Методическая разработка «Афганская война»
Методическая разработка «Афганская война»
Пояснительная записка
Организационно-методические рекомендации по подготовке и проведению внеурочного мероприятия «Афганская война»
Сценарий внеурочного мероприятия «Афганская война» проводится для обучающихся 9 -11 классов. Дата проведения традиционно - в преддверии Дня воина-интернационалиста (15 февраля). Продолжительность мероприятия – 45 минут.
Цель внеурочного мероприятия:
познакомить обучающихся с основными событиями Афганской войны, раскрыть роль СССР в ней;
представление собранных материалов по участникам Афганской войны - наших земляках;
нравственно-патриотическое воспитание обучающихся;
готовность преемствовать мужество и героизм у афганцев.
Задачи внеурочного мероприятия:
на конкретных фактах более подробно раскрыть события Афганской войны;
показать необдуманную политику советского руководства при вводе Советских войск в Афганистан;
привлечь обучающихся к обсуждению данной темы на основе краеведческого материала;
воздействовать на чувства, сознание обучающихся;
подвести их к пониманию того, что гражданская позиция каждого класса - это ответственность перед обществом, государством, самим собой за поведение, поступки, принятие решений;
воспитание у обучающихся уважение к воинам, честно отвавшим свой гражданский долг, необходимости оказания им помощи, как со стороны государства, так и общества.
Особенности внеурочного мероприятия:
Место проведение – учебный кабинет.
Необходимое оборудование – компьютер, проектор, стереосистема.
Приглашённые гости – участники Афганской войны. микрорайона Волжский.
Ответственные за мероприятие: заведующая школьным музеем, учителя истории, литературы, библиотекарь.
Участники – учитель, Ведущий, Ведущая, чтецы.
Подготовка к проведению внеурочного мероприятия:
Изучение необходимой литературы и материалов по теме мероприятия, сбор и изучение дополнительной информации.
Подготовка текста сценария.
Приглашение участников Афганской войны на мероприятие.
За три недели до проведения мероприятия обучающимся 9 - 11 классов даётся задание: используя вопросы анкеты, провести соцопрос, обработав данные, представить результаты исследования.
Подготовить выставку по материалам школьного музея «Афганская война и наши земляки».
Заранее разучиваются стихи: «Нет больше рядом тополей», «Стихли взрывов», «Кукушка», «Наша боль и опасений тень», «Прикрой меня, ведомый», «Стихов написано про горы», «Сидят за праздничным столом».
Понадобиться аудиозапись песен «Время выбрало нас» («Голубые береты»), «Вспомним, товарищ, мы Афганистан», «Уходим» («Каскад), «Прикрой меня, ведомый», «У трапа самолёта» (Ю. Слатов).
План проведения мероприятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Начало и ход Афганской войны.
Гражданская позиция А.Д. Сахарова по вопросу о Афганской войне.
Наши земляки - участники Афганской войны.
Отношение населения города Рыбинска к Афганской войне.
Выступление гостей.
Итоги и последствия Афганской войны.
Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия
Организационный момент (проверка готовности выступающих, работы техники, приветствие).
Вступительное слово учителя
Учитель: (слайд 1)15 февраля – день воина-интернационалиста. Ежегодно в нашей гимназии для учащихся 9-11 классов проходит «Урок Памяти», посвящённый участникам Афганской войны. Стало доброй традицией в этот памятный день собираться в стенах нашей гимназии афганцам жителям нашего посёлка. Наш урок историко-литературный, целью которого является ознакомление с основными событиями войны и творчеством групп «Каскад» и «Голубые береты» непосредственных участников вооружённого конфликта, воспитание гражданской позиции. На выставке представлены материалы из школьного музея из экспозиции: «Афганская война и наш микрорайон Волжский». А теперь слово ведущим.
Ведущий: В 1960-1970-х гг. в международной политике были попытки выхода из тупиков холодной войны путём разрядки международной напряжённости, которая осталась непрочной. Вместе с такими шагами по пути разрядки проходили локальные войны. Одна из них – это Афганская война (слайд 2)
Начало и ход Афганской войны.
