Доклад на педсовете «Методология использования современных педагогических технологий в образовательном процессе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ « МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»



Мой доклад по теме педсовета заранее разделён на две части ( приём «Продвинутая лекция».) К каждой части поставлен проблемный вопрос.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К 1 ЧАСТИ:

: Насколько оправдано введение инновации, связанной с внедрением образовательных технологий в учебный процесс школы, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желательного результата?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К 2 ЧАСТИ:


Какие новые образовательные технологии вы узнали и чем они вас заинтересовали?



Предлагаю учителям написать варианты ответов на вопрос к 1-ой части в столбик. Далее вы будете работать в парах, обмениваясь информацией и выступив перед другими педагогами.




ЛЕКЦИЯ ЧАСТЬ 1


Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют всё более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений. Новые социальные требования к системе образования сформулированы в КОНЦЕПЦИИ модернизации российского образования на период до 2010-го года и звучит так: « Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные , предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». С педагогической точки зрения, гуманизация предполагает очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребёнка ака личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие его способностей, индивидуальности. Отсюда вытекает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы развить в человеке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Реализация данных целей требует новых педагогических технологий. По определению ЮНЕСКО , педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов с целью оптимизации форм образования. Итак, педагогическая технология – это описание и процедура реализации педагогического процесса. Различают разные виды технологий: образовательная, воспитательная, информационная. Образовательная технология – это технология учебного процесса. Характерные черты всех педагогических технологий следующие:

-последовательная ориентация на чётко определённые цели;

-чёткая этапность и последовательность педагогических действий;

-воспроизводимость педагогического процесса;

-полная управляемость педагогическим процессом;

-инвариантность основных этапов образовательного процесса;

-точное описание условий обучения;

-Чёткие критерии измерения и оценки результатов;

-оперативная обратная связь;

-коррекция педагогического процесса;

-гарантированность результата.


Следовательно, в технологии развивающего обучения важнее всего осознать её методологическую направленность и теоретические закономерности развития мыслительных и познавательных способностей ребёнка , теории управления познавательной деятельностью. Так как понятие «педагогические технологии» характеризуются многими признаками, то и подходы к классификации могут быть различные. Рассмотрим таблицы (стр.23-25).На них приведены различные виды используемых в педпрактике технологий. Основной задачей учителя становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся ребёнком.

Развитие личности в школе происходит на уроке, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребёнка в разные виды деятельности. Учитель обязан на уроке реализовывать следующие принципы:


-Урок- это открытие, поиск и осмысление истины. Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Ключевой результат урока- это развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника образовательного процесса.

-Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

-Высочайшей ценностью на уроке является человек. Гуманизация воспитания- ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе «учитель- ученик», установления атмосферы доверия, уважения личности ребёнка и сотрудничества с ним. Все эти принципы лежат в основе образовательных технологий, реализуемых в современной школе. Вспомним, что говорил король в сказке Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя» Что могут означать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения : ставь перед собой и перед тем, кого учишь, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи, можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, можем показать фильм или организовать игру. Но проходит некоторое время, и в памяти детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми они должны были овладеть. Это происходи потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Подведём итоги 1-ой части лекции:

-Как вы ответили на вопрос 1-ой части лекции?

-Что совпало с вашими представлениями?

-Какие гипотезы не подтвердились?

-Какие новые сведения вы добавили при работе над лекцией?


Попрошу высказаться несколько пар.


Давайте послушаем ответы на 2-ой вопрос. ( Слушаем ответы педагогов)




ЛЕКЦИЯ ЧАСТЬ 2



Новые требования к качеству современного образования, определённые КОНЦЕПЦИЕЙ модернизации российского образования, обусловливают стратегические требования к построению целостного образовательного процесса. Совершенно очевидно, что ведущими должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения.. Педагоги должны учитывать следующие факторы, влияющие на эффективность использования педтехнологий :

-конкретные педагогические и образовательные цели;
- особенности предметного содержания в целом;
-индивидуальные и личностные особенности учащихся;
-учебно-методическая и материально-техническая оснащённость образовательного процесса;
-социальные условия, в которых реализуется образовательный процесс.


Рассмотрим технологическое построение учебного процесса ( рисунок 1, лист 5). В данной схеме прослеживается направленность на заведомо фиксированные цели, коррекция учебного процесса и оперативная обратная связь. Мы видим, что достижение конкретных результатов напрямую зависит от чёткости целей и адекватности выбора стратегии обучения, то есть от методов обучения. Система современных методов обучения может быть представлена так ( книга, стр. 18-19). На использовании конкретных методов обучения строятся разные виды образовательных технологий ( книга, стр.23-25) Выбор и эффективность применения образовательных технологий обусловлены факторами объективного и субъективного характера. Назовём основные образовательные технологии:


1ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(книга, стр.29-30)

2 ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕККТНОГО ОБУЧЕНИЯ


3 ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

4 КОММУНИКАТИВНО- ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


5 ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (« Лестница достижений» )

( книга, стр.50)


6 ТЕХНОЛОГИЯ « ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА»




Итак, главное направление всех новых образовательных направлений – это формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственного развития, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Совершенно очевидно, что новые образовательные технологии – это поиски пути получения гарантированного качественного образовательного результата.


15