Презентация творческого отчета на тему Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря
Творческий отчет Фроловой Ирины Александровны, учителя начальных классов * * * * * * * * * * * * * * пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). * * Обогащение словаряУточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верноАктивизация словаря * * Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребёнка в словарь активный. * * Драматизация – методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию [Никитина М.И.]. * * Драматизация способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы. * * - чтение по ролям с отработкой интонаций; - составление «живых групп», картин; - перестройка текста с целью драматизации – извлечение диалогов из текста рассказа, составление пьес и сценариев по рассказам; - дополнение текста описанием обстановки, где происходит действие, внешности героев и пр.; -постановка небольших сцен – с декорациями, гримом или без них. * * анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев;постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвует несколько человек) «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов движений);чтение по ролям; драматизация развёрнутой формы (инсценирование). * * 1 блок - исследование объема пассивного словаря 2 блок – исследование объема активного словаря * * * * * * * *
* * * * * * 1. Блок. Фонетическая зарядкаУпражнения для развития речевого дыхания и голоса Речевая зарядкаПсихогимнастика. Пластические этюды.Пальчиковые игры 2. Блок. Первичное знакомство с произведениемРассматривание иллюстрацийСловарная работаЧтение или рассказывание педагогом * * 3. Блок. Работа по запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажамиДидактические игры, способствующие запоминанию сюжета Игры для запоминания ролевых диалогов Различные виды театра 4. Блок. Работа над выразительностью образаСоставление словесных портретов героевПроигрывание этюдов «Примеряем роль»Упражнения для вхождения в образ Игры и упражнения на развитие основных эмоций * * 5. Блок. Подбор музыкального сопровождения. Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовокДвижение под музыку 6. Блок. Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декораций 7. Блок. Показ спектакля. * * Методы драматизации просты в применении. Слабослышащим школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь героев. Именно в драматизации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия. * * * * * * Наличие результатов:И из всего этого можно сделать вывод, что активизация словаря у младших слабослышащих школьников будет более эффективна, если обучение будет проходить в определенной последовательности и с использованием различных приемов драматизации, что является очень значимым и необходимым в системе обучения детей языку. * * * * Первый этап работы (1 блок) (обязательное применение иллюстраций, сюжетных картинок).Цель: - способствовать выработке правильного речевого дыхания;- развитие интонационной выразительности голоса;- совершенствование пластики движений;- улучшение координации движений пальцев рук. Предлагаю следующие упражнения:Развитие речевого дыхания и голоса Речевая зарядкаПсихогимнастика. Пластические этюды.Пальчиковые игры: * * Второй этап работы (2 блок) Цель: - подготовить учеников к восприятию художественного произведения- выяснение знаний слабослышащих детей о той или иной лексике, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям словформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведенияРассматривание иллюстрацийСловарная работа- Рассматривание предметной картинки - Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима Чтение или рассказывание педагогом (возможна одновременная подборка иллюстраций) * * Третий этап (3 блок)Цель: - проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанногоспособствовать запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажамиДидактические игры, способствующие запоминанию сюжетаИгры для запоминания ролевых диалогов «Игра в сказку» (различные виды театра) * * * * Пятый этап (5 блок)Подбор музыкального сопровождения. Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовокДвижение под музыку Шестой этап (6 блок)Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декорацийСедьмой этап (7 блок)Показ спектакля. Обсуждение после проигрывания произведения * *