Ведущая: В 1973 году в Афганистане произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монархическую и установившую президентскую власть. Первым президентом Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан, который опирался на народно-демократическую партию Афганистана. В 1977 году, в виду тактических разногласий, сформировалось два крыла; одно из которых возглавил Б. Кармаль. Новая власть не решала насущных социально-экономических, национальных проблем в стране.
Ведущий: Более того, Дауд пытался фактически вернуться к монархическим формам правления. В стране были запрещены профсоюзы, деятельность политических партий, начались репрессии. Они коснулись и НДПА. В этих условиях обе фракции Национально-демократическая партия Афганистана объединились, и заручившись поддержкой армии, 27 апреля 1978 года свергли режим Дауда. Руководство страной взял на себя Революционный совет под председательством Наура Мухаммеда Тараки, а его заместителем стал Бабрак Кармаль. Всё это время СССР поддерживало сторонников революции и в декабре 1978 года был подписан советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и содружестве.(слайд3)
Ведущая: В Афганистане началось проведение радикальных социально-экономических реформ, ориентированных на опыт строительства социализма в среднеазиатских республиках Советского Союза. Это вызвало сильное сопротивление внутри страны и особенно со стороны мусульманского духовенства. Активную помощь внутренней оппозиции стал оказывать Пакистан, на территории которого из беженцев-афганцев в июне 1978 года образовался «Национальный фронт освобождения Афганистана». Прошли крупные мятежи в Кандагаре, Джелалабаде, Хосте. Весной 1979 г. с территории Пакистана была предпринята попытка крупного вторжения, а в июне-августе были подавлены вооруженные выступления в самом Кабуле. Эти трудности усугубились вновь вспыхнувшей борьбы внутри НДПА. Началась фактически гражданская война, в ходе которой в сентябре 1978 г. физически был устранен руководитель НДПА и государство Тараки. Всю власть удерживал премьер-министр, он же министр обороны и внутренних дел Х. Амин, который развернул в стране кампанию террора и репрессий и, попытался использовать всестороннюю помощь СССР для укрепления своей личной власти. (слайд 4)
Ведущий: Спецчасти КГБ захватили дворец Х. Амина, и посаженный с советской помощью президент Б. Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим «приглашением».В этой обстановке 12 декабря 1979 г. в Москве, в кабинете Генсека ЦК КПСС Председателя Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева в тайне от Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и даже Политбюро было принято политическое решение о вводе советских войск в Афганистан. Одним из формальных оснований был «Перечень просьб Афганского руководства по поводу ввода в Демократическую республику Афганистана различных контингентов советских войск в 1979 г.», имеющих гриф «Особо важный документ». (слайд 5)
Ведущая: Руководство Генерального штаба СССР выступило против ввода советских войск, но его мнение не было принято в расчет. В архивах министерства обороны СССР нет документов, в которых ставилась бы задача на подготовку ввода советских войск в Афганистан. Все распоряжения отдавались министром обороны Д.Ф. Устиновым только устно, на основе которых было сделано около 30 различных директив и развернуто сто соединений, частей и учреждений. Для доукомплектования было призвано из запаса более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат. Таким образом в канун 1980 г. решением узкой группы членов Политбюро и высших военных чинов началась война в Афганистане. Советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу».
Ведущий: 25 декабря 1979 года в 15.00 часов московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа.
Ведущая: Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности , только два поколения выросло за 34 года: дети тех, кто родился в 45-м, только-только стали входить в пору своей зрелости. Тогда, до декабря 1979 года всё было также как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.И вдруг...Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война (слайд 6)
1-ый чтец «Нет больше рядом тополей»
Нет больше рядом тополей
И тех цветов, что ты нам подарила.
Нет больше рядом матерей
И той земли, которая взрастила.
О, русские цветы и тополя!
О, русские рассветы и закаты!
Родимая, далёкая земля,
Мы шлём тебе поклон,
Твои солдаты.
Звучит песня «Время выбрало нас»
Ведущий: Из-за высоких Гиндукуш к нам поступали лишь воздушные «чёрные тюльпаны» с «грузом – 200», понимание, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких...
2-й чтец «Кукушка»
Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своём мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелёк багульника примятый,
И звучит далёкое «ку-ку»
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят.
