Методическая разработка на тему «Психологический анализ фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук)»
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Кафедра общей психологии
Индивидуальная работа
По курсу «Возрастная психология»
«Психологический анализ фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук)»Выполнила: студентка гр. ДН2ППФ СГГУ Чернявская А. М.
Проверила: кандидат психологи
ческих наук, доцент кафедры
общей психологии
Кадышева Л. Б.
Севастополь, 2014
Диалоги Андрея Болконского и Пьера Безухова
Вопросы:
Что является главной отличительной чертой взаимоотношений А. Болконского и П. Безухова? Как это выражается?
В начале фильма Болконскому 27 лет, Безухову - 20.
У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский – выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигентны, образованны, заняты поиском смысла жизни. И тот, и другой патриоты.
Отличительная черта их взаимоотношений – это наставничество. Например, Пьер советуется с князем Андреем насчет того, чему посвятить жизнь, чем заниматься в будущем.
Как проходят диалоги?
Разговаривая друг с другом, герои нередко делятся своими сокровенными мыслями. Например, слова Андрея Болконского, обращенные к Пьеру, иногда обретают характер исповеди. («В последнее время мне стало тяжело жить...»).
Также диалоги проходят в форме споров, противоречий. На тезис одного участника спора другой участник выдвигает опровержение или новый тезис.
Например, в разговоре Пьер говорит, что убить человека – нехорошо, несправедливо, что это есть зло для другого человека, на что князь Андрей отвечает тем, что тот не знает, что есть зло для другого, что люди заблуждаются в том, что считать справедливым (философия).«В споре рождается истина»
Чьей жизненной позиции Вы придерживаетесь?
Какие возрастные особенности можно отметить в приведенных отрезках кинофильма?
Пьер молод, он еще только на стадии выбора направления деятельности, а также определения отношения к обществу и своей роли в нем, тогда как Болконский уже определился со своей гражданской позицией и выбрал делом жизни военную службу.
Князь Андрей Болконский - это очень волевая, одарённая натура. Данный образ постепенно меняется под влиянием происходящих в его жизни событий. В самом начале Болконский – честолюбивый офицер, стремящийся совершить подвиг. Но, после ранения под Аустерлицем, он понимает тщетность своих устремлений. Герой уезжает к себе в имение и занимается тем, что старается облегчить жизнь своих крепостных. Но в 1812 году вновь вступает в армию, теперь уже не стремясь совершить подвиг, а для того, чтобы помочь Родине.
Пьер Безухов - натура эмоциональная и неустойчивая. Он также понимает значение долга, но главное для него - это поиск «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера – непрестанные искания смысла жизни. И если Болконский нашёл смысл в служении Отечеству, то Пьер состоялся как отец семейства (эпилог).
Монологи героев
Вопросы:
Какие кризисные проявления можно отметить в приведенных отрезках кинофильма?
У Андрея Болконского: - кризис 30 лет – проблема смысла жизни.
- кризис середины жизни – осознание того, что ты уже не молод («А мы знаем жизнь...»), поиск смысла жизни, переосмысление профессиональной карьеры.
У Пьера Безухова: - кризис 30 лет – переоценка прежних ценностей и выборов, проблема смысла жизни, изменение представлений о своей жизни, утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным (кутежи, гусарство).
Какие индивидуальные особенности характера героев Вы можете отметить?
Князь Андрей Болконский - это очень волевая, одарённая натура. Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли», он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей. Болконского отличает рассудочно-рационалистическое постижение жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений.
Пьер Безухов - натура эмоциональная и неустойчивая, он искренне и прямолинейно говорит то, что думает.
При детски наивной доверчивости, безыскусственности, эмоциональности — зрелость, незаурядность мысли, широта интересов; при смелости быть самостоятельным в суждениях — робость в поведении. Духовное богатство, оригинальность, чуткое, «золотое сердце» (слова Болконского) — и слабость воли, готовность подчиниться чужому влиянию («золотой молодежи», князя Василия, Элен, масонов, Платона Каратаева и др.) — все это в личности Пьера предопределило непрерывность его исканий, неровность жизненного пути, движение (через «заблуждения и несчастья») к гармонии личного и общественного. Ему свойственно поддаваться мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.
О Пьере Безухове
Вопросы:
Какие личностные качества проявил Пьер Безухов, находясь среди простого люда в Москве?
