Статья Формирование толерантности у детей в рамках классного руководства


Формирование толерантности у детей в рамках классного руководства
Перед современными педагогами стоит задача формирования новой культуры отношений. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. Стремительный темп жизни, социальные проблемы и воспитательная инерция родителей по отношению к детям порождают отсутствие толерантности у современных детей.
Данный проект посвящен актуальной в современной школе тематике – воспитание терпимости. Научить детей толерантности (терпимости) - значит подготовить их к жизни, к общению с множеством других, очень разных людей.
В проекте представлены материалы по организации работы с младшими школьниками по формированию толерантности. Разнообразие форм и методов работы с детьми и родителями выступает как необходимое условие формирования толерантности по отношению к другим. Учащимся важно осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Основная цель - воспитание детей в духе терпимости, уважения друг к другу независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, социального и материального уровня родителей.
Задачи данного проекта:
• способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;
• развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; 
• формировать коммуникативные навыки учащихся; 
• совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; 
• установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач; 
• формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. 
Ключевые слова: толерантность, терпимость, отношение к "другому"; нравственность, деятельность, система мероприятий, формирование, диагностика.  Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников. 
Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества.
 Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование нравственных представлений и понятий. 
Для достижения задач по воспитанию толерантности младших школьников нами разработан воспитательный проект «Формирование толерантности у детей». 
Ведущая роль в воспитании культуры толерантности младших школьников принадлежит классному руководителю.
Воспитательная работа класса строится на следующих принципах педагогической деятельности:
• формируется установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
• осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между уч-ся и педагогом;
• создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
• каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
• отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.Цель данного проекта - формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности.Объект: учащиеся класса, родители учащихся класса.
Задачи:
• способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;
• развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; 
• формировать коммуникативные навыки учащихся; 
• совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; 
• установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач; 
• формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. 
 В основу проекта положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности младшего школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.Система мероприятий включает классные часы, игровые тренинги, внеклассные мероприятия: праздники, игры, коллективные творческие дела. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников.Каждый год направлен на решение определенных задач; он начинается с проведения диагностики (социометрии, анкетирования, психологического тестирования) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.  Воспитание толерантности осуществляется через классные часы, кружковую работу, родительские собрания, родительский лекторий.
Программа рассчитана на 4 года – период обучения в начальной школе. Режим работы – 1 раз в месяц – 1 час.
Формы и методы проведения занятий:
индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;
организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности, ток-шоу, дискуссии, театрализованные представления, школьные праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.
организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона; организация педагогической поддержки;
диагностика толерантности, самоактуализации и качества среды.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данный проект ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации проекта «Формирование толерантности у детей» лежит системно-деятельностный подход.
В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у выпускника будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой округ.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой округа;
чувства гордости за свой город, свой округ, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику округа, города;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ямало-Ненецкого автономного округа и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты.
 Эталонный портрет толерантного выпускника начальной школы• ребенок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;• ребенок, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
• ребенок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
•ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
• ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
 Эталонный портрет толерантного класса:
• коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;• коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель,
дети и их родители. 
 

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается и заканчивается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование). В конце года проводится большой семейный праздник.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\пДата Тема классного часа Количество часов
1 Сентябрь
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1сентября). Путешествие по стране знаний.
Диагностика учащихся (тест для индивидуального знакомства с ребенком). 1
2 Октябрь
Международный день пожилых людей.
(1 октября). Классный час «В стране веселых бабушек и озорных внучат». 1
3 Ноябрь
Международный день толерантности.
( 16 ноября). Праздники, сближающие людей и народы. «Праздник дружбы». 1
4 Декабрь
День прав человека. (10 декабря).
Учебно-игровое занятие «На что имеем право» 1
5 Январь
Классный час "Культура поведения на переменах" 1
6 Февраль
Родительское собрание. «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?» 1
7 Март Классный час «Театр вежливых ребят» 1
8 Апрель
День матери России. (29 апреля). "Мама, бабушка + я"- утренник с участием родителей. 1
9 Май
Международный день семьи. (15 мая). «Мама, папа, я – дружная семья» - литературно – спортивный праздник. 1
Итого 9 часов
2 класс
№ п\пДата Тема классного часа Количество часов
1 Сентябрь
Международный день грамотности.
(1 сентября). Турнир Знатоков.
Диагностика для изучения детского коллектива «Ежик» 1
2 Октябрь
Международный день пожилых людей.