Девяносто.
Сто!.. (слайд 7)
Что ты так расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По её рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы не скупясь,
Им знакомы голод и усталость
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Дни свои не прячут про запас
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди
Ты её со старостью не путай.
4. Гражданская позиция А.Д. Сахарова по вопросу о Афганской войне.
Ведущий: Обострилась международная обстановка и военно-политическое соперничество между СССР и США. Вся информация о реальных событиях в Афганистане скрывалась от общественности: говорили об одном, писали о другом, а делали третье. По - разному было принято участие советских войск в Афганской войне советским обществом. (слайд 8) Академик Андрей Дмитриевич Сахаров первым в государстве поднял свой голос против ввода советской армии в Афганистан. Он хорошо понимал все возможные последствия и требовал решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административная ссылка А.Д.Сахарова из Москвы в Горький (ныне Нижний Новгород). Назад они вернутся только с началом перестройки.
Ведущая: Войну долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. (слайд 9) Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут Вам о мужестве и силе духа человеческого.
3-й чтец «Стихли взрывов»
Стихли взрывов гулкие удары,
Нас не пощадил тяжёлый бой.
Чудом уцелевшую гитару
Мы нашли в машине головной.
И среди ошметков гнутой стали,
Гильз пустых, разбросанных вокруг,
Мы гитару бережно достали
Через покоробившийся люк.
А потом усталые и злые,
Мы к костру сходились в тишине,
В наших душах плакала Россия
На гитарной тоненькой струне.
Пели мы про радости и беды,
Чёрствый хлеб, ломая на куски,
Песни фронтовые наших дедов
Были нам понятны и близки.
Пели мы и кровь кипела в жилах,
Словно в радиаторах вода,
Пели мы о доме, значит, живы,
А живые гибнут иногда.
Может, песни есть и покрасивей,
Только нам не нужно пышных фраз.
В наших песнях - с нами вся Россия,
И никто не одолеет нас. (слайд 10)
Звучит песня «Вспомним, товарищ, мы Афганистан»
Ведущий: Не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мама. В разговоре с афганцами приходиться довольно таки часто слышать: «Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей». И это действительно так. Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: «До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад». А стриженые мальчики храбрились на перронах вокзалов, хрипло пели под гитару и уходили на войну(слайд 11)
Ведущая: «Здравствуйте, дорогие родные!
Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. Ты мама пишешь, что у вас ещё 14 марта были морозы. А у нас здесь жара, правда, через два дня идёт дождь, как по расписанию.
Я вам, наверно, писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы А у нас кругом одни угрюмые скалы. Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо»Ваш Виктор
Ведущий: (слайд 12) 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
4-й чтец «Наша боль и опасений тень»
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему. (слайд 13)
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
Звучит песня «Уходим»
Наши земляки - участники Афганской войны.
Ведущая: В 1999 год группа учащихся, входившая в Совет музея и занимавшихся по краеведческой программе «Остров», взялись за исследование об участниках Афганской войны. Во-первых, нужно было узнать, кто участвовал в Афганской войне из нашего поселка, и какова их судьба. Учащиеся обратились в военкомат города и из картотеки выписали данные об «афганцах».
Вот этот список. (слайд 14) Их оказалось 33 человека. А затем состоялись встречи, беседы. Собирались воспоминания, фотографии, документы. (слайд 15)
В наш музей были переданы письма одного из солдат - Зорина Александра Александровича. Вот отрывки из этих писем.
Ведущий: «Все ребята рвались участвовать в открытых боях».
«Мы здесь стали на 10 лет взрослее».
«Каждый день становится вечностью, ждешь, когда начнется и когда, наконец, он закончится».
«Наша жизнь просто превращается в копейку, все идет кругом без начала и конца. Хоть и часто задумываешься над тем, что со мной будет дальше, все равно ни к какому выводу не приходишь».
«Мы жили в тяжелых условиях, не знали, что такое кровать, не знали, как это спокойно спать. Одиночные выстрелы, очереди из автоматов все это стало привычным до такой степени, что порой просто забывали или не замечали».
Ведущая: Судьба Зорина А.А., к счастью, сложилась благополучно.