Отвага, милосердие, мужество, сострадание. Неброское же героическое начало в Безухове, мужество, стойкость более для него органично выразились при ожидании смертной казни (несостоявшейся) и в тяжелейших условиях плена.
Только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие.
Теперь Наполеон для Пьера враг России и его личный враг. Потому свою патриотическую роль в национальной истории и свою миссию в истории Европы он видит в непременном убийстве Бонапарта, как виновника бедствий всей Европы. Он один из всех должен совершить или погибнуть.
Невозможность исполнения его, несоответствие самой натуре Пьера задуманного им террористического акта видно из аксессуаров подготовки к нему: выбор орудия убийства (кинжал), наивная, неловкая конспирация (переодевание), отвлечение внимания на «попутные» действия: спасение ребенка, дружба с французским офицером.
Какие средства выразительности передавали напряженность военных баталий?
Тяжелая музыка, цветовая гамма, пиротехника, костюмы, панорамная съемка.
Образ Наташи Ростовой
Вопросы:
Какие возрастные периоды жизни Наташи Ростовой освещаются в фильме?
Подростковый возраст, юношеский возраст.
Какие характерные особенности каждого возрастного периода можно назвать?
Подростковый возраст – осознание и реализация своей индивидуальности (непосредственность в выражении своих чувств; поступает так, как ей хочется, а не так, как этого требует окружение).
Юношеский возраст – центральные новообразования: личностное самоопределение (какая я, кто я), саморефлексия. Возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью: юношеский максимализм («Я люблю только его и никого больше мне не нужно»).
Какие кризисные проявления можно отметить в приведенных отрезках кинофильма?
Кризис идентичности – в данном случае проявляется как преждевременная взрослость. По Джеймсу Марсиа этот статус идентичности имеет название предрешенность – т.е. принятие на себя обязательств, не проходя через кризис: «Теперь уж я большая... Теперь уж лежит на мне ответственность за каждое мое дело и слово».
Психологический анализ фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук)В экранизации романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» ясно прослеживается проблема поиска смысла жизни, определения места героев в обществе и их предназначения в данное время для данной социальной ситуации. Ярким примером поиска своей роли в данном обществе является Пьер Безухов: его зрелость, широта мысли, духовное богатство, но и слабость воли, своего рода конформизм определили непрерывность его исканий, неровность жизненного пути, движение (через «заблуждения и несчастия») к гармонии личного и общественного. Герой обрел душевное спокойствие в среде простых русских крестьян, сложных военных условиях.
Также можно проследить возрастные особенности и кризисы героев: для Пьера Безухова характерен поиск и выбор направления своей будущей деятельности, он советуется со своим так называемым «наставником» - князем Андреем Болконским, офицером, жаждущим славы. Обоих не оставляет проблема смысла жизни, которая представлена в их диалогах, спорах, обсуждениях, а также в монологических рассуждениях. Для Пьера в кризисный период характерна переоценка прежних ценностей и выборов, проблема смысла жизни, изменение представлений о своей жизни, утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным.
Князь Андрей старше Пьера на 7 лет, поэтому на его примере можно проследить проблематику зрелого возраста и кризиса 40 лет: он выражается в переосмыслении выбора карьеры, поиске смысла жизни и приспособлении к осознанию того, что он уже не молод.
На примере графини Натальи Ростовой можно отметить её развитие в период от 13 до 17-20 лет, который охватывает подростковый возраст, юношеский возраст и раннюю молодость. В фильме освещаются такие возрастные особенности графини: осознание и реализация своей индивидуальности, личностное самоопределение, саморефлексия, юношеский максимализм. Наблюдается т. н. «кризис идентичности», который выражается в предрешенности (по Дж. Марсия) – принятии на себя обязательств, не проходя через кризис.
В данном фильме режиссер хотел передать мысль Л. Н. Толстого о том, что в условиях страшной беды народ сохранил свои нравственные силы, сумел сплотиться и потому победил. Режиссер выразил эту мысль, прежде всего, в экранных баталиях, поражающих длительностью временного течения при способности держать зрителя в непрерывном напряжении. Кроме того, напряженность военных баталий передавали костюмы, цветовая гамма фильма, тяжелая музыка, пиротехника, и новаторство режиссера – панорамная съемка полей сражения.