его трудно заставить разгневаться) многомилостивый (верный в Своём отношении к человеку)истинный (надёжный, постоянный, неизменный)сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грехИ всё это уравновешено тем, что Бог силён наказывать и будет наказывать: «не оставляющий без наказания». Вопрос только – зачем и кого наказывает Бог? Наилучший ответ содержится в Евр.12.«Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».Выводы:1) Бог наказывает только тех, кого реально считает Своими детьми;2) Бог наказывает Своих детей для того, чтобы через наказание спасти их и их детей, для Вечной Жизни.
Именно это понял Моисей, в чьём сердце постоянно жила забота о народе. Моисей понял, что только Такой Бог способен провести народ к процветанию, потому что Этот Бог будет не просто «добреньким» и «всёпозволяющим», но будет настоящим мудрым, сильным Отцом, Который позаботится о спасении каждого человека. А наказание от Самого Мудрого изо всех отцов, - это всегда благо.
Обратитесь к Богу с искренней просьбой открыть вам путь, идя по которому вы избавитесь от своих грехов и научите своих детей не грешить пред лицем Небесного Отца. Через это наказание вы получите шанс понять главное в имени Бога: «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех»
Благодаря наказанию, которое накладывает Бог на отца, нам сможете, если поверите Богу, однажды удивлённо обнаружить, что Апостол Павел был бесконечно прав:«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11).
Мы никак не можем исправить грехи отцов наших. Искупить их может только Христос, поэтому вопрос об искуплении стоит только между нами нашими отцами и Христом. Но мы можем воззвать к имени Вседержителя и как Моисей сказать: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; я и семья моя жестоковыйны, но взывая к имени Твоему, где ты говоришь, что Ты человеколюбивый и любящий прощать, я прошу Тебя: прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим». На такую просьбу измученного сердца Бог ответит незамедлительно.
7. Какова эволюция взглядов главных героев?
ОТЕЦ – сначала уверенность до крайней степени превосходства, потом бессилие, в первую очередь как человека.
ИРЕНА – Любовь и жалость к Отцу и Павлу на протяжении всего фильма. Интерес к компьютеру, затем полное разочарование в нем.
ПАВЕЛ – жажда познания, поиск ответов которые только наполовину открываются при жизни – с помощью компьютера и полностью объясняются после смерти.8. Наличие ответа - это счастье?
Дать ответ затрудняюсь.
Счастье для каждого свое!
Отец в фильме пытается приучить Павла к своему «счастью» - счастье в уверенности своей позиции ученого.
Ирена показывает счастье через Бога посредствам любви.
Павел гордится Отцом и во всем ему подражает, Тетю свою он любит, за счет любви этой проникается ее миром. Он находится между двух противоположных точек зрения, выбор ему только предстоял, к сожалению сделать его (выбор) Павлу при жизни уже не удастся…
9.Объясните слова: "Бог - это просто, если есть вера".
Вера сама по себе является способностью знать о существовании Бога без зрительного контакта с ним. Вера, есть основа любой религии. Вера есть любовь, а Бог и есть любовь.
ВЕРА-ЛЮБОВЬ-БОГ (по направлению с лева на права).
Понимание Бога становится открыто для обретших Веру, т.к. Все гениальное просто сказал Эйнштейн. Гениальное – Бог, чтобы приблизиться к гениальности Бога достаточно просто уВеровать в него.10. Человек, сидящий у костра, - кто он?
Предчувствие катастрофы присутствует с самых первых кадров – сидящий у костра человек смахивает слезу - то ли жалеет кого-то, то ли огонь ест глаза...
Он предвестник и невольный созерцатель будущей катастрофы.
Фигура мистическая. Как будто непритязательный наблюдатель, ловец душ, который исчезает, оставив после себя лишь горящий костёр, который не гаснет никогда. Мужчина у озера, словно вершина пирамиды, в основе которого треугольник взаимоотношений Отца, Сына и Сестры. Его роль настолько неоднозначна и даже пугающая, что с этим вспоминаются слова Кесьлёвского: «Если говорить о Боге, то должен признаться, что предпочитаю скорее Бога ветхозаветного – требовательного, жестокого, мстительного, не прощающего, требующего безусловного подчинения своим законам».
А вообще-то мне показалось, что он рыбак, как Андрей Первозванный (тоже был рыбаком), сидит этот человек и не выходит на лед, и предупреждает (рыбаки на тонкий лед вряд ли пойдут), о том, что будет…
11. Что такое душа?
Душа́ (от HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнерусский язык" др.-рус. дѹша) (греч. ψυχή, лат. anima) — сложное понятие из области философии и религии.
Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа:
В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека.
В устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Внутренний, психический мир человека.
Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.
Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8" \o "Досократики" досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет Аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души».
После античного периода к исследованию души вновь обращаются Лейбниц, Шопенгауэр, Кант
и Гегель.
Что же касается духов, или разумных душ, то хотя я нахожу, что, в сущности,... со всеми живыми существами и животными происходит одно и то же (именно что животное и душа получают начало только вместе с миром и не кончаются наравне с миром), но все-таки в разумных душах есть та особенность, что их маленькие семенные животные, пока они не представляют собой ничего, кроме этого, обладают только обычными, или ощущающими, душами; но, как только те, которые, так сказать, избраны, путем действительного зачатия достигают степени человеческой природы, их ощущающие души возвышаются до степени разума и до преимуществ духов.
— Лейбниц, Готфрид Вильгельм; Монадология.В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86" \o "Брентано, Франц" Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C" \o "Марсель, Габриэль" Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли (т. н. троичность души), составной неотъемлемой частью которой у человека является бессмертный дух. После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и её дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.
Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima), другие же — Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.
Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве, выступал HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82,_%D0%98%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB" \o "Кант, Иммануил" Иммануил Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.
Григорий Нисский уподоблял душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнён, способен узреть божественную красоту.
В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения. Под спасением души подразумевается спасение человека от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Спасение достигается посредством веры в смерть и телесное воскресение Иисуса Христа и покаянием перед Богом. Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых людей воссоединятся с телами и в этих телах получат вечную жизнь.12. Как трактуется Бог у главных героев?
ИРЕНА – Бог – это любовь (по средствам близости объятий объяснила – это 10-летниму Павлу).