Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебные узелки (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №1 с. Мугур-АксыСогласованоЗаместитель директора по УВР_____________ Ондар Ч.К.
от «____» __________2015г. УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ №1__________ Конзай О.К.
Приказ №____от «____» __________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Волшебные узелки
5 класс
3 года
(срок реализации программы)
Составитель:Ондар Чечек Кадр-ооловна
Мугур-Аксы – 2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего, начального общего и среднего образования (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования», Приказом МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования",
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с. Мугур-Аксы.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днём и жизнью наших предков.
Духовное возрождение невозможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передаётся от поколения к поколению, как великое достояние нации.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Работа в кружке является органической частью всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно- воспитательным задачам.
В последние годы можно наблюдать следующую особенность -чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Вязание крючком – прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.
Творческая личность - это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения
технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Приобщение школьников к художественному вязанию по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Предметные:
овладение основами техники вязания крючком;
углубление и расширение знаний об истории и развитии вязания крючком;
формирование знаний и умений по оформлению выполненной работы, по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Метапредметные:
развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, фантазии, наблюдательности;
формирование эстетического вкуса и художественного вкуса;
развитие моторных навыков.
Личностные:
привитие интереса к истокам народного творчества;
воспитание эстетического отношения к действительности;
формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца;
воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Программа « Волшебные узелки» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер. Она направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком, разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России.
Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Вязание крючком развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделий.
Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Программа предназначена для обучения детей 11-12 лет и рассчитана на 1 учебный год (34 учебных часа). Занятия в кружке целесообразно проводить один раз в неделю по одному академическому часу.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
опора на личностно - ориентированный подход в образовании;
исторический аспект, учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а так же особенностей местной региональной культуры, связь с современностью.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
учебная деятельность и личностное общение в школьном возрасте: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
потребности, интересы учащихся;
уровень развития первичного коллектива;
уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно предоставляет
ребенку уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Программа курса по художественному вязанию включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы.
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Одним из способов развития творческой активности учащихся являются творческие задания с элементами исследований. При решении этих задач учащемуся предоставляется возможность проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.
Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полученные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах.
Форма организаций учебных занятий:
групповые,
индивидуальные.
Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Методы организации процесса обучения
На занятиях обычно используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их.
Рассказом руководитель начинает новую тему (об истории, особенностях и применении). Рассказом сопровождается демонстрация связанных изделий, презентаций по текущей теме.
В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе. В беседе преподаватель дает возможность ученикам высказать свое мнение. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать руководитель выясняет степень знаний кружковцев, их подготовленности к работе, а также степень усвоения материала.
Основное место отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практической работы, сам процесс практического выполнения изделия.
В процессе выполнения практических работ учитель проводит инструктаж (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный.), который включает как словесные, так и практические методы обучения.
Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения петель, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с крючком, ножницами, иголкой.
Занятия по вязанию требуют большой индивидуальной работы с кружковцами. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вязания.
Руководитель проводит индивидуальный инструктаж с каждым кружковцем, такой инструктаж необходим на занятиях.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника
Методы, которые используются в кружковой работе, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста большой эффект в обучении дает:
внедрение проблемных задач;следует предлагать детям сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы;
большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься;
Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью.
Особую роль в приобщении школьников к русской культуре занимает проектная деятельность учащихся.
При организации творческой и проектной деятельности учащихся акцентируется внимание на назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Межпредметные связи
Содержание данной программы, позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (литература, история, краеведение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.)
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум.
Принципы построения программы:
разноуровневость;
постепенность;
дифференциация;
системность;
открытость;
доступность;
важность (социальная и личностная);
отбираемая информация должна обеспечить достижение определенного уровня образованности.
Форма контроля
Подведение итогов работы является необходимым элементом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Характеристика исходного уровня знаний и умений учащихся,
занятых в кружке «Волшебные узелки»
Высокий уровень:
знаком с историческими сведениями из истории развития вязания крючком;
знает условные обозначения петель, может легко пользоваться схемами, зарисовывать узоры.
знает приемы и способы вязания крючком, выполняет работу самостоятельно;
технически верно выполняет все приемы вязания;
работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
обладает высокой скоростью выполнения работы.
Средний уровень:
имеет представление об исторических сведениях из истории развития вязания крючком;
имеет представление об условных обозначениях петель, может пользоваться схемами;
имеет представление о способах и приемах вязания крючком, выполняет работу с помощью педагога или товарищей;
технически не все приемы вязания выполняет верно;
работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
обладает невысокой скоростью выполнения работы.
Низкий уровень:
не знает об исторических сведениях из истории развития вязания крючком;
плохо знает условные обозначения петель и других приемов вязании;
работы выполнены на недостаточном уровне;
не может выполнить работу, почти не имеет представление о приемах вязания крючком.
Ожидаемые результаты
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки чащегося.
В результате обучения ученик должен:
знать/понимать
общие сведения по истории вязания;
правила техники безопасности при работе с крючком и работе с режущими и колющими инструментами;
основы материаловедения, классификацию и свойства волокон;
основные способы вывязывания петель;
условные обозначения, понятие «раппорт»;
с основами цветоведения и материаловедения.
уметь
давать характеристику материалам, выполнять влажно-тепловую обработку;
чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;
составлять орнамент (ритмический ряд), подбирать нитки по цвету;
определять размер и место узора в изделии;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
пользоваться описаниями и схемами из журналов;
организовать и содержать в порядке свое рабочее место.