В течение нескольких лет в ходе поисковых мероприятий в музей гимназии были собраны материалы о многих участниках Афганской войны из нашего микрорайона. Вот некоторые из них. (слайд 16)
Ведущий: Зорин Александр Александрович.
Родился 19 апреля 1964г. Отец – Александр Павлович - уроженец д. Омут (ныне территория п. Волжский), мать – Лидия Федоровна, родилась в д. Медухово Брейтовского района. Александр Александрович учился в школе № 17 в том здании, где сейчас находится гимназия №8 . В 1979 году он окончил 8 классов и поступил учиться в авиационный техникум. В 1983 – 1985 годы – служба в армии, в Афганистане, провинция Шиндант, в танковом полку, в отдельной разведроте. Стояли в 200 км от Кандагара (точка Дилорам).
Домой после демобилизации вернулся 9 мая 1985г – в день Победы. За службу в Афганистане он был награжден несколькими наградами, одна из них уникальна. В соответствии с Указом Президента Республики Афганистан от 15 мая 1988г Зорин Александр Александрович награжден медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа» за № 240. Сразу же летом устроился на работу на Волжский механический завод (ВМЗ), цех №25. Летом же поступил учиться в Андроповский технологический институт. Вместе с Якшиным Андреем Николаевичем основали в поселке военно–патриотический клуб «Факел», но в трудные 1990–е годы, без поддержки властей, распался. (слайд 17) С 1987 г – секретарь цеховой комсомольской организации, с 1988г работает в материально – техническом отделе по снабжению. В 1991г избран секретарем комитета комсомола ВМЗ. В 1993 г назначен заместителем директора лечебно – оздоровительного комплекса «Приморский хуторок». В 1998г попадает под сокращение, увольняется и устраивается на работу в ИК №2 на офицерскую должность в отдел хозяйственного обеспечения. В 2001 г перешел в ИК №12, в 2006г уволился на пенсию. В семье трое детей: два сына и одна дочь.
5-й чтец «Прикрой меня, ведомый»
Нас в небо вновь зовет беды сигнал,
Прорвемся по лощине, между скал.
Пробьемся! Нам с тобою не впервой,
В атаку я иду, а ты прикрой.
А там, внизу, - и школы, и посевы,
И вдоль колонны бой ведёт конвой.
Прикрой, ведомый, Видишь, «духи» слева?
Прикрой, ведомый, видишь, «духи» слева?
Иду, а ты меня прикрой,
Иду, а ты прикрой!
Сквозь трассы мы спешим ребята, к вам,
Готовит «Стингер» выпустить душман.
Шалишь, брат. Нам все это не впервой.
Ведомый, я иду, а ты прикрой!
А там внизу – афганское селенье
Терзает банда как змеиный рой,
И наши парни приняли сраженье
И наши парни приняли сраженье
Иду, а ты меня прикрой,
Иду, а ты прикрой!
Ведомый, ты в бою всегда хорошо,
Немало нам ребят спасать пришлось.
Снижаюсь, надо выручить конвой,
Как понял? Я пошел, а ты прикрой.
А там, внизу, - им так нужна подмога,
Там бой идет. Неравный смертный бой.
Держись, братишки, хоть еще 6 немного,
Держись, братишки, хоть еще немного,
Ведомый! Сашка! Что с тобой?
Сажусь. А ты прикрой.
Ведущая: Якшин Андрей Николаевич награжден медалью «За отвагу», нагрудными знаками «Гвардия» «Отличник Советской армии», «2 степени», юбилейной медалью «70 лет ВС СССР», медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Есть в музее и статья из газеты «Рыбинские известия» от 23.02.1999г. об Андрее Николаевиче и его службе. Вот строчки из этой статьи: «Духи встречали нас не хлебом-солью, а свинцом. Наша рота не раз попадала и в засады, несли потери. Ребята мужали и взрослели на глазах Я и они тогда ни о чем не думали, просто выполняли приказ, хранили верность присяге. Командир подразделения старший лейтенант Литюк и другие офицеры наравне со всеми тащили на себе 25-килограммовые рюкзаки с патронами, гранатами, ракетами, сухим пайком, водой, перевязочными материалами. Когда вода кончалась, глотали снег». (слайд 18 -19)
Гусев Денис Анатольевич за образцовое выполнение воинского долга по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан был отмечен именными ручными часами. (слайд 20)
Смирнов Юрий Владимирович награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР. (слайд 21)
6 .Отношение населения города Рыбинска к Афганской войне.
