Разработка урока окружающего мира. Тема Полезные ископаемые (3 класс)
Урок по курсу "Окружающий мир"
Тема: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.
3-й класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
Ход урока
Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку "5".
Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь на печатной основе с. _________
III. Сообщение темы и целей урока. - Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» Слайд 1
Цели урока сформулируем по опорным словам. Слайд 2
IV. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые. Слайд 3
Рассматривая свойства, места и способ добычи, а также использование полезных ископаемых, вы будете заполнять таблицу. Слайд 4
Полезные ископаемые.
Название
Свойства
Места добычи
Способ добычи
Использование
железная руда
нефть
гранит
каменный уголь
известняк
глина
Железная руда. Слайд 5-9
1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.
2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.
3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
Слайд 10-12
Нефть ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
· вспыхивать, воспламеняться) горючая маслянистая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; одно из важнейших для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
* Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось «черного золота»- нефти?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам дизельное топливо, кораблям мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Физминутка.
Гранит Слайд 13-15
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Находятся в толще земной коры. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Каменный уголь Слайд 16 -17
Это осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
* Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для извлечения угля с больших глубин используются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] угля с образованием жидкого топлива. Уголь используется также к качестве поделочного камня.
Известняк Слайд 18-20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Разлагаясь способствует образованию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Глина Слайд 21-24
Глина это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой глины. Производство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] широко используются в медицине.
V. Материал для закрепления.
Проверь себя. Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26 № 2,3,5.
VI. Итог урока
- Без чего не возможна хозяйственная деятельность человека?
- Достигли ли вы поставленных целей на уроке? Слайд 25
- Какой продукт учебной деятельности получили в результате работы на уроке?( таблица)
VII. Рефлексия Слайд 26-27
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
VIII. Домашнее задание: стр. 48-52 читать
Полезные ископаемые.
Название
Свойства
Места добычи
Способ добычи
Использование
железная руда
нефть
гранит
каменный уголь
известняк
глина
Заголовок 415