(1 октября). Классный час "Бабушки и внуки" 1
3 Ноябрь
Международный день толерантности.
( 16 ноября). Утренник «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть» 1
4 Декабрь
День прав человека. (10 декабря). Родительское собрание «Наказание и поощрение» с участием детей.
1
5 Январь
История новогодних праздников. «Рождественские встречи» - утренник с участием родителей. 1
6 Февраль
Знакомство с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях. Утренник «Деревенские посиделки» 1
7 Март Устный журнал. "История имени, фамилии, рода" 1
8 Апрель
День матери России. «У меня такая мама…» - утренник 1
9 Май Международный день семьи. (15 мая). Классный час «Моя семья» 1
Итого 9 часов
3 класс
№ п\пДата Тема классного часа Количество часов
1 Сентябрь
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1 сентября). Урок гражданственности и патриотизма Диагностика для изучения детского коллектива "Социометрия" 1
2 Октябрь
Международный день пожилых людей.
(1 октября). Аукцион народной мудрости "От бабушки до наших дней..." Классный час 1
3 Ноябрь
Международный день толерантности.
( 16 ноября). Классный час «Что такое толерантность»? 1
4 Декабрь
День прав человека. (10 декабря). Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка". 1
5 Январь
Родительское собрание. «Роль семьи в формировании личности ребенка» 1
6 Февраль Классный час «Автопортрет класса». 1
7 Март Классный час. «Учусь понимать других». 1
8 Апрель
День матери России. Детско-родительский вечер «Лучшие мамы на свете». 1
9 Май
Международный день семьи. (15 мая). Классный час "О чем расскажет семейный альбом" 1
Итого 9 часов
4 класс
№ п\пДата Тема классного часа Количество часов
1 Сентябрь
Международный день грамотности.
Всемирный день мира. (1 сентября)
Диагностика для изучения детского коллектива. "Круги на воде" 1
2 Октябрь
Международный день пожилых людей.
(1 октября). Вечер-встреча «Я и мое поколение». 1
3 Ноябрь
Международный день толерантности.
( 16 ноября). Классный час «О мальчиках и девочках». 1
4 Декабрь День прав человека. (10 декабря). Классный час «Азбука права». 1
5 Январь Классный час «Один за всех, все за одного». 1
6 Февраль Родительское собрание. «Умеете ли вы любить своего ребенка». 1
7 Март Диалог-тренинг «Улыбка. В чем ее секрет» 1
8 Апрель День матери России. Утренник «Букет для мамы». 1
9 Май
Международный день семьи. (15 мая) Классный час «В семейном кругу». 1
Итого 9 часов
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методика выявления уровня толерантности у учащихся Проведённый опрос позволяет определить отношения детей с людьми, направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы, заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям. Эти качества позволяют судить о толерантности в детском коллективе.
Тестовые задания.
Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого
представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
4. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
5. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее
всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
7. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
8. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
9. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
10. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;
13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко для педагоговОценки ставятся от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к Вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 балл – верно в некоторой степени, 2 балла – верно в значительной степени, 3 балла – верно в высшей степени.
Таблица 3
I. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей
баллы
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы Меня раздражают суетливые, непоседливые люди Шумные детские игры переношу с трудом Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня Всего: II. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник Меня раздражают любители поговорить Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня Всего: III. Вы категоричны или консервативны в оценках людей
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом «Новые русские» производят неприятное впечатление Мне не симпатичны представители иных национальностей Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем Всего: IV. вы не умеете скрывать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами и партеров
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же Мне трудно скрыть, что человек мне чем-либо неприятен Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем Мне неприятны самоуверенные люди Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте Всего: V. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера
Я имею привычки поучать окружающих Невоспитанные люди возмущают меня Я часто ловлю себя на том, что, пытаясь воспитывать кого-либо Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания Я люблю командовать близкимиВсего: VI. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным
Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах Жить в номере гостиницы с посторонним человеком - для меня просто пытка Когда партнёр не соглашается в чём-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня Я проявляю нетерпение, когда мне возражают Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется Всего: VII. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам Меня часто упрекают в ворчливости Я долго помню нанесённые мне обиды теми, кого я ценю или уважаю Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки Если деловой партнер непреднамеренно заденет моё самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь Всего: VIII. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) Мне иногда нравиться позлить кого-нибудь из родных или друзей Всего: IX. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав Всего: Обработка результатовПодсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем 9 признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов – 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим.
Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки – здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем выше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.