Ведущий: Как было уже сказано, о военных действиях в Афганистане СМИ давали крайне скудные сведения. Но всё же общество догадывалось. А как относится к Афганской войне население, простые люди? Группа школьников провела социологический опрос по теме «Афганская война». Им предоставляется слово.
Выступление гостей.
Итоги и последствия Афганской войны.
Ведущий: Чем больше проходит времени, тем легче разобраться с войной. Сегодня про советских солдат говорят, что они ни в чем не виноваты, что входили они в Афганистан с полным осознанием своей интернациональной миссии. И не вина советского воина, а беда от незнания политической ситуации, что Апрельская революция оказалась обычным офицерским переворотом!! Отдавали они свою жизнь, выполняя свой гражданский солдатский долг - приказ командиров. И было бы очень справедливо, чтобы разыскать все сведения и наградные документы об участниках войны, чтобы воздать по заслугам каждому.
6-й чтец «Стихов написано про горы»
Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы - горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждём короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг - нелёгкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шёпот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Раз надо Родине,
Раз надо Родине -
Мне надо!
Но наши власти недостаточно уделяли внимания участникам Афганской войны. Многие считали, что вернулся парень-молодец, отдохни месяц-другой и вливайся в бурную жизнь, работай, дерзай! Но война-это не кадр из фильма, его не вырезать из памяти, она всегда будет жить в сердцах воинов-афганцев. Так в современном обществе появилась «афганская проблема», «афганский синдром». Эту ситуацию часто сравнивают с участием американской армии во Вьетнаме. 57 тысяч американцев сложили головы, воюя против вьетнамского народа. Нация отдала дань каждому поименно: на национальном военном кладбище в Арлингтоне установлена гигантская черного мрамора стена, на которой золотом горят имена всех погибших американских воинов (слайд 22)
Ведущая: В этой войне погибло более 15 тысяч советских солдат, общие потери Афганистана – около двух миллионов. Афганский народ тоже отдал дань советским воинам, создав в 1985 году памятник на средства молодежи Афганистана, в знак глубокой признательности советскому воину за самоотверженную, бескорыстную помощь в защите светлых идеалов Апрельской революции. Со временем в Москве и других городах России были сооружены памятники воинам-интернационалистам, как когда – то героям Великой Отечественной войны.
7-й чтец «Сидят за праздничным столом»
Сидят за праздничным столом,
В зеленом дворике у хаты,
Неторопливо о своем
толкуют мирные солдаты.
Один – сутулый и седой –
Солдат войны давно минувшей,
Другой – кудрявый, молодой,
В огонь боев вчера шагнувший.
И внук не дрогнул, заслонил,
В бою собою командира.
Когда огонь душман открыл,
Придя ущельем из-под Дира
Внук меж родней своей сидит,
За щедрым, маминым обедом,
И на груди звезда горит –
Такого ж цвета, как у деда. (слайд 23)
Ведущий: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья. (слайд 24) Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о её трагизме и мужестве советского солдата. Песня, которая сейчас прозвучит - дань памяти мужеству всех участников Афганской войны (слайд 26)
Звучит песня «У трапа самолета»
9. Подведение итогов мероприятия.
Учитель: Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживёт нескоро. И мы обязаны протянуть руку помощи тем, кто честно выполнил приказ, и чтобы война для них, наконец - то, закончилась.
Литература.
«Аргументы и факты» №19, 2001.
«Красная звезда» №28, 2000.
Боровиков А. Афганистан. Ещё раз про войну.
Олейник А. Памятник в Кабуле.
Самойленко В. Как открываешь страну. Афганистан глазами очевидца. М., 1986.
Сто великих битв. М. «Вече», 1999.
Стрельцова Н. Возвращение из Афганистана.
Ткаченко П. Афганистан болит в моей душе.