личностные качества:
усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;
умение работать в коллективе;
взаимопомощимУчебно-тематическое планирование
No п/пНаименование разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. История вязания.
Образцы пряжи, крючков, изделий 1 1 -
2. Основные элементы техники вязания крючком. 4 1 3
3. Основные приемы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель. Столбик без накида. Полустолбик. 6 1 5
4. Ажурное вязание. Его применения. Столбик с 1,2-мя накидами. 4 1 3
5. Чтение схем ажурного вязания. 2 1 1
6. Техника кругового вязания. 1 1
7. Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий ажурным вязанием”. Возможные варианты: салфетка (по кругу, из мотивов), прихватка, воротничок
7 - 7
8. Игольница черепаха. 1 1 -
9. Игольница солнышко. 1 - 1
10. Игрушка поросенок, мышка. 1 - 1
11. Мини-проект “Выполнение сувенирных мягких игрушек ”. Возможные варианты: смешарики, снеговик, заяц, слон. 5 - 5
12. Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 - 1
Всего: 34 6 28
Тематическое планирование
№ Тема занятий Количество часов Цель Форма Дата проведения
5 «а» 5 «б» 5 «в»
план факт план факт план факт
1 Вводное занятие. История вязания.
Образцы пряжи, крючков, изделий 1 Знакомство детей с планом работы на год, техникой безопасности. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
Вводный урок 2 Основные элементы техники вязания крючком. 4 Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом. Лекция с элементами беседы 3 Основные приемы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель. Столбик без накида. Полустолбик. 6 Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Лекция с элементами беседы 4 Ажурное вязание. Его применения. Столбик с 1,2-мя накидами. 4 Основные приемы ажурного вязания. Ознакомить со столбиками с 1,2-мя накидами. Лекция с элементами беседы 5 Чтение схем ажурного вязания. 2 Вязание ажурных мотивов. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов. Лекция с элементами беседы 6 Техника кругового вязания. 1 Ознакомить с техникой кругового вязания. Лекция с элементами беседы 7 Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий ажурным вязанием”. Возможные варианты: салфетка (по кругу, из мотивов), прихватка.
7 Крючки и нитки для вязания прихватки. Плотные и ажурные прихватки. Различные формы: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения прихватка. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения салфеток. Подбор крючка и ниток. Расчет петель для салфетки. Вязание и оформление изделий. Лекция с элементами беседы 8 Игольница черепаха. 1 Особенности вязания игольницы, овала, круга. Игольницы из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание игольницы, оформление ее. Вязание мотивов. Лекция с элементами беседы 9 Игольница солнышко. 1 Особенности вязания игольницы, круга. Игольницы из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание игольницы, оформление ее. Вязание мотивов. Лекция с элементами беседы 10 Игрушка поросенок, мышка. 1 Последовательность выполнения игрушки, техника соединения деталей, техника сборки игрушки. Лекция с элементами беседы 11 Мини-проект “Выполнение сувенирных мягких игрушек ”. Возможные варианты: смешарики, снеговик, заяц, слон. 5 Последовательность выполнения игрушек, техника соединения деталей, техника сборки сувенирных игрушек..Лекция с элементами беседы 12 Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Лекция с элементами беседы Всего: 34 Условия реализации программы
Психологические условия реализации программы: реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца.
Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир в творчество.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы:
1. Помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением.
2. Рабочее место обучающегося–ученические столы с легко моющимся покрытием, должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга.
3. Стол для учителя
4. Инструменты:
•крючки (от 1.5 до 8 мм);
•ножницы;
•сантиметровая лента;
•булавки;
•швейные иглы;
5.Основные материалы:
•пряжа и нитки разной толщины и цветов;
•миллиметровая бумага.
6. Оснащение- шкаф для материалов, инструментов и методических
пособий, образцов изделий, выставочный стенд работ кружковцев.
7. Технические средства - мультимедийный проектор, экран, компьютер.
8. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: схемы, фотографии, технологические карты, инструкционные карты, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, диски, журналы, проектные работы учащихся, таблицы по технике безопасности. Список литературы.
Литература для учителя.
1. Симоненко В.Д. Технология. М.:»Вентана – Граф», 2004.
2. Зуевская Е. Энциклопедия узоров. М.: «Контент», 2001.
3. Зайцева А.В. Амигуруми милые игрушки, связанные крючком. М.: Эскмо, 2013
4. Технология: Поурочные планы по разделу «Вязание»./ Автор-составитель Гурбина Е. А. – Волгоград: «Учитель», 2006
Литература для учащихся.
1.Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. Для учащихся.- М.:Просвещение.1992.-95 с ил.
2. Журналы по вязанию: «Креатив», «Маленькая Diana», « Мастерица», «Сандра».
Интернет-ресурсы:
1. www.uzelok.ru› - Вязание крючком
5. http://ru.pdf-document.com/ebook/ - Схемы+Вязания+Крючком8. http://crochet-story.ru – Вязаная история начинается ...
Приложение
Правила безопасности и санитарно- гигиенические требования.
• При вязании сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
• Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см.
•При меньшем расстоянии развивается близорукость и в глаза попадают частички пыли, пряжи.
• Перед началом и после окончания работы следует мыть руки с мылом, чтобы нить и полотно оставались всегда чистыми.
• Во время вязания, клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзинке или коробочке, стоящей на полу с левой стороны.
• По окончании работы крючок следует вколоть в клубок и вместе с начатой работой положить в целлофановый или тканевый мешок, который хранят в шкафу, на полке.
• Ножницы надо убрать в специальную коробочку.